Вопрос 3. Внешний долг Российской Федерации

 

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерации) состоит из следующих долговых обязательств:

· задолженность странам - участницам Парижского клуба;

· задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб;

· коммерческая задолженность;

· задолженность перед международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР);

· еврооблигационные займы;

· облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) и облигации государственного валютного займа (ОГВЗ);

· задолженность субъектов РФ;

· задолженность Банка России.

На 1 января 2008 года предельное значение внешнего долга Российской Федерации установлено в размере 46,7 млрд. долларов США (или 36,3 млрд. евро).[1] Реально на конец 2007 года сумма внешнего долга не превысит 43 млрд. руб.[2]

После дефолта 1998 года в период с 2000 по 2007 год наблюдается положительная динамика по состоянию внешнего долга РФ, который снизился почти на 115 млрд. долларов (с 159 млрд. долларов[3] до 43,3 млрд. долларов). Причем основные погашения государственного внешнего долга пришлись на 2005-2007 годы (более 70 млрд. долларов) и были осуществлены за счет средств Стабилизационного фонда РФ.


По состоянию на 1 апреля 2007 года внешний долг Российской Федерации состоит из следующих компонентов:

Органы государственного управления Сумма (млрд. долларов)
Федеральные органы управления 41,8
Новый российский долг, в том числе 33,0
кредиты международных финансовых организаций 5,3
МБРР 4,6
прочие 0,7
прочие кредиты (включая кредиты стран - членов Парижского клуба кредиторов), в том числе 2,4
ценные бумаги в иностранной валюте 24,2
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО 4,7
еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов 18,6
ОВГВЗ - VI и VII транши и ОГВЗ 1999 г. 1,0
ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ) 0,7
прочая задолженность 0,3
Долг бывшего СССР, в том числе 8,9
кредиты стран - членов Парижского клуба кредиторов 0,1
задолженность перед бывшими социалистическими странами 1,9
задолженность перед прочими официальными кредиторами 3,3
ОВГВЗ - III, IV и V транши 2,0
прочая задолженность 1,6
Субъекты Российской Федерации 1,5
кредиты 1,0
ценные бумаги в российских рублях 0,5
Органы денежно- кредитного регулирования 1,0
наличная национальная валюта и депозиты 1,0

 

Рассмотрим более подробно составляющие внешнего государственного долга Российской Федерации.

Парижский клуб – это форум, на котором представители правительств стран кредиторов и правительственная делегация страны-должника обсуждают условия реструктуризации задолженности. Этот клуб не является международной организацией. В его заседаниях участвуют только «заинтересованные» кредиторы, поэтому состав участников заседаний варьируется, за исключением стран-доноров. По традиции Председателем Парижского клуба является директор французского казначейства, а организационная работа возложена на многочисленный секретариат клуба, в котором также работают сотрудники французского казначейства. По итогам переговоров Парижский клуб в лице всех своих членов подписывает с должником соглашение, содержащее «рекомендации» к условиям реструктуризации. И уже на основании этих рекомендаций после выверки задолженности по каждой стране-кредитору подписываются двусторонние соглашения между правительствами кредиторов и должника. Анализируя динамику погашения государственного долга перед иностранными государствами необходимо отметить, что в период с 2000 года по 2005 год практически не погашалась задолженность странам, членам Парижского клуба – на 1 января 2000 года она составляла 40,2 млрд. долларов, а к 1 июля 2004 года достигла 45,4 млрд. долларов. Однако в течение 2005-2006 годов Россия осуществила значительные досрочные погашения данной части долга, которая является в основном долгом бывшего СССР. К концу 2006 года Россия практически полностью рассчиталась по долгам со странами Парижского клуба.

Странами, не вошедшими в Парижский клуб, являются в основном бывшие социалистические страны, задолженность которым составляла на 1 октября 2005 года 2,4 млрд. долларов и некоторые другие страны. При этом задолженность странам, не входящим в Парижский клуб, снизилась с 26,3 млрд. долларов (01.01.2000)[4] до 1,9 млрд. долларов.[5]

Одновременно была снижена коммерческая задолженность бывшего СССР с 12 млрд. долларов до 1,6 млрд. долларов.[6]

Лондонский клуб – это объединение коммерческих банков, основной задачей которых является «спасение» вложенных в Российскую Федерацию (ранее в СССР) денежных средств и получение прибыли. Количество членов в этом клубе более 600. Долговые обязательства РФ были переоформлены в 2000 году, когда Россия добилась списания 12 млрд. долларов при реструктуризации задолженности. Задолженность бывшего СССР была обменяна на облигации внешних облигационных займов (еврооблигации).[7]

На 1 апреля 2007 года наибольшую часть внешнего долга РФ составляют именно еврооблигации, выпущенные в разные годы. Общий объем еврооблигаций составляет 26,2 млрд. долларов. Срок погашения большей части еврооблигаций 2013-2018 годы.

Российская Федерация вступила в Международный валютный фондМФВ 1 июня 1992 года. На 1 января 1999 года задолженность России МВФ составляла 19,3 млрд. долларов.[8] С 1999 по 2004 годы данная задолженность была значительно уменьшена и на 1 июля 2004 года составила 4,1 млрд. долларов. В середине 2005 года долг России МВФ был погашен полностью.[9]

Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты Российской Федерации с 16 ноября 1992 г. На 1 января 1999 года долг РФ МБРР составил 6,7 млрд. долларов[10] и за последующие 7 лет изменился незначительно. На 1 октября 2005 года задолженность РФ МБРР составила 5,2 млрд. долларов.[11] На 1 апреля 2007 года задолженность МБРР составила 4,6 млрд. долларов.

Европейский банк реконструкции и развития(ЕБРР) является аналогом МБРР. Задолженность РФ ЕБРР 700 млн. долларов. Основными целями, на которые предоставляются кредиты, являются структурные преобразования экономики и региональных (муниципальных) финансов.

В целом объем внешнего долга РФ за последние годы значительно снизился, а его структура улучшилась. Были погашены кредиты с высокими процентами (МВФ), урегулированы и почти погашены задолженности бывшего СССР перед странами Парижского клуба и странами, не входящими в Парижский клуб и уменьшена коммерческая задолженность.

Задолженность перед Российской Федераций в период с 1999 по 2005 годы росла и в 2005 году достигла 85,6 млрд. долларов.[12] Это связано в первую очередь со структурой долга. Он состоит из задолженностей иностранных государств и коммерческих банков и фирм, экспортировавших товары и услуги из бывшего СССР. Большую часть долга составляет долг иностранных государств. В течение 2005 года часть долга была списана.[13] Так был урегулирован долг с Сирией (превышал 5 млрд. долларов) и рядом других государств. В настоящее время процесс урегулирования продолжается и к концу 2007 года общий размер долга уменьшится до 68,9 млрд. долларов.

Основными должниками РФ на 1 января 2006 года являются:[14]

· Куба – 19,8 млрд. долларов;

· Афганистан – 9,9 млрд. долларов;

· Ирак – 9,4 млрд. долларов;

· КНДР – 7,1 млрд. долларов;

· Ливия – 3,5 млрд. долларов;

· Индия – 3,1 млрд. долларов;

· Украина – 1,48 млрд. долларов;

· Сирия – 1,38 млрд. долларов;

· Алжир – 2,7 млрд. долларов;

· Йемен – 1,26 млрд. долларов;

· Китай – 1,41 млрд. долларов.

Кроме вышеуказанных стран существует большое количество государств, которые должны РФ менее 1 млрд. долларов. Из перечисленных иностранных государств только Индия, Китай и Украина выполняют свои обязательства по долгу. Долги остальных государств увеличиваются.

Долг коммерческих фирм и банков погашается исправно с выплатой процентов. Самыми крупными должниками являются иракские фирмы – 1,2 млрд. долларов и кубинский банк – 0,9 млрд. долларов; остальные долги незначительны по сравнению с долгами иностранных государств.