Что было причиной появления рисунков
/теории происхождения искусства/
1. Гипотеза руки, гипотеза макарон
Макаронами, или меандрами, называют группы параллельных волнистых линий, прочерченных пальцами по глине или процарапанных по поверхности скалы каким-либо зубчатым инструментом (типа гребенки).
Основная мысль этой гипотезы: человек оставлял отпечатки своей руки подобно тому, как звери оставляют следы. Постепенно изображения усложнялись – и так возникло искусство.
2. Охотничья магия.
Перед тем, как идти на охоту, первобытный человек изображал зверя, на которого собирался охотиться, бросал в него дротик, попадал – и, поскольку он верил в эффективность магических действий, шел на охоту, уверенный, что она будет удачной.
Против этой гипотезы: размеры пещер – как Кунгурская или пещера Тома Сойера. Многокилометровые подземные коридоры, кромешная темнота, опасности – пещерные львы, медведи, изображения часто в труднодоступных местах – роспись потолка пещеры, до которого 3-5 метров, например.
3. Натуральный макет, натуральная пантомима – А. Столяр.
Искусство рождается из синкретического (слитого, нерасчлененного) обрядового действа, включающего и музыку, и танец, и рассказ, и изображение.
Например: после удачной охоты жители племени устраивали праздник вокруг туши убитого зверя. Охотники рассказывали о том, как они выслеживали его, какие опасности их поджидали, как им удалось убить зверя. Их рассказ сопровождался показом (часть охотников изображала самих себя, другие – зверей), ударами в ладоши, топаньем ногами, т.е. какими-то ритмозвуковыми элементами.
Постепенно такое празднество превращалось в обряд. Тушу зверя заменила композиция из звериных костей – натуральный макет /показать/ – крупная глиняная скульптура – рельеф – контурный рисунок – детализированные цветное изображение животного.
Эта гипотеза считается самой убедительной.
Как выглядели произведения этого искусства?