Организация психологического консультирования

В качестве примера организации процесса взаимодействия консультанта и клиента рассмотрим мультимодальную модель консультирования (Н.И. Олифирович, 2005). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Установление консультативного контакта. С самого начала совместной работы перед психологом стоит задача установления контакта с клиентом, создание атмосферы доброжелательности и поддержки. Иногда для этого требуется несколько встреч.

В установлении контакта с клиентом помогает краткое определение целей и задач консультирования. Цель работы может быть с самого начала озвучена клиентом, например: «Я здесь для того, чтобы улучшить отношения с соседом по комнате, хотел бы об этом поговорить». Если клиент впервые пришел к психологу и испытывает сложности, затруднения, не знает, с чего начать, психолог может сам предложить структуру дальнейшей беседы: «Обычно сначала я выслушиваю человека и пытаюсь понять его взгляд на предмет разговора, а затем мы вместе ищем решение. Подходит ли вам такой вариант работы?»

Чтобы с самого начала скорректировать ожидания от консультирования, можно задать клиенту вопрос: «Как вы представляете наше сотрудничество?», «Как, на ваш взгляд, я могу вам помочь?», «Чего вы ожидаете от меня?».

Задачи этой стадии:

· создание у клиента ощущения доверия к психологу;

· прояснение (уточнение) характера последующей работы;

· прояснение (уточнение) характера ожидаемой и возможной помощи от психолога.

2. Мультимодальное определение проблемы. На данном этапе перед психологом стоят следующие задачи:

· стимулировать клиента на подробный рассказ о ситуации, которая привела его к психологу;

· выслушать изложение проблемы клиентом;

· помочь клиенту ясно сформулировать его затруднения;

· прийти с клиентом к пониманию того, в чем состоит его проблема.

Этот этап позволяет психологу выявить, как сам клиент видит проблему, ее источники. Обычно вначале работы психолог имеет дело с жалобой клиента на кого-то (или что-то) во внешнем мире. Психолог должен дать понять клиенту, что он не может изменить преподавателя, одногруппников, общество в целом. То, что он действительно может – это помочь клиенту лучше понять себя, свой вклад в проблему, и изменить себя, систему своих отношений с окружающим миром. Таким образом, психологу необходимо переструктурировать, перевести жалобу в конкретную задачу, которая имеет несколько решений.

Реальной проблемой клиента достаточно часто является совсем не та проблема, которую он осознает и с которой обращается к психологу. Чтобы не пропустить важные факты, психологу не стоит принимать «на веру» первоначальное толкование проблемы самим клиентом (самодиагноз клиента). Нужно максимально подробно расспросить клиента о проблеме, выявить все ее аспекты: эмоциональные, когнитивные, поведенческие, социокультуральные. Если клиент не многословен, психологу помогают вопросы, позволяющие выявить основные модальности относительно данной проблемы: «Что вы чувствуете, рассказывая мне о …?»; «Как относитесь к тому, что …?»; «Что вы сами думаете о … ?»; «Как окружающие относятся к …?» На этом этапе психолог выдвигает предварительные консультативные гипотезы о причинах затруднений клиента.

Иногда клиент рассказывает сразу о нескольких проблемах. Безусловно, не стоит пытаться решить все проблемы одновременно и сразу. На данном этапе достаточно определения одной проблемы. Остальные должны быть «проговорены», «обозначены» с тем, чтобы работать с ними в дальнейшем. При предъявлении клиентом нескольких проблем психолог может:

1. перечислить все упоминавшиеся проблемы и выяснить у клиента, какая из них является наиболее важной. Например: «Вы говорили о проблемах в отношении с соседкой по комнате в общежитии, о ссоре с подругой, об обиде на своего парня. С чем бы вы хотели поработать сегодня?»;

2. работать с той проблемой, которая при предъявлении показалась наиболее «энергетизированной» (клиент, рассказывая о ней, был сильно эмоционально вовлечен; уделил проблеме больше всего времени). Всегда стоит спросить у клиента, хочет (готов) ли он поработать с данной проблемой. Иногда о самой «наболевшей» теме клиент готов говорить лишь тогда, когда будет доверять психологу, и первая встреча может быть своеобразным тестированием психолога со стороны клиента.

Данный этап завершен, когда психолог и клиент приходят к взаимопониманию относительно изложенной проблемы. Например, в конце этапа психолог подводит резюме: «Ваша проблема, насколько я понимаю, состоит в том, что…», и излагает свой взгляд на проблему, а клиент соглашается с психологом.

3. Желаемые изменения. С появлением четкого определения проблемы у психолога появляется соблазн тот час приняться за ее решение. Однако психолог не может двигаться с клиентом в сторону решения, пока не прояснен запрос клиента. Иногда клиент сам рассказывает психологу о желаемых изменениях данной ситуации. Однако зачастую психологу необходимо расспросить клиента. Психолог может задать следующие вопросы:

· Что вы хотите изменить?

· Какие изменения данной ситуации позволят говорить о том, что проблема решена?

Представления психолога относительно идеального выхода, решения проблемы могут не совпадать с идеями клиента, поэтому необходимо спросить об этом у самого клиента. Определение желаемого изменения может быть конкретным или носить общий характер. Важно, чтобы стало ясным направление дальнейшей работы.

Вопросы, задаваемые клиенту, часто меняют направление консультативного процесса. Иногда требуется узнать недостающие факты или переосмыслить определение проблемы, что предполагает возвращение на вторую стадию с целью полного сбора информации.

Некоторые клиенты предпочитают вначале проговорить желаемые изменения, а потом выделить проблему. Иногда четкое определение желаемых изменений делает более ясной обозначенную на предыдущем этапе проблему.