ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения
с курсом ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2 курсе по специальности «лечебное дело»
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Тема №2:«медицина первобытнообщинного строя»
Утверждена на кафедральном заседании
(межкафедральной методической конференции)
№ протокола …………….
«___»____________ 2007 г.
Зав. кафедрой ОЗиЗ
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
к.м.н., доц. Шульмин А. В. (подпись) ……………………..
Составители:
ст. преподаватель Сабанова А.О.
к.м.н., ст. преподаватель Козлов В.В.
Красноярск
Тема занятия: Медицина эпохи первобытнообщинного строя.
Значение изучения темы
Учебное значение изучаемой темы:Дать знания об основных аспектах развития первобытного общества. Сформировать у студентов понимание важнейших периодов данной эпохи, узнать о зарождении первых зачатков медицины.
Профессиональное значение изучаемой темы: Подготовка специалиста соответствующего квалификационным требованиям.
Личностное значение изучаемой темы: осознать, что даже в начале пути, человечество было способно сострадать себе подобным.
Цель изучения темы: Понять основные этапы развития эпохи первобытнообщинного строя. Развитие врачевания
Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о периодах эпохи первобытнообщинного строя, а так же об особенностях врачевания в каждый из этих периодов.
Знать: Точные временные отрезки изучаемого периода данной темы.
Уметь: Сделать сообщение, доклад по теме занятия.
Иметь представление об особенностях развития врачевания в каждый из периодов эпохи. Знать временные отрезки каждого из трёх периодов.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ | Этапы занятия |
1. | Исходный контроль знаний (тесты) |
2. | Устный опрос студентов с коррекцией знаний |
3. | Самостоятельная работа студентов |
4. | Чтение докладов по теме |
5. | Обсуждение темы докладчика |
6. | Подведение итогов, задание на дом. |
5. Основные понятия и положения темы:
ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1..История первобытной эры изучает человеческое общество от появления человека (около 2млн. лет тому назад) до становления первых классовых обществ и государств (IV тыс. до н.э.). Все народы нашей планеты без исключения прошли этот этап исторического развития, — первобытнообщинный строй (в отличие от всех последующих формаций) является универсальным.
1.2.Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания. В истории первобытной эры выделяют три эпохи:
1) становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада (свыше 2 млн лет тому назад — ок. 40 тыс. лет тому назад);
2) зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 40 тыс. лет тому назад — Х тыс. до н.э.);
3) разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с XV тыс. до н.э.). (Приведенные хронологические границывесьма условны, т.к. в различных регионах Земного шара человечество развивалось крайне неравномерно).
1.3.Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания:
1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);
2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике;
3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов.
1.4.Исторические источники: данные археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).