Билет 3 Искусство Древнего Двуречья раннединастической эпохи (Шумер и Аккада)

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. Известно, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тыс. до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый из них был самостоятельным государством, имевшим своего правителя и армию. Шумеры создали уникальную форму письма — клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали. Благодаря этим табличкам мы получили массу сведений о шумерских законах, религии, мифах и т.д. Природные материалы, пригодные для строительства (камень, дерево), в Междуречье отсутствовали, большинство шумерских зданий возводились из необожженного кирпича — в силу этого архитектурных памятников этого периода сохранилось крайне мало. Из построек, доживших до наших дней (частично), наиболее значительными считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200—3000 гг. до н. э.). Храмы в Шумере обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, защищавшей здание от наводнений. К платформе вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Стены платформы, равно как и стены храма, красили, отделывали мозаикой и вертикальными прямоугольными выступами — лопатками. Храм представлял собой низкое прямоугольное здание с плоской крышей, толстыми стенами и без окон. Храм имел внутренний дворик, на одной стороне которого стояла статуя божества, на другой — стол для жертвоприношений. Освещался храм посредством проемов под крышей, а также через высокие входы, оформленные в виде арок. Перекрытия опирались на балки, но применялись также своды и купола. Например Храм Богини Нинхурсат. В конце 3 тыс. возникает иной тип храмовой постройки Зиккурат. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э.Шумеры создавали из различных материалов камень,алибастр, бронза,дерево. Выполнялась скульптура для храмов. Как правило скульптура была не больше 30-40 см. Выработались определенные каноны для скульптуры. Статуэтка вельможы Курлиля. Выполнялись в середине 3 тыс. до н.э. Обобщ. Изображение человека,укороченная фигура. Позы адарантов(молящихся) Руки в локтях согнуты,ладони сложены на груди сложены одна в другую. Статуя Бога Аб-у из Ашнуинака сер. 3000тыс. до н.э.Фигура Богини из Ашнуннака (телль- ахтар).Характерно для всех фигур:широко открытые глаза,улыбка,мимика,молитвенная поза.Главное было передать характерные черты,а не сходство с человеком.Фигура Эбих-Иль сер. 3000тыс.На фигурке на плечевырезали имя просящего человека.За одно вырезали и имя бога.Каждая фигура была индивидуальна.Различна была лепка прическа.На юге шумеры были приземистые фигуры,шарообразная голова .Северное Двуречье характерны вытянутые фигурки, стройные, не большая голова.Разница между богами и адарантами были в размере статуи.Известняковая стела Эаннатума корршунов),хранится в лувре,создана была в честь победы лагаш над городом Умма.Плитка правителя Ур-Нанше.сер.3000тыс. до н.э.В художественных мастерских они достигли больших резулбтатов.Знали технику филиграни и зерни,чеканку.Золотой шлем царя Мескаламдуга.Голова быка.Период Аккада.(24-22век до н.э.Город Аккада находился в северном двуречье.Аккад-город государство.Саргон первый объеденил не города близ Аккада правил 55 лет.Культура и скусство Аккада просуществовала не более 200 лет.Возводили арки,обромляли дверные проемы, Акадские дома не имели внутреннего двора, зато были окна с деревянными решетками:дворец царя Нарамсина,город Ашнунак.В отличие от шумеров они не стремились к обобщенности ,они хотели показать сходство.Аккадцы начинают подписывать свои работы.Особенности скульптуры:стройность пропорций,свободность позы.Стела царя нарамсина близ города Сузы.посвящена победе нарамсина над горным племенем.особенности:объемность фигур,плита 2 метра,выполнена из песчаника.Отсутствие деления на регистры,одна композиция.

Билет 4.Архитектура Древней Греции Архаического периода.Исключительно каменное строительство,храмовая постройка , возникает ордерная система.Эволюция храма. В архаике продолжают строить маленькие храмы,возникает более сложный ПРОСТИЛЬ, с 4 колоннами на фасаде.Далее Амфипростиль и последний храм Периптер,он будет основным видом храма.(Парфенон) Храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Периптер сложил­ся во второй половине VII в. до н. э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его кон­струкций и пропорций. В основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определенная система соотношения, равновесия несомых и несу­щих частей — ордер (от латинского «ордо» — строй, порядок). Первые ордера назывались дорическим и ионическим (по местам их возникновения), затем появился коринфский, близкий к иони­ческому.Ордер был общей системой правил, никак не исключающей индивидуальности творческого решения в вопросах соотношения храма с ландшафтом, с другими сооружениями.Каменное основание дорического храма —периптера — обыч­но трехступенчатое, называемое стереобатом, с его верхней сту­пенькой — стилобатом — служило как бы постаментом храма. . В наос, из которого, собственно, и состоял храм, вел вход со стороны главного фасада (в некоторых храмах был еще опистодом —поме­щение позади наоса с выходом в сторону заднего фасада). Наос освещался или через двери, или через световые люки в потолке. Дорические колонны архаического периода не имели базы и созда­вали впечатление приземистых и мощных. Ствол их прорезали желобки — каннелюры, на высоте одной трети ствол утолщался (это утолщение носит название энтазиса), капитель колонны состо­яла из эхина — круглой каменной подушки, и абака — квадратной плиты, на которую опиралось перекрытие, так называемый антаб­лемент. Антаблемент складывался из архитрава — балки, лежащей непосредственно на колоннах, фриза и карниза. Архитрав дориче­ского ордера — гладкий. Фриз дорического ордера делится на прямоугольные плиты — метопы и триглифы, имеющие на плоско­сти три вертикальных желобка. Антаблемент завершался карнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитка­ми, на переднем и заднем фасадах образовывала треугольники, так называемые фронтоны. Фронтоны и метопы заполнялись скульп­турой. Скульптурными украшениями (акротериями) завершались углы крыши и ее щипец (который в русской архитектуре называется коньком). Классическим примером дорического ордера может слу­жить храм Посейдона в Пестуме (Италия, VI в. до н. э.). Капитель ионического ордера, сложившегося к концу VII в. до н. э. имела эхин из двух изящных завитков — волют. Архитрав ионического ордера разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется более легким, чем гладкий дорический. Фриз идет по антаблементу сплошной лентой. Его характер более легкий, изящ­ный, «женственный». Фриз был часто раскрашен, детали золоти­лись. В ионической колонне энтазис менее заметен, чем в дориче­ской, или вовсе отсутствует. Карниз богато декорирован. Уже в эпоху классики сложился коринфский ордер, колонны которого более стройные, чем ионические, и завершаются пышной капи­телью, составленной из стилизованных листьев аканфа. Изобрете­ние коринфской капители приписывают золотых дел мастеру Каллимаху, который сделал ее сначала из металла. Пример коринфского ордера — храм Аполлона в Бассах (ок. 430 г. до н. э.). Но следует отметить, что греки употребляли коринфский ордер реже, чем дорический и ионический.Греческие храмы архаического периода подкрашивались: тим­паны (т. е. само поле) фронтонов и триглифы —обычно синим, метопы —красным. Раскрашивалась и скульптура. Краска подчер­кивала архитектонику здания, усиливала праздничность образа. Белый с цветными деталями храм, для которого греческие зодчие всегда умели найти удачное расположение на холме, на возвыше­нии, легко «читался» силуэтом на фоне неба.Дорический ордер явился выражением самых передовых худо­жественных идей времени, и строгий тип периптера продолжал развиваться и совершенствоваться в эпоху классики как ведущий тип храма.

Билет 5.Архитектура Древнего Рима Императорского периода.

При Флавиях, императорах Веспасиане и Тите, в 75—82 гг. н. э. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев Колизей (от латинского слова «колоссеум» — колоссальный, по мнению же некоторых исследователей, слово «Колизей» возникло потому, что у амфитеатра Флавиев бы­ла поставлена статуя Не­рона в 39 м высотой, позже переделанная в фигуру Гелиоса на манер Колосса Родосского), по типу кото­рого и по сей день соору­жаются стадионы. В пла­не Колизей представляет собой эллипс, его длина 188 м, ширина 156 м. Сте­на высотой 50 м состоит из трех ярусов сводчатых арок, четвертый (послед­ний) —глухой, разделен­ный лишь окнами. Пер­вый ярус украшен полу­колоннами дорического ордера, второй —иониче­ского, третий—коринф­ского, а верхний —ко­ринфскими пилястрами. Верхний ярус сохранил кронштейны для натягивания тента в случае непогоды и от солнца. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. Под ареной Колизея, на которой, кстати, могло сражаться сразу до 3000 пар гладиаторов, были размещены помещения гладиаторов, клетки для зверей и система водоснабжения. Арену можно было затопить водой и разыгрывать в Колизее морские бои. Арка и свод, как цилиндри­ческий, так и крестовый (основные конструкции Колизея), а также бетон в сочетании с кирпичом и мрамором — травертином, приме­ненные в строительстве, стали вкладом римлян в мировое зодчество. Римлянам принадлежит и тип триумфальной арки, одно-, трех-и пятипролетной, в честь того или иного императора. Каждый из императоров старался украсить Римский Форум. Наиболее грандиозным был Форум императора Траяна (109— 113 гг.), построенный архитектором Аполлодором. Его площадь — 116х95 м. К площади примыкали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями, на площади стояла колонна Траяна и храм в его честь. До наших дней сохранилась лишь колонна Траяна, ствол которой более 30 м высотой сложен из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Колонна завершалась бронзовой фигурой Траяна, которую в XVI в. заменили статуей апостола Петра. После смерти императора урну с его прахом поместили в пьедестал колонны. Колонна облицована плитами мрамора, по которым спиралью в 200 м длиной тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные собы­тия похода Траяна против даков (101—103 и 106—107 гг.): соору­жение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рима. При императоре Адриане (117—138 гг.) был возведен и другой знаменитейший памятник римской архитектуры — Пантеон, «Храм всех богов», построенный из камня, кирпича и бетона в 118—125 гг., круглое в плане здание высотой в 42,7 м, перекрытое куполом 43,2 м в диаметре. Экстерьер Пантеона очень скромен: его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из темно-крас­ного гранита; основное внимание уделено интерьеру. Пантеон являет собой образец технического совершенства римского зодче­ства. Отделка интерьера относится к III в. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена на два яруса. Нижний имеет глубокие ниши, где ранее стояли статуи богов (в одной из ниш сейчас могила Рафаэля), а верхний расчленен пилястрами из цвет­ного мрамора. Интерьер Пантеона огромен, но гармоничен и соразмерен: диаметр равен высоте храма, высота стен, на которые опирается купол, составляет половину высоты всего здания. Сокра­щающиеся в перспективе кессоны (углубления) купола иллюзорно делают его еще более высоким. Освещение интерьера решено отверстием, «окном» в куполе (диаметр его 9 м, так называемый глаз Пантеона). Пол под «окном» имеет незаметный скат для стока воды. Храм Марса,по плану этрусского тумулуса,был построен мавзолей императораАвгуста и начат мавзолей императора Адриана в Риме(замок св. Ангела).Римлянами был создан еще один тип сооружения — термы, общественные бани. Термы — это не просто бани в современном понятии слова, это целый комплекс сооружений, служащих не только для омовения, но и местом отдыха и развлечения. До нашего времени сохранились руины терм Каракаллы (211—216) площадью более чем 11 гектаров.