Как оно было открыто?

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 году в гроте Шаффо пластинку с гравировкой /показать/. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен. Эти находки были несколько раз воспроизведены в книгах 1860-1870-х годов, не вызвав особенно острой полемики.

Иная судьба была у цветной наскальной живописи, открытой впервые в 1879 году. Речь идет о большой пещере Альтамира на севере Пиренейского полуострова в Испании. В научно-популярных кругах она еще именуется "трагедией пещеры Альтамира":

В 1879 году археолог-любитель, испанский дворянин дон Марселино де Саутуола решил заняться раскопками в пещере Альтамира. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь Марию. Зайдя вглубь пещеры, девочка увидела на потолке изображения быков-бизонов. /показать плафон/ Она позвала отца. Саутуола был поражен, почувствовав на себе полный ужаса взгляд быка. Открытие, однако, не принесло ему счастья. Изображения быков в альтамирской пещере были настолько совершенны, что ученые не поверили, что их сделал первобытный художник.

 

Искусствовед Нина Александровна Дмитриева пишет: «Вот рисунок на потолке Альтамирской пещеры – одно из изображений бизона. Он относится к концу эпохи верхнего палеолита, ему не менее 20 тысяч лет. Экономными, смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фигура зверя, с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объемное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела! Рисунок полон жизни, в нем чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперед, наклонив голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своем воображении тяжелый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рев и воинственный крики преследующей его толпы охотников. /показать/

 

Так не мог нарисовать первобытный человек! И вообще какое искусство может быть у первобытных «дикарей»? Их жизнь была полна опасностей и все их мысли и силы поглощала борьба за выживание.

Да и краски казались совсем свежими. Саутуолу обвинили в обмане – в том, что он подделал рисунки, желая прославиться. Покрытый позором, он умер в одиночестве. И только новые открытия произведений искусства первобытного человека, сделанные уже после смерти Саутуолы (пещеры Ляско, Нио и др.), подтвердили подлинность росписей Альтамиры.

 

Вариант: "В 1878 году на Всемирной выставке в Париже испанский сеньор Марселина де Саутуола увидел орудия первобытного человека, его украшения, резьбу, добытые в пещерах реки Везер, притока Дордони. Саутуола вспомнил, что в 1869 году его слуги на охоте обнаружили большую подземную пещеру близ селения Альтамира. Саутуола решил заняться раскопками в этой пещере, предварительно взяв несколько уроков у археолога Пьетта. Первые поиски остались безрезультатными. Но в конце 1879 года были обнаружены каменные орудия. Ободренный успехом, Саутуола решил продолжить раскопки. Однажды пятилетняя дочь Саутуолы Мария попросила отца взять ее с собой. И вот в низеньком боковом коридоре она увидела на потолке изображения красных быков. Она позвала отца, и тот был поражен, почувствовав на себе полный ужаса взгляд быка. Картины казались совсем свежими. Археологи заинтересовались открытиями Саутуолы. Наступил короткий период успеха. Даже испанский король Альфонс XII спустился в пещеру. Прошло несколько месяцев. И вот обстановка резко изменилась. На конгрессе в Лиссабоне по доистории один за другим выступили крупнейшие авторитеты в науке - Рудольф Вирхов (Берлин), Картальяк (Тулуза), Леббок (Лондон), Монтелиус (Швеция), заявляя, что живописи Альтамиры не более двадцати лет и что здесь имеет место нечто худшее, чем недоразумение, а может быть, и прямой обман. Саутуолу перестали пускать на конгрессы. На его письма не отвечали. Распустили слух, что он безумен. Покрытый позором, он умер в одиночестве.

В конце 80-х - начале 90-х годов во Франции стали появляться вполне достоверные сведения о находках палеолитического искусства, в том числе пещерной живописи. Но громко об этом говорить не решались. Однажды молодой Анри Брейль, впоследствии прославленный археолог, зашел к Картальяку. Они вместе отправились в только что обнаруженные пещеры Фон де Гом и Комбарель. Известковые натеки - результат разрушения горных пород - много веков назад закупорили некоторые ходы в пещерах и перекрыли доступ к рисункам на их стенах. Не оставалось никакого сомнения в том, что туда никто не проникал в течение многих тысячелетий. Но под вековыми отложениями оказалась наскальная живопись. Картальяк, потрясенный этим открытием, потребовал, чтобы они с Брейлем немедленно поехали в Альтамиру. У входа в пещеру их встретила молодая женщина - дочь Саутуолы. В полном молчании она повела их вглубь пещеры. Картальяк сказал: "Не он, а я был безумцем". Они посетили могилу Саутуолы. А через некоторое время, в 1902 году, было опубликовано "раскаянье" Картальяка "Mea culpa"."