Двигателя.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Военная кафедра
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник цикла военной кафедры
Полковник М. НепОДКОСОВ
«_____»____________ 2012__г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия по дисциплине
«Техническая подготовка»
ТЕМА 3: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БМП-2.
ЗАНЯТИЕ 6: СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ .
ОДОБРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ ПМК № 4
« ____ » _______________ 20__ г.
ПРОТОКОЛ №______
г. Москва
2012г.
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Изучить со студентами техническую характеристику и общее устройство системы охлаждения двигателя .
2. Знать общее устройство и работу системы охлаждения.
3. Прививать студентам навыки в грамотном обслуживании БМП-2.
4. Воспитывать у обучаемых чувство уверенности в надежности и безотказности БМП-2.
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕСТО:класс технической подготовки
МЕТОД:групповое занятие
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Плакаты: Двигатель, система смазки.
1. Стенды - УДС-1.
РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ:
1. БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 1. М., Воениздат, 1989.
2. БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 2. М., Воениздат, 1990.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЁТ ВРЕМЕНИ
№ п/п | Перечень отрабатываемых учебных вопросов (при необходимости краткое содержание и методика их отработки) | Время (мин.) | Наглядные пособия и ТСО и контроля |
I. | Вступительная часть - проверяю наличие личного состава по журналу - объявляю тему и цель занятия, учебные вопросы | ||
II. | Основная часть 1-й вопрос: Назначение и обще устройство системы охлаждения двигателя. 2-й вопрос:Порядок проверки работы системы охлаждения. 3-й вопрос: Назначение , обще устройство, работа системы подогрева двигателя. | Стенд, слайды Стенд | |
III. | Заключительная часть - подвожу итоги занятия - напоминаю тему и цели занятия - даю задание на самоподготовку - объявляю тему и место следующего занятия по предмету |
1-й вопрос: Назначение и обще устройство системы охлаждения
двигателя.
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, высокотемпературная, с принудительной циркуляцией и эжекционным охлаждением радиаторов. Она обеспечивает отвод тепла от деталей двигателя, соприкасающихся с горячими газами, и поддерживает их температуру в допустимых пределах
Система состоит из насоса 1 (рис. 186), радиатора 9, расширительного бачка 15, отопитрля, крана 20, трубопроводов и термометра. рубашек охлаждения цилиндров и камер сгорания, эжектора, радиаторов 19 и 22,
Насос системы охлаждения центробежного типа, установлен внизу с правой стороны блок-картера. Он крепится на крышке-фланце 5 (рис. 183) масляного насоса четырьмя шпильками 18 (рис. 187). В алюминиевом корпусе насоса на двух шарикоподшипниках 13 вращается валик 1. На одном конце валика на шлицах сидит шлицевая втулка 14, получающая привод через рессору от средней шестерни 3 (рис. 183) откачивающей секции масляного насоса, а на втором — крыльчатка 3 (рис. 187). Передняя часть корпуса насоса имеет форму улитки, в полости которой вращается крыльчатка.
Уплотнение валика насоса состоит из диска 22 с металлокерамическим кольцом, графитового уплотнительного кольца 10, резинового кольца 9 и пружины 19. Уплотнение с другой стороны осуществлено с помощью манжеты 11 и маслоотражательной шайбы 12.
Два отверстия в обеспечивают контроль за работой уплотнения, а отверстие а позволяет легче снять сальник со стороны крыльчатки.
Охлаждающая жидкость самотеком поступает в насос через раструб 2 из блок-картера двигателя, захватывается лопатками крыльчатки 3
return false">ссылка скрыта
и отбрасывается к периферии, откуда через патрубок, непосредственно подсоединенный к блок-картеру, направляется в канал системы охлаждения.
Радиатор 9 (рис. 186) трубчато-пластинчатый, расположен в коробке эжектора под масляными радиаторами и крешится к нему стяжными лентами. Радиатор состоит из пакетов латунных трубок овального сечения, охлаждающих пластин, надетых на трубки, трубных досок и коллекторов. Коллекторы 23 разделены перегородками на четыре секции, которые обеспечивают последовательное движение жидкости по пакетам трубок, чем повышается интенсивность охлаждения.
В одном из коллекторов имеются два патрубка 24 и 12 и штуцер 11. К патрубку 12 подсоединен трубопровод 18, идущий от головок блока, а к патрубку 24 — трубопровод насоса 1.
Штуцер 11 предназначен для подсоединения пароотводной трубки 13, соединенной с расширительным бачком 15.
Расширительный бачок 15 служит для заправки системы охлаждения, отвода и конденсации паров, выделяемых в зарубашечных полостях цилиндров, головок блок-картера и в радиаторах, а также для обеспечения устойчивого напора жидкости на входе в насос. Бачок расположен над двигателем и крепится болтами к съемной балке корпуса.
К днищу бачка присоединен патрубок 1 (рис. 188), который соединен с трубопроводом, идущим к водяному насосу. В боковые стенки бачка вварены штуцера 3 для соединения с пароотводными трубками 2.
Внутри бачка имеется мерная линейка для проверки уровня охлаждающей жидкости. Она имеет три ступеньки а, б, в, по которым проверяют уровень охлаждающей жидкости.
В заливной горловине бачка установлена пробка, в которой смонтирован паровоздушный клапан. Паровоздушный клапан обеспечивает сообщение бачка с атмосферой. Он состоит из корпуса 11 пробки, корпуса 10 парового клапана со штоком 19 и пружиной 9, парового клапана 14, воздушного клапана 13 с пружиной 16 и крышки 12.
Когда давление в системе охлаждения возрастает и становится выше 1,8—2,2 кгс/см2, паровой клапан 14 приподнимается, сжимая пружину 9, и часть пара из бачка выходит наружу через образовавшуюся щель г и отверстие д. При остывании или уменьшении уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения понижается давление и создается разрежение. Когда разрежение достигает значения 0,06— 0,1 кгс/см2, воздушный клапан 13 опускается, сжимая пружину 16, и воздух снаружи через отверстие д поступает в расширительный бачок.
Эжектор предназначен для создания потока охлаждающего воздуха через радиаторы за счет использования энергии отработавших газов двигателя. Эжектор расположен в силовом отделении и крепится к поперечным балкам корпуса. Он состоит из короба 6 (рис. 189) с внутренними перегородками 3 и 11, двух выпускных коллекторов 10 с шестью соплами 13 в каждом, шаровых компенсаторов 14 и клапанныхкоробок 21.
Коллекторы 10 эжектора соединены с выпускными коллекторами двигателя системой трубопроводов с помощью шаровых компенсаторов 14.
Для слива воды, попавшей в короб эжектора, имеется кран, соединенный трубопроводом со сливным клапаном 8 (рис. 20), расположенным в днище машины у правого борта рядом с лючком выпуска отработавших газов из подогревателя. Сбоку короба закреплен эжектор 29 (рис. 189)
отсоса газов из силового отделения, закрытый с торца клапаном 17.
Клапан служит для предотвращения попадания воды в силовое отделение при преодолении водных преград при остановке двигателя. Рядом с эжектором 29 закреплен эжектор 27 отсоса пыли из пылесборника 7 (рис. 178) воздухоочистителя. К эжектору 27 (рис. 189) подведена трубка 20 для отсоса газов и конденсата из компенсаторов 14.
Привод клапана 17 связан с приводом клапанов защиты двигателя от попадания воды. Клапан закрывается одновременно с клапанами защиты двигателя при его остановке, а открывается вручную рукояткой 5 (рис. 15) привода клапанов защиты двигателя.
Для отсоса газов из масляного бака имеется трубопровод 22 (рис. 189), который сообщает бак с коробом эжектора. В систему отсоса включен обратный клапан 25, предотвращающий попадание воды в масляный бак.
Работа эжектора заключается в том, что отработавшие газы двигателя, выходящие из выпускных коллекторов 10 через двенадцать сопел 13, проходят диффузор короба эжектора и создают разрежение в подрадиатарной полости, благодаря чему воздух просасывается через радиаторы, охлаждая их. Одновременно под действием разрежения отсасывается пыль из пылесборника и выходят газы из силового отделения и из масляного бака.
Жалюзи обеспечивают защиту агрегатов силового отделения от поражения пулями и осколками. С помощью жалюзи регулируется тепловой режим работы двигателя.
Жалюзи расположены над радиаторами. Они представляют собой броневую решетку, состоящую из двух групп подвижных и неподвижных броневых планок, укрепленных на раме. Подвижные планки связаны между собой с помощью кривошипов и тяги 24 (рис. 190) с вилкой. Две подвижные заслонки 1 расположены над выпускной частью эжектора. Между заслонками закреплена неподвижная планка 40.
Управление жалюзи и заслонками осуществляется в обычных условиях ручным приводом. Кроме того, имеется привод автоматического закрывания жалюзи при срабатывании системы коллективной защиты.
Привод управления состоит из рукоятки 10, расположенной справа от сиденья водителя, рычага 15, системы тяг, троса 35, пружин 26, 32 и 36 и механизма 23 отключения привода автоматического закрывания.
На машинах выпуска с 1974 г. вместо троса 35 применены тяги 44 и 42, в связи с чем внесены изменения в схему привода, приведенные на рис. 190, в, и изменена рычажная система привода.
Действие ручного привода сводится к тому, что при повороте рукоятки 10 вверх тяга 14 поворачивает двуплечий рычаг 15, который через тягу 17 и механизм 23 автоматического отключения привода поворачивает рычаг 31 и вместе с ним втулку 29 валика кулака. При повороте втулки вместе с ней поворачиваются кулак 34 и рычаг 27. Рычаг поворачивает двуплечий рычаг 25, который тянет тягу 24. Так как в гнездах тяги 24 сидят головки рычагов, установленных на осях 4 жалюзи, то при движении тяги жалюзи закрываются.
Кулак 34, поворачиваясь, вначале не воздействует на ролик рычага 33, а затем, нажимая на него, поворачивает рычаг 33 и тянет трос 35, который закрывает заслонки эжектора, чем обеспечивается их последовательное закрывание.
Механизм автоматического закрывания жалюзи и заслонок состоит из электромагнита 1 (рис. 191), опорного кронштейна 3, корпуса 6, замкового устройства и пружины 13.
Замковое устройство состоит из штока 4, который навинчен на резьбу винта, шарнирно связанного с хвостовиком 2 электромагнита, четырех шариков 5, сидящих в канавках наконечника 7 тяги и связывающих корпус 6 с наконечником. Шарики удерживаются в канавках выступом штока 4, поджимаемого пружиной 13 через гайку 12. Когда шарики находятся в канавках, механизм представляет одно целое и соединяет с помощью шарового пальца 9 и вилки тягу 17 (рис. 190) с рычагом 31.
При срабатывании системы защиты ток подается к электромагниту и якорь вместе со штоком 4 (рис. 191) перемещается в сторону электромагнита. Выступ штока 4 выходит из под шариков 5, они выходят из канавок и тем самым корпус 6 и наконечник 7 тяги разъединяются. В результате этого под действием пружин 26 и 36 (рис. 190) жалюзи и заслонки эжектора закрываются.
2-й вопрос: Порядок работы системы охлаждения.
При работе двигателя насос подает охлаждающую жидкость в каналы блок-картера, откуда она попадает в полости рубашек цилиндров и полости охлаждения головок блоков, где охлаждает цилиндры, стенки камер сгорания и гнезда форсунок. Нагревшаяся жидкость через штуцер и угольник в верхней части двигателя по трубопроводу поступает в радиатор, откуда возвращается к насос. Из верхней части головок отводится пар в расширительный бачок.
На машине имеется система дополнительной прокачки охлаждающей жидкости, которая служит для предохранения двигателя от перегрева после его остановки.
Охлаждающая жидкость прокачивается водяным насосом насосного узла подогревателя.
На машинах выпуска до января 1969 г. имеется контур дополнительной прокачки воды при внезапных остановках двигателя. В контур входят электродвигатель с насосом и система трубопроводов.
Включение электродвигателя насоса подогревателя осуществляется автоматически с помощью реле, расположенного в релейной коробке КР-65. Схема включения электродвигателя показана на рис. 195.
При остановке двигателя генератор отключается от бортовой сети и прекращается подача питания на реле Р1, так как обмотка реле Р1 подсоединена к генератору. При этом контакты 3-4 реле Р1 замыкаются, а контакты 6-7 размыкаются. Через замкнутые контакты 3-4 реле Р1 и контакты 4-5 реле Р2 питание подается на реле Р5. Контакты реле Р5 замыкаются, и через них подается питание на электродвигатель МО подогревателя, благодаря чему происходит циркуляция охлаждающей жидкости и ее охлаждение в радиаторах, чем предотвращается перегрев двигателя.
Можно включать водяной насос подогревателя и вручную. Для этого необходимо включить выключатель (В) ОХЛАЖД. ДВИГАТ. на центральном щитке. При этом питание подается на реле Р5 и его контакты замыкаются, чем обеспечивается подача питания на электродвигатель подогревателя.
Для выключения автоматически включенного электродвигателя подогревателя после снижения температуры охлаждающей жидкости необходимо нажать на кнопку (К) на центральном щитке ВЫКЛ. ОХЛ. ДВИГ. При этом цепь питания реле Р2 размыкается и его контакты 4-5 размыкаются. В результате этого прекращается подача питания на реле Р5 и электродвигатель подогревателя выключается. Если электродвигатель подогревателя был включен вручную выключателем В, то для его выключения нужно этот выключатель поставить IBположение ВЫКЛ.