Что предполагает креационистский подход к проблеме происхождения человека и культуры?
а) человек и культура — свободное творение богов, Бога (Абсолюта);
б) перенос зародышей жизни на Землю из космического пространства;
в) естественное усовершенствование человека и его культуры.
О.Шпенглер считал, что жизненный цикл каждого культурного типа складывается из трех этапов: I — подготовительный, период детства и накопления сил; II — период выявления и осуществления всех потенций, заложенных в душе данной культуры, период интенсивного творчества; и III — ... Что, согласно Шпенглеру, соответствует III этапу?
а) период наивысшего расцвета, период создания и расцвета шедевров искусства;
б) период упадка, период цивилизации; происходит переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от органических "деяний" к механической "работе";
в) агония культуры;
44. Кому из мыслителей принадлежат следующие слова: "Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями"?
а) Л. Уайту;
б) Н. Бердяеву;
в) И. Г. Гердеру;
г) К. Леви-Стросу.
45. Подберите правильное высказывание:
а) все нижеперечисленное верно;
б) типология культуры — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа;
в) типология культуры — результат типологического описания и сопоставления;
г) типология культуры — конструирование идеальных образов-схем, позволяющих упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями культуры.
46. А. Тойнби представляет схему истории как:
а) движение отдельных цивилизаций к единой мировой цивилизации на основе создания единой мировой религии;
б) движение цивилизаций по замкнутому циклу;
в) деградацию человеческого рода, движение к катастрофе.
47. П. Сорокин выдвигает теорию "волнообразной динамики культур". В чем она состоит?
а) согласно этой теории, все изменения, которые имеют место в культуре, происходят не постепенно, а "накатываются", "как волны";
б) согласно этой теории, изменения в одном типе культуры, как волны, распространяются на все другие типы культур;
В) согласно этой теории, культуры движутся от идеационального типа к гармоническому, а иногда смешанному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время происходит обратное движение через смешанный к идеациональному типу.
48. Кто из мыслителей исследовал феномен языка в работах "Язык и философия культуры". "Язык культуры", считая, что начала сравнительного языкознания взаимосвязаны с философией языка и культуры?
а) Ф. Гребнер;
б) В. фон Гумбольдт;
в) Дж. Вико;
г) Ч.Сноу.
49. Подберите понятие, характеризующее особенности производства духовных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление, то есть подчиненных ему как своей цели (по аналогии с поточно-конвейерной индустрией)? В отличие от понятия, обозначающего культуру, ориентированную на избранную, интеллектуальную публику, данное понятие используется для обозначения культуры, распространяющей духовные и материальные ценности, ориентированные на массового потребителя с "усредненным" уровнем развития.
а) элитарная культура;
б) народная культура;
в) традиционная культура;
г) либеральная культура;