Тема 4. Основные направления деятельности психолога-консультанта в организации

Общее консультирование организаций. Консультирование по вопросам целеполагания организации, соответствие целей подразделений.

Консультирование по вопросам индивидуального имиджа руководителей и сотрудников, корпоративного имиджа организации. Соответствие имиджа сотрудников корпоративному имиджу.

Консультирование по вопросам мотивации сотрудников и руководителей подразделений.

Консультирование конфликтных ситуаций.

Консультативная помощь в определении потребности организации в психологических тренингах.

Кадровое консультирование. Консультирование в ситуации подбора кадров и найма на работу. Изучение потребности в персонале. Методы привлечения и отбора персонала. Собеседование при приеме на работу. Помощь в выборе профессии, условий и места работы.

Консультирование в ситуации профессиональной ситуации сотрудников. Адаптация нового сотрудника. Организационная адаптация.

Консультирование в ситуации определения профессиональной компетенции. Ситуационно-поведенческое интервью. Процедура проведения, содержание, анализ полученной информации (резюмирование).

Консультативная помощь в продвижении по службе, поддержании и сохранении работоспособности. Общие психологические причины неудач карьерного роста.

Консультативная помощь в профилактике профессиональных деформаций сотрудников и руководителей, организации профилактики профессиональных деформаций и эмоциональных выгораний.

Индивидуальное психологическое консультирование сотрудников и руководителей по личным вопросам.

Литература:

Основная:

  1. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. М., 2003. – 256 с.
  2. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.
  3. Торп С., Клиффорд Дж. Коучинг: руководство для тренера и менеджера. – Спб.:Питер, 2004. – 224 с.
  4. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. – 224 с.
  5. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учеб.пособие. – М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.- 352 с.

Дополнительная:

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 295 с.
  2. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала: Учебное пособие. – Ростов н/Д «Феникс», 2003. – 448 с.
  3. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород:НИМБ, 1999
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.:Питер, 2000. – 512 с.
  5. Митин А.Н., Федорова А.Э., Токарева Ю.А., Овчинников А.В. Антикризисное управление персоналом организации: Уч. пособие. – СПб.:Питер, 2005. – 272 с.
  6. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие/Под ред.Кабаченко Т.С. – СПб.:Питер, 2003. – 400 с.

Веб-ресурсы: по выбору студента в соответствии с библиографическим списком

Самостоятельная работа студентов:

Домашнее задание №1.

Выберите любого политика и проанализируйте его имидж. Определите его особенности, тип имиджа (ориентированный на самоощущение; на восприятие; и тот и другой). Проведите анализ имиджа политической партии, которую представляет данный политик. Проанализируйте соответствия и рассогласования. Для выполнения задания используйте книгу Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. с. 101-200.

Домашнее задание №2

Выберите двух своих знакомых, имеющих место работы или находящихся в ее поиске, и проведите метапрограммное интервью, используя предложенную анкету. Для анализа используйте выполненное вами домашнее задание № 2 к теме 3 «Ход психологического консультирования. Основные процедуры, техники и результаты консультирования» и книгу Сартан Г.Н., Смирнов А.Ю., Гудимов В.В., Подхватилин Н.В., Алешунас М.Р. Новые технологии управления персоналом. – СПб., Речь, 2003. с.37-62.

Анкета метапрограммного интервью.

  1. Кем хотите быть? Что хотите достичь в своей профессии? И чего вы ждете от работы?

Проактивный……………………………………………

Рефлексивный…………………………………………..

Ключевые, ценностные слова………………………….

  1. Ваша цель в профессии? От чего нужно избавиться и что улучшить на вашей работе?

«От»……………………………………………………..

«К»………………………………………………………

  1. Как вы узнаете, что хорошо выполнили свою работу?

Внутренняя референция……………………………….

Внешняя референция…………………………………..

  1. Масштаб (наблюдение)

Глобальный……………………………………………..

Специфичный…………………………………………..

  1. Фокус внимания (наблюдение)

Сам……………………………………………………...

Другой…………………………………………………..

  1. Почему вы выбрали вашу работу? Что вы хотите получить от работы?

Возможность (результат)………………………………

Процесс………………………………………………….

  1. Чем отличается та работа, которую вы делаете сейчас, от работы, которую вы делали раньше?

То же самое……………………………………………...

То же самое с различием………………………………..

Революционный тип…………………………………….

  1. Убеждающие факторы: как вы узнаете, что другой сделал свою работу хорошо?

Видеть……………………………………………………

Слышать………………………………………………….

Чувствовать……………………………………………...

  1. Что, с вашей точки зрения, в вашем характере мешает вам успешно выполнять свою работу, а что помогает?.............................................
  2. Получаете ли вы то, что заслуживаете?................................................
  3. Как вы представляете свое положение через 3 (5) лет?......................

 

Домашнее задание № 3.

Проанализируйте основную литературу по конфликтологии. Выпишите виды конфликтов и способы их разрешения. Приведите примеры из литературы и личного опыта.

Проанализируйте конфликты в организациях с точки зрения Трансактного анализа Э.Берна. Приведите примеры.

 

Домашнее задание № 4.

Прочитав основную и дополнительную литературу напишите понятие сопротивления в консультирование. Особо обратите внимание на сопротивления, возникающее в процессе организационного консультирования. Приведите примеры сопротивления клиентов (фразы, действия) и способы работы (конкретные техники).

 

Предоставить выполненные задания преподавателю. Задания войдут в портфолио и будут учитываться при оценивании работы студента по данной дисциплине.

Основная литература к домашнему заданию № 3, 4.

  1. Айви А.Е., Айви М.Б. Саймек-Даунинг. Л., Психологическое консультирование и психотерапия. Методы и техники: практическое руководство. М., 1999.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Л., 1992.
  3. Зингерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Пер. с нем. М.: Экономика, 1990.
  4. Кочюнас Р.Основы психологического консультирования /Пер. с лит. - М.: Академический проект, 1999. - 239 с.
  5. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты: общение в работе руководителя. М.:ОАО «НПО «Экономика», 2000.

Дополнительная литература

  1. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М.: Прогресс. 1993.
  2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., ЧеРо, Из-во МГУ,1996.
  3. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. М., 1999.
  4. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Пер. с англ. А.И.Сотова. – М.: «Класс», 1999. – 160 с.
  5. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
  6. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Перевод с английского / М.: “Три Л”, в 2х томах, М., 1996.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Ком, 1998 - 608 с.