Тема 4. Основные направления деятельности психолога-консультанта в организации
Общее консультирование организаций. Консультирование по вопросам целеполагания организации, соответствие целей подразделений.
Консультирование по вопросам индивидуального имиджа руководителей и сотрудников, корпоративного имиджа организации. Соответствие имиджа сотрудников корпоративному имиджу.
Консультирование по вопросам мотивации сотрудников и руководителей подразделений.
Консультирование конфликтных ситуаций.
Консультативная помощь в определении потребности организации в психологических тренингах.
Кадровое консультирование. Консультирование в ситуации подбора кадров и найма на работу. Изучение потребности в персонале. Методы привлечения и отбора персонала. Собеседование при приеме на работу. Помощь в выборе профессии, условий и места работы.
Консультирование в ситуации профессиональной ситуации сотрудников. Адаптация нового сотрудника. Организационная адаптация.
Консультирование в ситуации определения профессиональной компетенции. Ситуационно-поведенческое интервью. Процедура проведения, содержание, анализ полученной информации (резюмирование).
Консультативная помощь в продвижении по службе, поддержании и сохранении работоспособности. Общие психологические причины неудач карьерного роста.
Консультативная помощь в профилактике профессиональных деформаций сотрудников и руководителей, организации профилактики профессиональных деформаций и эмоциональных выгораний.
Индивидуальное психологическое консультирование сотрудников и руководителей по личным вопросам.
Литература:
Основная:
- Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. М., 2003. – 256 с.
- Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.
- Торп С., Клиффорд Дж. Коучинг: руководство для тренера и менеджера. – Спб.:Питер, 2004. – 224 с.
- Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. – 224 с.
- Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учеб.пособие. – М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.- 352 с.
Дополнительная:
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 295 с.
- Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала: Учебное пособие. – Ростов н/Д «Феникс», 2003. – 448 с.
- Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород:НИМБ, 1999
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.:Питер, 2000. – 512 с.
- Митин А.Н., Федорова А.Э., Токарева Ю.А., Овчинников А.В. Антикризисное управление персоналом организации: Уч. пособие. – СПб.:Питер, 2005. – 272 с.
- Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие/Под ред.Кабаченко Т.С. – СПб.:Питер, 2003. – 400 с.
Веб-ресурсы: по выбору студента в соответствии с библиографическим списком
Самостоятельная работа студентов:
Домашнее задание №1.
Выберите любого политика и проанализируйте его имидж. Определите его особенности, тип имиджа (ориентированный на самоощущение; на восприятие; и тот и другой). Проведите анализ имиджа политической партии, которую представляет данный политик. Проанализируйте соответствия и рассогласования. Для выполнения задания используйте книгу Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. с. 101-200.
Домашнее задание №2
Выберите двух своих знакомых, имеющих место работы или находящихся в ее поиске, и проведите метапрограммное интервью, используя предложенную анкету. Для анализа используйте выполненное вами домашнее задание № 2 к теме 3 «Ход психологического консультирования. Основные процедуры, техники и результаты консультирования» и книгу Сартан Г.Н., Смирнов А.Ю., Гудимов В.В., Подхватилин Н.В., Алешунас М.Р. Новые технологии управления персоналом. – СПб., Речь, 2003. с.37-62.
Анкета метапрограммного интервью.
- Кем хотите быть? Что хотите достичь в своей профессии? И чего вы ждете от работы?
Проактивный……………………………………………
Рефлексивный…………………………………………..
Ключевые, ценностные слова………………………….
- Ваша цель в профессии? От чего нужно избавиться и что улучшить на вашей работе?
«От»……………………………………………………..
«К»………………………………………………………
- Как вы узнаете, что хорошо выполнили свою работу?
Внутренняя референция……………………………….
Внешняя референция…………………………………..
- Масштаб (наблюдение)
Глобальный……………………………………………..
Специфичный…………………………………………..
- Фокус внимания (наблюдение)
Сам……………………………………………………...
Другой…………………………………………………..
- Почему вы выбрали вашу работу? Что вы хотите получить от работы?
Возможность (результат)………………………………
Процесс………………………………………………….
- Чем отличается та работа, которую вы делаете сейчас, от работы, которую вы делали раньше?
То же самое……………………………………………...
То же самое с различием………………………………..
Революционный тип…………………………………….
- Убеждающие факторы: как вы узнаете, что другой сделал свою работу хорошо?
Видеть……………………………………………………
Слышать………………………………………………….
Чувствовать……………………………………………...
- Что, с вашей точки зрения, в вашем характере мешает вам успешно выполнять свою работу, а что помогает?.............................................
- Получаете ли вы то, что заслуживаете?................................................
- Как вы представляете свое положение через 3 (5) лет?......................
Домашнее задание № 3.
Проанализируйте основную литературу по конфликтологии. Выпишите виды конфликтов и способы их разрешения. Приведите примеры из литературы и личного опыта.
Проанализируйте конфликты в организациях с точки зрения Трансактного анализа Э.Берна. Приведите примеры.
Домашнее задание № 4.
Прочитав основную и дополнительную литературу напишите понятие сопротивления в консультирование. Особо обратите внимание на сопротивления, возникающее в процессе организационного консультирования. Приведите примеры сопротивления клиентов (фразы, действия) и способы работы (конкретные техники).
Предоставить выполненные задания преподавателю. Задания войдут в портфолио и будут учитываться при оценивании работы студента по данной дисциплине.
Основная литература к домашнему заданию № 3, 4.
- Айви А.Е., Айви М.Б. Саймек-Даунинг. Л., Психологическое консультирование и психотерапия. Методы и техники: практическое руководство. М., 1999.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Л., 1992.
- Зингерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Пер. с нем. М.: Экономика, 1990.
- Кочюнас Р.Основы психологического консультирования /Пер. с лит. - М.: Академический проект, 1999. - 239 с.
- Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты: общение в работе руководителя. М.:ОАО «НПО «Экономика», 2000.
Дополнительная литература
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М.: Прогресс. 1993.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., ЧеРо, Из-во МГУ,1996.
- Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. М., 1999.
- Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Пер. с англ. А.И.Сотова. – М.: «Класс», 1999. – 160 с.
- Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
- Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Перевод с английского / М.: “Три Л”, в 2х томах, М., 1996.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Ком, 1998 - 608 с.