ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения
с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА 2 курсе по специальности «лечебное дело»

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

 

Тема №2:«медицина первобытнообщинного строя»

Утверждена на кафедральном заседании

(межкафедральной методической конференции)

№ протокола …………….

«___»____________ 2007 г.

 

Зав. кафедрой ОЗиЗ

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

к.м.н., доц. Шульмин А. В. (подпись) ……………………..

 

Составители:

ст. преподаватель Сабанова А.О.

к.м.н., ст. преподаватель Козлов В.В.

 

Красноярск

Тема занятия: Медицина эпохи первобытнообщинного строя.

Значение изучения темы

Учебное значение изучаемой темы:Дать знания об основных аспектах развития первобытного общества. Сформировать у студентов понимание важнейших периодов данной эпохи, узнать о зарождении первых зачатков медицины.

Профессиональное значение изучаемой темы: Подготовка специалиста соответствующего квалификационным требованиям.

Личностное значение изучаемой темы: осознать, что даже в начале пути, человечество было способно сострадать себе подобным.

Цель изучения темы: Понять основные этапы развития эпохи первобытнообщинного строя. Развитие врачевания

Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о периодах эпохи первобытнообщинного строя, а так же об особенностях врачевания в каждый из этих периодов.

Знать: Точные временные отрезки изучаемого периода данной темы.

Уметь: Сделать сообщение, доклад по теме занятия.

Иметь представление об особенностях развития врачевания в каждый из периодов эпохи. Знать временные отрезки каждого из трёх периодов.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия
1. Исходный контроль знаний (тесты)
2. Устный опрос студентов с коррекцией знаний
3. Самостоятельная работа студентов
4. Чтение докладов по теме
5. Обсуждение темы докладчика
6. Подведение итогов, задание на дом.

 

5. Основные понятия и положения темы:

 

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1..История первобытной эры изучает человеческое общество от появления человека (около 2млн. лет тому назад) до становления первых классовых об­ществ и государств (IV тыс. до н.э.). Все народы нашей планеты без исключе­ния прошли этот этап исторического развития, — первобытнообщинный строй (в отличие от всех последующих формаций) является универсальным.

1.2.Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания. В истории первобытной эры выделяют три эпохи:

1) становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобыт­ного человеческого стада (свыше 2 млн лет тому назад — ок. 40 тыс. лет тому назад);

2) зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 40 тыс. лет тому назад — Х тыс. до н.э.);

3) разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с XV тыс. до н.э.). (Приведенные хронологические границывесьма условны, т.к. в различных регионах Земного шара человечество развивалось крайне нерав­номерно).

1.3.Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания:

1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда проис­ходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о прие­мах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утвержда­лось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социаль­ной практике;

3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов.

1.4.Исторические источники: данные археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).