ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

 

Цель: Изучить теоретические основы и практические методы оценки достоверности различий.

 

Задачи

 

1. Изучить теоретические основы выборочного метода.

2. Усвоить понятия «репрезентативность», «достоверность», «доверительный интервал», «доверительный коэффициент», «вероятность безошибочного прогноза».

3. Овладеть методикой расчета ошибок средних арифметических и относительных величин при малом и большом числе наблюдений.

4. Освоить методику определения доверительного интервала средних и относительных величин при малом и большом числе наблюдений.

5. Научиться определять степень вероятности безошибочного прогноза.

6. Освоить методику оценки достоверности различий между средними и относительными величинами выборок.

 

II. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

 

1. Теоретические основы выборочного метода.

2. Определение понятий «репрезентативность», «достоверность», «доверительный интервал», «доверительный коэффициент», «вероятность безошибочного прогноза».

 

III. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

 

1. Рассчитывать ошибку средних величин (стандартную ошибку)

при N ≤ 30 и при N >30.

2. Рассчитывать ошибку относительных величин

при N≤30; N >30.

3. Вычислять доверительный интервал средних величин

при N ≤ 30; N > 30.

4. Вычислять доверительный интервал относительных величин

при N ≤ 30; N > 30.

5. Определять достоверность различия между средними и относительными величинами в исследуемых выборках.

6. Подбирать по виду частотного распределения выборок применяемый статистический метод (параметрический или непараметрический).

IV. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

 

Выборочный метод статистического наблюдения получил широкое распространение. Этот метод обеспечивает получение научно-обоснованных, точных результатов при использовании несплошного статистического наблюдения и является основой доказательной медицины. Особенно велика роль выборочного метода в медицинской статистике, так как медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого ими объекта (группа пациентов с тем или иным заболеванием; работой той или иной поликлиники или больницы; изменениями клинических показателей двух групп пациентов, лечившихся различными методами и т.д.).

Умение обоснованно подобрать объемы выборок, статистические методы для их обработки, сохранив при этом высокую степень объективности в оценке полученных результатов, - необходимое условие формирования не только клинического, но и аналитического образа мышления молодого специалиста.