Параметрические методы определения достоверности различий средних (или относительных) величин (по критерию Т - Стьюдента)

При сопоставлении двух сравниваемых величин, полученных в результате исследования, возникает необходимость не только определить различие между ними, но и оценить достоверность этого различия.

Все методы определения достоверности различий делят напараметрические и непараметрические.

Если выборки содержат количественные признаки, подчиняющиеся нормальному закону частотного распределения, либо в выборках используются количественные признаки с неизвестным распределением, но объемы выборок велики (по закону больших чисел их частотное распределение приближается к закону Гаусса), то используются параметрические методы (критерий Стьюдента). В противном случае, если признак количественный, но закон частотного распределения не соответствует распределению Гаусса или выборки содержат качественные признаки, применяют непараметрические методы.

Сравнение средних и относительных величин двух нормально распределенных совокупностей проводится по статистическому критерию Стьюдента. При этом выдвигается Н0: «Средние двух выборок принадлежат одной и той же генеральной совокупности».

Оценка достоверности различий между средними (X1 и X2) или относительными (Υ1 и Υ2) величинами двух выборок определяется по формулам:

 

  Т = `x 1 - `x 2   ;   Т = Υ1 - Υ2

 

 

где Т – коэффициент Стьюдента,

`x 1 – среднее первой выборки, `x 2 - среднее второй выборки,

Υ1 – относительная величина первой выборки,

Υ2 – относительная величина второй выборки,

µy – ошибка относительной величины,

µX – ошибка среднего.

 

Различие сравниваемых средних или относительных величин статистически достоверно при коэффициенте Т ≥ 2 (при α = 0,05 (5%), вероятности безошибочного прогноза γ = 95%) – принимается альтернативная гипотеза.

Если различие оказывается статистически незначимым (Т<2), делаем вывод о совпадении сравниваемых средних или относительных величин, т.е. принимается нулевая гипотеза о том, что обе выборки извлечены из одной и той же генеральной совокупности.

 

Выделяют несколько алгоритмов реализации критерия Стъюдента:

· Двухвыборочный Т-тест с одинаковыми дисперсиями;

· Двухвыборочный Т-тест с различными дисперсиями;

· Двухвыборочный парный тест.