Важнейшие особенности ссудного капитала и ссудного процента

Тема 10. Кредитные отношения (4ч.)

Ссудный капитал. Теория кредита. Роль кредита в экономике. Кредитный рынок. Формы и виды кредитов. Функции кредита. Принципы кредитования. Сущность кредитных отношений. Кредитные ресурсы. Кредитоспособность участников кредитных отношений. Ссудный процент. Факторы, влияющие на цену кредита. Кредитная система с функциональной и институциональной точек зрения. Элементы банковской системы. Понятие банка. Небанковская кредитная организация. Иностранный банк. Банковская инфраструктура. Коммерческие банки.

 

Ссудный капитал — совокупность денежных капиталов, предоставляемых во временное пользование на условиях возвратности и за определённую плату в виде процента. Его основные черты: это собственность, владелец которой продает право на ее временное использование (а не сам капитал); это своеобразный товар, потребительная стоимость которого определяется способностью обеспечивать прибыль заемщику; при этом часть прибыли используется в качестве оплаты кредитору; в момент передачи обычно находится в денежной форме. Источниками формирования ссудного капитала являются:

- средства, предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости в форме амортизации;

- часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи товаров и покупки сырья, топлива, выплаты заработной платы и т.п.;

- предназначенная для капитализации часть прибавочной стоимости, накапливаемая при расширенном воспроизводстве до определенной величины, зависящей от масштабов предприятий и их технического уровня;

- движение средств бюджетной системы, различных целевых фондов и резервов;

- образование доходов и накоплений населения.

То есть источниками являются все свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, находящиеся на депозитах в кредитных учреждениях. Они приносят своим владельцам фиксированный доход; а также средства, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота промышленного и торгового капитала по причинам несовпадения времени реализации произведенной продукции со сроками фактического осуществления затрат на приобретение материалов, выдачу заработной платы и т.д.; формирования амортизационного фонда; наличия нераспределенного остатка прибыли.

Важнейшие особенности ссудного капитала и ссудного процента

1. Ссудный капитал-это капитал-собственность в противоположность капиталу-функции. Ссудный капитал не вкладывается его собственником в какое-либо предприятие, но передается во временное пользование промышленному или торговому капиталисту. При этом собственность на капитал отделяется от его функционирования: функционирующий капитал проделывает свой кругооборот в предприятии заемщика, а как капитал-собственность та же сумма стоимости принадлежит ссудному капиталисту.

2. Ссудный капитал – это капитал как товар. Капитал внешне выступает в качестве своеобразного товара, который ссудные капиталисты «продают» промышленным и торговым капиталистам. Использование отданного в ссуду денежного капитала выражается в том, что предприниматель-заемщик покупает на него средства производства и рабочую силу и в результате эксплуатации наемных рабочих присваивает прибавочную стоимость в форме прибыли. Таким образом, потребительная стоимость капитала как товара отличается от потребительной стоимости обычных товаров и заключается в его способности приносить прибыль на основе эксплуатации наемного труда. Это придает деньгам как капиталу добавочную потребительскую стоимость – способность приносить прибыль, не свойственную им в простом товарном хозяйстве.

3. Ссудный капитал имеет особую форму движения. В отличие от кругооборота промышленного капитала Д-Т … П … Т'-Д' и кругооборота торгового капитала Д-Т-Д' движение ссудного капитала сводится к формуле Д-Д'.

4. Ссудный капитал имеет специфическую форму отчуждения. Отчуждение обычных товаров осуществляется в форме купли-продажи; отчуждение же капитала как товара происходит в форме ссуды. При купле-продаже товар переходит от продавца к покупателю и одновременно эквивалентная товару сумма денег переходит от покупателя к продавцу. Ссуда отличается от купли-продажи односторонним перемещением стоимости: капитал сначала переходит только от кредитора к заемщику, возврат же его с процентами происходит лишь по истечении определенного времени.

5. Ссудный капитал – самая паразитическая форма капитала, наиболее резко выражающая антагонизм между капиталом и трудом. Ссудный капиталист не только сам не участвует в процессе материального производства, но даже и не ведет никакого предприятия. Ссудные капиталисты, или рантье, - это чистейшие паразиты, люди, профессией которых является праздность.

6. Ссудный капитал – наиболее фетишистская форма капитала. В промышленном капитале фетишизм выражается в том, что способность порождать прибыль представляется присущей всему капиталу, функционирующему в производстве, в частности самим средствам производства. Но здесь, по крайней мере, речь идет о вещах, участвующих в процессе производства. Фетишистский же характер ссудного капитала состоит в том, что способность давать прирост (процент) представляется присущей деньгам как таковым, т.е. вещи, не принимающей участия в процессе производства. Движение ссудного капитала создает видимость, что деньги обладают чудесной способностью к самовозрастанию совершенно независимо как от процесса производства, так и от процесса товарного обращения: деньги порождают деньги.

Ссудный капитал – это денежный капитал, предоставленный в ссуду на условиях возвратности, платности, срочности для использования в предпринимательских целях.

Ссуды бывают следующих видов:

ü безвозвратная;

ü возвратная беспроцентная;

ü возвратная процентная (кредит).

Наиболее распространенной формой движения ссудного капитала является кредит. Кредит — система экономических отношений, в процессе которых происходит движение ссудного капитала.

Термин `кредит` использовал Аппий Клавдий в 259 г. после основания Рима (495 г. до Р. Х.),К. Книс также упоминает факт, что в 449 г. до Р. Х. Законом 12 таблиц было установлено право кредиторов разделить между собой тела должников (`in duuodecim tabulis debitoris corpus inter creditores dividi licuit`). В своде законов Петиллия (327 г. до Р.Х.) название `Pecunia credita` является уже `прочно установившимся определением. Этот закон установил принцип, что кредитор может арестовать только имущество должника, но не его самого Словом кредит римляне называли процессы, которые мы называем `заем` и `одалживание`, т. е. процессы, о которых как о само собой разумеющихся, думает каждый, если ведет речь о кредите`. В письменных памятниках древности встречаются описания заемных отношений, связанных с территорией современной Российской Федерации. Однако, по мнению Макса Фасмера, слово `кредит` заимствовано русским языком из немецкого (credit) в самом начале XVIII в. со значением `авторитет`. Чтобы разрешить данное противоречие, необходимо иметь в виду близость таких терминов, выражающих различные аспекты кредитных отношений, как `ссуда`, `долг`, `заем`, `кредит`. На самых первых этапах исторического исследования они предстают единосущностными, односемейными.

return false">ссылка скрыта

Теоретическое направление, доказывающее отрицательное влияние кредита на социально-экономическую систему, является старейшим. Издревле представления о кредите прочно увязывались с ростовщическим кредитованием под столь значительные проценты, что они разоряли собирающее и натуральное хозяйство. Еще Аристотель утверждал, что деньги бесплодны по своей сущности. Поэтому кредит и его неотъемлемый элемент - ссудный процент - однозначно осуждались по материальным соображениям. Для мировоззрения древних и средневековых обществ характерным было идеологическое порицание экономической деятельности и ее основы - труда, что должно быть вполне понятно: работа - удел рабов и крепостных. При этом верующие осуждались за корысть, стремление к извлечению прибыли. Отсюда естественно вытекало и моральное осуждение процента, дохода от денежного капитала. Данная система взглядов была воспринята социалистами-утопистами. И сегодня примерами могут служить как проекты `дарового кредита`, `нейтральных денег`, так и отдельные взгляды, согласно которым не только следует отменить процент по банковским вкладам, но и взимать средства за хранение, поскольку оно обеспечивает безопасность вкладчика и пр.

Важным источником по истории развития взглядов на кредит и процент в древний период человеческой истории является церковная литература. Отрицание кредита и такого его неотъемлемого элемента, как процент в целях развития экономики, характерно для всех докапиталистических обществ. Уже в Ветхом Завете содержится однозначное запрещение брать ростовщическую прибыль с ближнего, входящего в теократическую общину. Ссудо-заемная операция имела целью не обогащение, а поддержание обедневшего ближнего. В Новом Завете содержится еще более определенное запрещение получать процентный доход за счет ближнего: `любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего. Вместе с тем развивается тема взаимного доверия при предоставлении кредита.` Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо (в этот год) провозглашено прощение ради Господа.

Под осуждение долговых обязательств, связанных с процентом, со временем подстроилось и законодательство. Римские юристы в рамках общей системы долговых отношений стали различать `заем` и `ссуду имущества`. Ссуда имущества (commodatum) - это передача кому-либо вещи для безмездного употребления, при условии возврата той же самой вещи, в том же виде с учетом нормального износа, вызванного ее употреблением. Заем (mutuum) - трактовался как такой договор, по которому одна сторона передавала другой в собственность вещи, определенные родовыми качествами (весом, сортом, мерой, суммой), с обязанностью заемщика по истечении определенного времени возвратить столько же вещей того же рода и качества или такую же сумму денег. Таким образом, с договором ссуды имущества соединено право пользования вещью.

Развитие товарно-денежных отношений привело к умножению денежного капитала и кредита. Однако церковь по-прежнему осуждала кредит и процент: деньги бесплодны по своей сущности, они не имеют той творческой силы, какую имеет, например, земля, человеческий труд. `В нравственном отношении ростовщик, с точки зрения отцов церкви, был даже ниже вора. Ростовщик не прячется и не скрывается; он грабительствует явно и открыто. Однако в Средние века кредит в Западной и Центральной Европе становился делом обыденным. Само духовенство (и монастыри, и богатые аббаты, и духовные ордена) стало им заниматься. Обычай давать деньги под процент уже в XII в. делается почти всеобщим. Вместе с тем намечается тенденция к легализации кредита и процента, утверждению его гражданской правомерности. Бернардин Фельтрский основал в Италии кредитные общества (Monti di Pieta`) для доставления нуждающимся `дарового` кредита. Однако скоро они уклонились от своего первоначального плана и стали брать со своих заемщиков небольшой процент. По этому-то случаю Лев X [24] издал буллу, которой признавал право на процент.В конце концов, средневековые схоласты, постоянно обращавшиеся к библейским текстам и знавшие все канонические запреты, идя навстречу наиболее состоятельной части прихожан - нарождающейся буржуазии, были вынуждены поставить вопрос о том, когда может присваиваться процент. Именно с них началась теория процента.

Средневековые схоласты выделили три случая, при которых кредитор может на законном основании получать процент за кредит:

возмещение непосредственного ущерба, прямых убытков в результате задержки денег у должника, т. е. процент компенсировал возникающие потери (лат. damnum emergens), образующиеся в случае несвоевременного возвращения кредита. Такой ущерб назывался `интерес`, от которого и произошло понятие `процент`;

возмещение ущерба, возникающего из-за недополучения кредитором дохода, т. е. процент компенсировал упущенную выгоду (лат. lucrum cessans). Поскольку кредитор несет потери, если им не реализована возможность выгодной покупки, постольку процент может быть отличен от нуля даже в том случае, когда кредитор не несет никаких очевидных убытков;

повышенный риск утраты капитала (лат. periculum sortis). Процентный доход, полученный от вложения денег в рискованное предприятие, не определялся как ростовщичество. Отметим, что заем, обеспеченный залогом имущества, не относился к рискованным.

Рассматривая случаи, при которых разрешалось получать процент за кредит, Й. Шумпетер отмечал, что `оправдание никогда или практически никогда не основывалось на тех выгодах, которые может извлечь из ссуды заемщик; оно основывалось исключительно на тех неудобствах, которые доставляло отчуждение денег в ссуду кредитору`.

В период Средневековья начинает стремительно распространяться ислам. Его нормы устанавливают запрет на спекуляцию долговыми обязательствами, например обмен одного долгового обязательства на другое обязательство своего должника или передачу чужого обязательства в покрытие собственного долга. Недопустимой считается всякая прибыль, не порожденная личным трудом, и в особенности процент - `риба`. Коран однозначно осуждает ростовщичество. Вместе с тем пророк Магомет, сам бывший купец, требует, чтобы его последователи уплачивали долги в точно назначенный срок.

Принятие христианской веры на Руси в 988 г. не сопровождалось скорым распространением и восприятием Священного писания. Именно поэтому текст Русской Правды не содержит таких положений, связанных с регулированием обязательств, которые были бы хоть в какой-то степени связанными с библейскими принципами. Русская Правда - памятник древнерусского права, впервые открытый В.Н. Татищевым еще в 1738 г. в списке Новгородской летописи, написанном в конце XV в. Статьи 47-55 Русской Правды содержат в себе постановления, связанные с областью кредитных отношений. Возникновение указанных статей относится, как полагают историки, к концу XI - началу XII вв. В Древней Руси существовало несколько видов займа: а) простой заем; б) заем, совершаемый купцами без послухов; в) закупничество .Простой заем заключался в присутствии свидетелей, поэтому их присяга являлась основным условием для признания действительности договора. Заключение договора займа влекло за собой уплату процентов (ст. 50), различно именовавшихся в зависимости от предмета займа: деньги брали в рост, мед - в настав, хлеб - в присып. Статья 48 регламентировала особый вид договора займа, который совершался между купцами без свидетелей. В истории формирования системы кредитных организаций большую роль сыграли такие субъекты хозяйства, которые принимали вещи или деньги во вклады, на хранение.

Борьба с ростовщичеством, в том числе с ростовщичеством монастырей, на основе полных текстов Священного писания стала возможной в Русском государстве лишь с началом XVI в.

Превращение христианства в мировую религию привело к широкому распространению тех его положений, которые касались искоренения кредитных отношений и процента в целях облегчения участи общественных низов. На этой основе были созданы теории беспроцентных общественных долговых отношений. К наиболее известным из них относятся: теория `дарового кредита` П.-Ж. Прудона и теория `нейтральных денег`. П.-Ж. Прудон (1809-1865) главную задачу построения справедливого общества сводил к реорганизация кредита, так как полагал, что из всех форм капитала самой важной - всеобщей - является денежный капитал. И если бы удалось уничтожить доходы на денежный капитал, то и все иные формы эксплуататорских доходов были бы уничтожены. Если трудящийся сможет достать деньги, не уплачивая процента, на элементов капитала для своего производства, то держатели капиталов, надеющиеся на использование наемного труда, перестанут получать нетрудовой доход. Трудящийся, имея свое предприятие и работая на себя, получал бы весь продукт своего труда, не делясь ни с кем. Тогда бы экономическая справедливость осуществилась. Лозунги и идеи П.Ж. Прудона были весьма распространены в Европе в конце XIX - начале XX в. В период Октябрьской революции 1917 г. сказалась их популярность в России. Впоследствии осуждение ссудного процента и проектирование `дарового кредита` перекочевали из работ социалистов-утопистов в теорию `нейтральных денег`. Одно из обещаний коренного улучшения макроэкономической ситуации за счет реформы денежного обращения с целью устранения процента связано с концепцией `свободных денег`, или `нейтральных денег` .Сильвио Гезел назвал деньги, свободные от процентов, `свободными деньгами`. Д. Зур ввел обозначение `нейтральные деньги`, поскольку они служат всем и не дают никому односторонних преимуществ, как это происходит в современной денежной системе. Маргрит Кеннеди также использует понятие `нейтральные деньги`, когда речь идет о беспроцентном средстве обмена. По своей сути теория `нейтральных денег` восходит к канонической теории денег, наиболее известным разработчиком которой был Фома Аквинский (1225 или 1226-1274). Развивая концепцию `справедливой цены`, он считал, что купля-продажа товаров не должна становиться источником обогащения. Деньги в обществе играют подчиненную роль, облегчая `справедливый обмен`; их не следует использовать для `делания` денег при помощи самих денег. Взимание ссудного процента - грех, порождающий неравенство в обмене и противоречащий `справедливой` цене товара. Согласно теории `нейтральных денег` использование денег как средства накопления, превращение их в ссудный капитал порождает экономические кризисы. В соответствии с концепцией `нейтральных денег` правительство должно принимать все меры к тому, чтобы деньги не накапливались и ссудный процент был минимален. Только тогда и возможен инвестиционный бум, высокий потребительский спрос, процветание демократического общества.

В настоящее время выделяют две теории кредита: Натуралистическая теория кредита. Капиталотворческая теория кредита.

Натуралистическая теория кредита первоначально обоснована видным английскими экономистами А. Смитом и Д. Рикардо. Этой теории придерживались представители так называемой исторической школы, экономисты Ж.Сэй, Ф. Бастия, Д. Мак-Куллох.

Основные постулаты экономистов натуралистической теории заключались в следующем:

- объектом кредита являются натуральные, т.е. не денежные вещественные блага;

- кредит представляет собой движение натуральных благ, и поэтому есть лишь способ перераспределения существующих в данном обществе материальных ценностей;

- ссудный капитал тождествен действительному, и поэтому накопление ссудного капитала есть проявление накопления действительного капитала, а движение первого полностью совпадает с движением производительного капитала;

- поскольку кредит выполняет лишь пассивную роль, то коммерческие банки являются лишь скромными посредниками.

- кредит самостоятельно не создает реальной стоимости;

- масштабы развития кредита ограничены потребностями, возникающими в процессе движения производительного капитала;

- источником ссудного процента — дохода на инвестированный ссудный капитал — является прибыль, создаваемая в процессе движения производительного капитала.

Таким образом, представители натуралистической школы давали искаженную трактовку сущности кредита и его роли в капиталистической экономике. Ошибочность их взглядов заключалась в том, что они не понимали кругооборота промышленного капитала в трех формах и сущности ссудного капитала как обособившейся части промышленного капитала в денежной форме, а следовательно, самостоятельной роли ссудного капитала и его специфики. В результате они трактовали кредит как способ перераспределения материальных ценностей в натуральной форме, тогда как на самом деле кредит есть движение ссудного капитала. Отождествляя ссудный и действительный капитал, натуралисты не понимали не только роли кредита и его создателя - банков, но и его двойственного характера, в силу которого кредит может способствовать как расширению капиталистического воспроизводства, так и обострению его противоречий.

При всех своих негативных сторонах натуралистическая теория имела ряд позитивных аспектов: натуралисты правильно считали, что кредит не создает реального капитала, который образуется в процессе производства. Они показывали зависимость кредита от производства, не преувеличивая его роли (в отличие от представителей капиталотворческой теории), подчеркивали зависимость процента от колебания и динамики прибыли. Таким образом, натуралистическая теория содержала противоречивые трактовки кредита.