Примирительная процедура может быть назначена при наличии ходатайства обеих сторон либо по ходатайству одной стороны при наличии согласия другой.

Хозяйственный суд апелляционной инстанции вправе предложить сторонам обратиться к примирителю. Предложение подать ходатайство о назначении примирительной процедуры может быть указано в определении о принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству.

 

При назначении примирительной процедуры хозяйственный суд апелляционной инстанции с учетом мнения лиц, участвующих в деле, вправе приостановить производство по апелляционной жалобе (протесту).

 

При достижении сторонами примирения в порядке, установленном главой 17 ХПК, по всем или отдельным требованиям хозяйственный суд апелляционной инстанции решает вопрос об утверждении соглашения о примирении (мирового соглашения) соответственно по всем или отдельным требованиям.

 

При утверждении хозяйственным судом апелляционной инстанции соглашения о примирении (мирового соглашения), достигнутого сторонами в процессе рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) в порядке, установленном главой 17 ХПК:

- по всем требованиям принимается постановление об утверждении соглашения о примирении (мирового соглашения), отмене судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции и прекращении производства по делу;

- по части требований принимается постановление об утверждении соглашения о примирении (мирового соглашения), отмене судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции и прекращении производства по делу в части утвержденного соглашения. В оставшейся части рассматриваемых требований хозяйственный суд апелляционной инстанции принимает постановление по существу с учетом требований статей 279, 280 ХПК.

 

Хозяйственный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе (протесту) при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 275 ХПК, о чем выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано в кассационном порядке, в порядке надзора.

 

В случае прекращения производства по апелляционной жалобе по основаниям, предусмотренным абзацем четвертым части первой статьи 275 ХПК, государственная пошлина возврату не подлежит.

В соответствии с частью второй статьи 63 ХПК при рассмотрении дела в хозяйственном суде апелляционной инстанции до принятия судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела, истец вправе отказаться от иска в целом или его части.

 

При поступлении заявления об отказе от иска хозяйственный суд апелляционной инстанции решает вопрос о принятии отказа от иска в целом или в части.

 

В случае принятия отказа от иска:

1) в целом судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу прекращению;

2) в части судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции подлежит отмене в части принятого отказа от иска. В оставшейся части рассматриваемых требований хозяйственный суд апелляционной инстанции принимает постановление по существу с учетом требований статей 279, 280 ХПК.

Заявление об отказе от апелляционной жалобы (протеста) рассматривается хозяйственным судом апелляционной инстанции с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела. Хозяйственный суд апелляционной инстанции вправе не принять отказ от жалобы, если он противоречит закону или нарушает чьи-либо права и (или) законные интересы.

 

При утверждении заключенного сторонами мирового соглашения в процессе рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) хозяйственный суд апелляционной инстанции принимает постановление об отмене решения хозяйственного суда первой инстанции, утверждении мирового соглашения и о прекращении производства по делу.

Если истцом подано заявление о возвращении иска, а ответчик не требует разбирательства дела по существу (абзац двенадцатый статьи 151 ХПК), заявителем подано заявление о возврате заявления (абзац тринадцатый статьи 151 ХПК), хозяйственный суд апелляционной инстанции отменяет судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, оставляет исковое заявление (заявление) без рассмотрения.

В соответствии со статьей 276 ХПК в хозяйственном суде апелляционной инстанции дело рассматривается по правилам рассмотрения дела хозяйственным судом первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 31 ХПК.

 

В заседании хозяйственного суда апелляционной инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания составляется протокол. К содержанию протокола, порядку его ведения и подписания, а также порядку представления и рассмотрения замечаний на протокол применяются правила статьи 189 ХПК.

 

Поскольку правило о недопустимости судебного разбирательства при неявке истца, не заявившего о рассмотрении дела в его отсутствие (часть вторая статьи 177 ХПК), в хозяйственном суде апелляционной инстанции не применяется, то в случае неявки в судебное заседание хозяйственного суда апелляционной инстанции истца, ответчика, других лиц, участвующих в деле, дело может быть рассмотрено в их отсутствие, если они надлежащим образом извещены о времени и месте разбирательства дела.

В случаях, предусмотренных ХПК, хозяйственный суд апелляционной инстанции вправе отложить рассмотрение дела в порядке, предусмотренном статьей 179 ХПК, а также объявить перерыв в судебном заседании.

 

При наличии оснований, предусмотренных статьей 145 ХПК, хозяйственный суд апелляционной инстанции обязан приостановить производство по делу. Вопрос о приостановлении производства по делу при наличии оснований, перечисленных в статье 146 ХПК, решается хозяйственным судом апелляционной инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела.

 

Апелляционная жалоба (протест) на решение хозяйственного суда первой инстанции должна быть рассмотрена в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня ее поступления в хозяйственный суд, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения.

Указанный срок в соответствии со статьей 278 ХПК может быть продлен председателем хозяйственного суда или его заместителем.

 

Апелляционная жалоба (протест) на определение хозяйственного суда первой инстанции о возвращении искового заявления (заявления, жалобы), об отказе в принятии искового заявления (заявления, жалобы) рассматривается в срок не более пяти рабочих дней со дня ее поступления в хозяйственный суд без извещения сторон.

Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или органы их управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Республики Беларусь, рассматриваются в сроки, установленные статьей 278 ХПК.

 

Если иностранные лица, участвующие в деле, находятся или проживают за пределами Республики Беларусь, рассмотрение дела в хозяйственном суде апелляционной инстанции продлевается на срок, установленный международным договором Республики Беларусь для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии договора - на срок не более шести месяцев (часть третья статьи 241 ХПК).

Срок рассмотрения хозяйственным судом апелляционной инстанции дела по существу после отмены постановления хозяйственного суда первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью четвертой статьи 280 ХПК, исчисляется по правилам, установленным статьей 175 ХПК.

 

В соответствии с частью первой статьи 277 ХПК хозяйственный суд апелляционной инстанции оценивает доводы апелляционной жалобы (протеста), проверяет, не допущены ли хозяйственным судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права, являющиеся основанием для изменения или отмены вынесенного им судебного постановления, рассматривает дело повторно по имеющимся в деле доказательствам.

 

Дополнительные доказательства, представляемые в хозяйственный суд апелляционной инстанции лицами, участвующими в деле, могут быть приняты к рассмотрению и оценены по правилам, установленным статьей 108 ХПК, если лицо, их представляющее, обоснует (в том числе документально) отсутствие у него возможности представить данные доказательства хозяйственному суду первой инстанции.

Например, если хозяйственный суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении соответствующего заявления о приобщении к материалам дела доказательств, отвечающих критериям относимости (статья 103 ХПК) и допустимости (статья 104 ХПК), об истребовании доказательств (статья 101 ХПК), о подложности доказательств (статья 105 ХПК), о принятии мер по обеспечению доказательств (статья 109 ХПК), о применении технических средств для закрепления доказательств (статья 110 ХПК) и т.п.

 

Лица, не привлеченные к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, в отношении прав и обязанностей которых хозяйственным судом первой инстанции принято судебное постановление, вправе представить в хозяйственный суд апелляционной инстанции все имеющиеся у них доказательства.

В целях соблюдения состязательности (статья 19 ХПК) дополнительные доказательства должны быть представлены в хозяйственный суд апелляционной инстанции до начала судебного разбирательства.

 

Хозяйственный суд апелляционной инстанции повторно не проверяет факты, установленные хозяйственным судом первой инстанции, если такие факты были признаны и удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 107 ХПК, кроме случаев, когда дело рассматривается после отмены постановления хозяйственного суда первой инстанции по основаниям, указанным в части четвертой статьи 280 ХПК.

Вопрос о принятии дополнительных доказательств рассматривается хозяйственным судом апелляционной инстанции в судебном заседании с учетом мнения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения данного вопроса принимается протокольное определение. Возражения относительно принятия либо непринятия дополнительных доказательств могут быть изложены в жалобе на постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (протеста).

Независимо от представления дополнительных доказательств лицами, участвующими в деле, а также лицами, не привлеченными к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, в отношении прав и обязанностей которых хозяйственным судом первой инстанции принято судебное постановление, хозяйственный суд апелляционной инстанции вправе предложить им представить дополнительные доказательства либо истребовать их непосредственно, если установит невозможность рассмотрения дела на основании имеющихся доказательств (часть первая статьи 277 ХПК).

 

Независимо от доводов апелляционной жалобы (протеста), подачи апелляционной жалобы (протеста) на судебное постановление в целом или на его часть судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции подлежит отмене в любом случае, если при рассмотрении дела хозяйственным судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, указанных в части четвертой статьи 280 ХПК.

Другие нарушения норм процессуального права являются основанием к отмене судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции при условии, что это привело или могло привести к принятию неправильного судебного постановления.

Не может быть отменено правильное по существу судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции только по формальным основаниям, а также при наличии в нем описок, опечаток, арифметических ошибок, иных недостатков, которые могут быть исправлены хозяйственным судом первой инстанции в порядке, установленном статьями 209 - 211 ХПК.

 

При оставлении без изменения судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции, в котором допущены описки, опечатки и арифметические ошибки, иные недостатки, хозяйственный суд апелляционной инстанции вправе в резолютивной части постановления указать хозяйственному суду первой инстанции на необходимость их исправления в порядке, установленном статьями 209 - 211 ХПК.

 

При наличии оснований, установленных частью четвертой статьи 280 ХПК, хозяйственный суд апелляционной инстанции в любом случае принимает постановление о его отмене, в котором указывает о переходе к рассмотрению дела по существу в том же или в ином судебном заседании по правилам рассмотрения дела в хозяйственном суде первой инстанции; назначает время, дату и место проведения судебного заседания; при необходимости осуществляет действия, предусмотренные статьей 170 ХПК (может не проводить подготовку дела к судебному разбирательству либо выполнить отдельные подготовительные действия). Такое постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.

В таком случае повторное рассмотрение дела, за исключением дел об экономической несостоятельности (банкротстве), осуществляется хозяйственным судом апелляционной инстанции в полном объеме с соблюдением всех процессуальных правил. Особенности, указанные в части второй статьи 276 ХПК и части шестой статьи 277 ХПК, в таком случае не применяются.

Например, если решение хозяйственного суда первой инстанции отменено по основанию, установленному абзацем третьим части четвертой статьи 280 ХПК (дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания), то при повторном рассмотрении дела хозяйственный суд апелляционной инстанции:

1) вправе принять к рассмотрению заявление истца (и в том случае, если ранее по делу оно не подавалось) об изменении предмета или основания иска, размера исковых требований;

2) по заявлению ответчика, сделанному хозяйственному суду апелляционной инстанции (и в том случае, если ранее по делу оно не делалось), применяет исковую давность (пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК);

3) вправе уменьшить неустойку (статья 314 ГК), в том числе по ходатайству ответчика, заявленному хозяйственному суду апелляционной инстанции (и в том случае, если ранее по делу оно не было заявлено).

 

Рассмотрение апелляционной жалобы (протеста) на определение хозяйственного суда первой инстанции осуществляется по правилам рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) на решение с учетом особенностей, связанных с компетенцией хозяйственного суда первой инстанции по рассмотрению на определенной стадии судебного процесса соответствующего вопроса, по которому вынесено определение.

При рассмотрении апелляционной жалобы (протеста) на определения хозяйственного суда первой инстанции об отказе в принятии искового заявления (заявления, жалобы) к производству, о приостановлении производства по делу, об отказе в возобновлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения, по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) хозяйственный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность соответствующего определения, в случае его отмены не вправе принять дело к своему производству и продолжить его рассмотрение по существу.

 

Хозяйственный суд апелляционной инстанции в постановлении об отмене определения:

- об отказе в принятии искового заявления (заявления, жалобы), о возвращении искового заявления (заявления, жалобы) применительно к части третьей статьи 281 ХПК указывает о принятии искового заявления к производству и направлении искового материала в хозяйственный суд первой инстанции для возбуждения дела;

- о приостановлении производства по делу указывает о направлении дела в хозяйственный суд первой инстанции для рассмотрения по существу;

- об отказе в возобновлении производства по делу указывает о возобновлении производства по делу, направлении дела в хозяйственный суд первой инстанции для рассмотрения по существу;

- о прекращении производства по делу, оставлении искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения указывает о направлении дела в хозяйственный суд первой инстанции для рассмотрения.

 

Хозяйственный суд апелляционной инстанции вправе разъяснить принятое постановление, исправить допущенные в нем описки, опечатки и арифметические ошибки по правилам, установленным статьей 210 ХПК, вынести дополнительное постановление при наличии оснований, предусмотренных статьей 209 ХПК.

 

В случае отмены хозяйственным судом апелляционной инстанции решения хозяйственного суда первой инстанции и принятия по делу противоположного по сути постановления рассмотрение вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения такого постановления находится в компетенции хозяйственного суда апелляционной инстанции и осуществляется по правилам, установленным статьей 211 ХПК.