Тема 7. Коучинг как вид консультирования.

 

Понятие коучинга. Коучинг – менеджмент (Coaching management) и VIP – коучинг (Executive coaching). Области применения коучинга. Коучинг и другие виды психологического воздействия: психотерапия, тренерство, инструктаж, менеджмент.

Структура коучинга: компетенция; результаты; действие; контроль. Этапы коучинга: постановка цели; анализ реальности; поиск возможностей; принятие решения; конкретные действия (реализация плана). Навыки коучинга: раппорт; наблюдение; техники; слушание; доверие, обратная связь.

Коучинг как личностное консультирование. Цели индивидуального коучинга. Основные принципы индивидуального коучинга. Конструктивные запросы: об информации, о помощи в самопознании, о помощи в саморазвитии, о трансформации, о снятии симптома.

Коучинг руководителей. Саморазвитие сотрудников. Гендерные аспекты индивидуального коучинга.

Коучинг как организационное консультирование. Цели организационного коучинга. Основные принципы организационного коучинга. Основные процессы коучинга: «сшивка целей» организация-менеджер – менеджер-сотрудник; осознание и ответственность; продукт и процесс; поддержка и вызов.

Возможности и ограничения коучинга.

Литература:

Основная:

  1. Коучинг: истоки, подходы, перспективы. Сб.статей, сост. Фролова Е. СПб.:Речь, 2003 – 110 с.
  2. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. СПб.:Речь 2004. – 272 с.
  3. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. СПб.:Речь, 2002. – 192 с.
  4. Торп С., Клиффорд Дж. Коучинг: руководство для тренера и менеджера. – Спб.:Питер, 2004. – 224 с.
  5. Харрис Дж.Коучинг: личностный рост и успех. СПб.:Речь, 2002. - 112 с.

Дополнительная:

  1. Фопель К. Уверенное управление. Тренинг. Коучинг. Саморазвитие.Изд-во Генезис, 2004. – 122 с.
  2. Эрик Парслоу, Моника Рэй. Коучинг в обучении. Практические методы и техники. СПб.:Питер, 2003. – 204 с.

Веб-ресурсы: по выбору студента в соответствии с библиографическим списком

Самостоятельная работа студентов:

 

Домашнее задание №1. Защитные механизмы личности

Прочитать основную литературу и выделить основные защитные механизмы личности, привести примеры своих защит.

Домашнее задание №2. Поведенческий самоанализ.

Приведите несколько примеров собственного поведения, приобретенного и сохраняемого благодаря оперантному обусловливанию; и поведения, угасшего из-за недостатка подкрепления.

Приведите пример собственного «невротического» (Айзенк) поведения, которое не только не угасло, а усилилось со временем.

Составьте список стимулов, которые вы лично считаете подкрепляющими (не менее 25). Оцените каждый стимул от 1- незначительное подкрепление, до 4 – очень сильно подкрепляет. Определите свою цель (используя термины поведенческого консультирования) и разработайте программу самоподкрепления.

Домашнее задание №3. Самоанализ иррациональных установок (РЭТ).

1. Идентифицируйте по крайней мере две иррациональные установки, основанные на жестко требующем мышлении, относительно:

А) себя самого;

Б) других;

В) условий, в которых вы живете.

2. рассмотрите каждое из двух иррациональных убеждений, которые вы идентифицировали выше, и ответьте на следующие вопросы:

А) как вы проибрели это убеждение?

Б) как вы сохраняете его?

3. Выберите одно из своих иррациональных убеждений, которое вы желаете изменить. Как вы бы могли его оспорить, используя:

А) когнитивные техники?

Б) эмоциональные техники?

В) поведенческие техники?

Домашнее задание №4. Экзистенциальный анализ.

  1. Пишите в течении 30 минут на бумаге все свои желания, они могут быть любыми, начинайте каждое желание со слов «Я хочу…»
  2. Через 30 минут посчитайте количество реальных желаний, н-р, я хочу спать (тех, которые можете выполнить именно вы, именно сегодня, с учетом вашего опыта, умений, знаний, возможностей). Далее посчитайте количество идеальных желаний, н-р, мир во всем мире и т.п. (тех, которые именно вы не в состоянии выполнить никогда или в ближайшие 10-15 лет). И посчитайте количество условно-реальных желаний, н-р, закончить университет (тех, которые именно вы можете выполнить при определенных ваших усилиях со временем, но не более 10 лет). Вычислите процент.

А теперь ответьте на вопросы: «Каков уровень вашей личной ответственности за формирование своего бытия?» «В чем для вас заключается смысл жизни?»

Домашнее задание № 5 (к практическому занятию).

Прочитать роман Френсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна» и составить психологический портрет Николь, используя текст и добавляя свои личные комментарии.

Принести выполненное задание на практическое занятие. Задание войдет в портфолио, и будет учитываться при оценивании работы студента по данной дисциплине.

 

Домашнее задание № 6 (к практическому занятию).

Прочитать один из романов по желанию: Дали Сальвадор. «Дневник одного гения»; Звево Италас. «Самопознание Дзено»; Владимир Набоков «Лолита»; Толстой Лев. «Отец Сергий»; Уальд Оскар. «Портрет Дориана Грея»; Джон Фаулз. «Коллекционер»; «Феллини о Феллини». /Список произведений может быть изменен преподавателем/. Студент также может сам выбрать произведение психологического характера, обсудив свой выбор с преподавателем.

Составить психологический портрет главного героя, выделить спектр личностных проблем и обосновать, способы взаимодействия с окружающими, ценностную систему (жизненные принципы), особенности поведения и речи. Важно: использовать цитаты из текста. Выполняя упражнения, связанные с анализом текстов, следует помнить, что в них может не оказаться единственного правильного ответа: ведь сложные жизненные ситуации не всегда однозначно сводятся к единственной, пусть даже самой лучшей концепции. Главное, к чему следует стремиться в работе с текстами, — это разобраться в психологической подоплеке происходящего, понять, ПОЧЕМУ персонаж говорит, поступает, думает так, а не иначе. Обычно это более важно, чем точно назвать механизм психологической защиты или вид трансакции.

 

Предоставить выполненные задания преподавателю. Задания войдут в портфолио и будут учитываться при оценивании работы студента по данной дисциплине.

 

Основная литература к домашнему заданию №№1-4.

  1. Айви А.Е., Айви М.Б. Саймек-Даунинг. Л., Психологическое консультирование и психотерапия. Методы и техники: практическое руководство. М., 1999.
  2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 464 с.
  3. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия. – М, «Академия», 2002.-192 с.
  4. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Перевод с английского / М.: “Три Л”, в 2х томах, М., 1996.

Дополнительная литература

  1. Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория практика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронежература

    1. Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория практика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2001. - 1056 с.
    2. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
    3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Ком, 1998 - 608 с.

     

     

    Литература к семинарскому занятию

    Основная литература.

    1. Айви А.Е., Айви М.Б. Саймек-Даунинг. Л., Психологическое консультирование и психотерапия. Методы и техники: практическое руководство. М., 1999.

    2. Бандура А. Теория социального научения. – СПб, 2000

    3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Прогресс, 1988. — 540 с.

    4. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. – СПб., 2001.

    5. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 464 с.

    6. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. М., ЭКСМО-Пресс, 2000.

    7. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия. – М, «Академия», 2002.-192 с.

    8. Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произведений — М.: Просвещение, 1989. — 448 с.

    9. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Перевод с английского / М.: “Три Л”, в 2х томах, М., 1996.

    Дополнительная литература.

    1. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. М., 1999.

    2. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста. // Хрестоматия по истории психологии / Ред. Гальперин П. Я., Ждан Д. Н. — М.: МГУ, 1980. — с. 17—34.

    3. Уотсон Дж. Бихевиоризм. — Там же, с. 34—44.

    4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Ком, 1998 - 608 с.

    5. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1994. — 415 с.