ОСНОВЫ ШАХТНОЙ АЭРОМЕХАНИКИ

К.Г.СИНОПАЛЬНИКОВ, В.В.СМИРНЯКОВ, Н.А.ХОХЛОВ

 

 


ВЕНТИЛЯЦИЯ ШАХТ


И РУДНИКОВ

 


Лабораторный практикум

 

 


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ



 

 


Министерство образования Российской Федерации

 


Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В. Плеханова


(технический университет)

 

 


К.Г.СИНОПАЛЬНИКОВ, В.В.СМИРНЯКОВ, Н.А.ХОХЛОВ

 

 


ВЕНТИЛЯЦИЯ ШАХТ


И РУДНИКОВ

 


Лабораторный практикум

 

 


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ



 

 


УДК 622.4.012.2 (075.80)

 

 


ВЕНТИЛЯЦИЯ ШАХТ И РУДНИКОВ:Лабораторный практикум /


Санкт-Петербургский горный ин-т. Сост.: К.Г. Синопальников, В.В. Смирняков,


Н.А. Хохлов. СПб, 2003. 77с.

 


Кратко изложены основы шахтной аэромеханики, описаны аэродинамиче-


ские установки, на которых выполняются лабораторные работы и исследования,


аппаратура для измерения депрессии, правила работы с ней, методика обработки


результатов измерений, цели, задачи и содержание лабораторных работ.


Лабораторные работы построены по принципу постепенного усложнения


от единичных замеров депрессии до замеров и расчета комплекса аэродинамиче-


ских параметров. Большинство работ носит исследовательский характер. Пособие


предназначено для студентов всех горных специальностей.

 


Табл. 17, Ил. 14, Библиогр.: 5назв.

 


Научный редактор проф. Ю.В. Шувалов

 

 


Рецензенты: проф. О.Н. Русак (Санкт-Петербургская лесотехническая ака-


демия), проф. В.Н. Денисов (НИЦЕБ, Санкт-Петербург).

 


© Санкт-Петербургский государственный


горный институт им. Г.В. Плеханова, 2003 г


 

 


ВВЕДЕНИЕ

 


Обеспечение безопасных условий труда на горных предпри-


ятиях является одной из важнейших задач инженерной деятельно-


сти. Весьма ответственная роль в создании таких условий принад-


лежит вентиляции, которая должна обеспечить горные выработки


необходимым количеством воздуха требуемого качества.


Для того, чтобы обеспечить такие условия, горный инженер


должен знать теорию вентиляции, приборы и аппаратуру, использу-


емые для управления вентиляцией и контроля ее параметров, а так-


же приобрести навыки работы с этой аппаратурой, освоить методы


измерения и оценки параметров вентиляционной сети и воздушных


потоков.

 


ОСНОВЫ ШАХТНОЙ АЭРОМЕХАНИКИ

 


Все рассматриваемые в настоящем пособии лабораторные


работы основаны на измерениях давления и депрессии (разности


давлений) в различных точках воздушного потока. Известно, что


давление характеризует энергию потока. В международной системе


единиц СИ давление и депрессия измеряются в паскалях,т.е. в нью-


тонах на квадратный метр. Умножив числитель и знаменатель этой


размерности на метр, получим джоуль/м3, т.е. энергию единицы


объема воздуха.


В воздушном потоке действуют статическое p ст, динамиче-


ское p дин, и полное p пдавления. Наличие их можно пояснить сле-


дующим простейшим примером. Если в движущийся воздушный


поток неподвижно поместить куб (например, привязав его нитями к


стенкам выработки или трубопровода) и расположить его гранями


параллельно и перпендикулярно вектору скорости потока, то давле-


ние воздуха на разные грани будет неодинаковым.


На боковые грани, расположенные параллельно вектору ско-


рости, действует статическое давление, величина которого на каж-


дую из четырех граней одинакова.

 



 


На грань, обращенную навстречу потоку воздуха, давление,


очевидно, будет бóльшим. Это давление именуется полным, оно


складывается из статического и динамического, т.е.

 


р п = р ст + р дин
(1)

 


Динамическое давление, оказываемое набегающим потоком

return false">ссылка скрыта

воздуха на переднюю грань, стремится сдвинуть куб, увлечь его по-


током (удерживающие куб нити натянутся в направлении вектора


скорости)


Наконец, на заднюю грань куба будет действовать наимень-


шее давление, так как обтекающий куб поток воздуха создает за ним


разряжение. Величина этого давления в идеальном случае р=р ст-р дин ,


а в реальных случаях близка к этому значению.


Если теперь перерезать удерживающие куб нити, то он будет


увлечен потоком (предполагается, что куб легкий). При движении


куба со скоростью, равной скорости потока, динамическое давление


на куб отсутствует и величина давления на все его грани будет оди-


наковой и равной статическому (весом самого куба пренебрегаем).


Очевидно, что и в неподвижном воздухе действует только статиче-


ское давление, а динамическое давление отсутствует и поэтому


полное давление равно статическому.


Первопричиной статического давления служит аэростатиче-


ское (атмосферное) давление. Оно характеризует потенциальную


энергию воздуха. Причиной динамического давления является дви-


жение (скорость) воздуха, поэтому динамическое давление часто


называют скоростным давлением или скоростным напором


(р дин =р ск ). Скоростное давление характеризует кинетическую энер-


гию воздуха. Полное давление воздуха характеризует полную энер-


гию потока, которая является суммой потенциальной и кинетиче-


ской энергии.


Депрессией в рудничной вентиляции называется разность


давлений воздуха между любыми двумя пунктами (точками) замера,


т.е.

 


h 1- 2 = p 1 – p 2

 


(2)


 


где: 1 и 2 - индекс точек замера.


Разность статических давлений называется статической де-


прессией h ст , разность скоростных давлений – скоростной депрес-


сией h с к , разность полных давлений – полной депрессией h п .


Одним из основных уравнений шахтной аэродинамики явля-


ется уравнение Бернулли. Это уравнение объединяет все основные


величины, необходимые для решения вентиляционных задач. При-


менительно к шахтной вентиляционной сети уравнение Бернулли


может быть представлено в виде

 


hст+ hе + hск = hсопр ,
(3)

 


где: h ст – статическая депрессия (разность давлений), создаваемая в


шахтной сети работой вентилятора; h е – депрессия естественной тя-


ги; h ск – скоростная депрессия; h сопр –депрессия, расходуемая на


преодоление всех сопротивлений движению воздуха по выработкам


шахтной сети.


Левая часть уравнения (3) выражает собой суммарную вели-


чину энергии (давления), сообщаемой воздуху различными источ-


никами (вентилятором, естественной тягой, скоростным напором), а


правая – величину энергии, расходуемой на преодоление сопротив-


ления шахтной сети движению воздуха. Равенство этих частей урав-


нения вытекает из закона сохранения энергии.


Сопротивление движению воздуха оказывают следующие


факторы: трение его о поверхности выработок, местные сопротив-


ления (повороты, разветвления, слияния, сужения расширения


струи) и лобовые сопротивления (расстрелы, средние стойки, гор-


ные машины, вагонетки и т.п.). Энергия (давление, депрессия) воз-


душного потока, расходуемая на преодоление всех этих видов со-


противления называется депрессией шахты (участка, выработки).


Статическая депрессия измеряется разностью статических


давлений, создаваемых вентилятором на рассматриваемом участке


сети:

 


h ст = p ст 1 – pст 2 = h ст 1-2

 

 


(4)


 

 


Если воздух движется от пункта 1 к пункту 2, то величина


h ст 1-2 имеет положительный знак, т.к. p ст 1 > pст 2 (воздух может дви-


гаться только из области большего давления в область меньшего


давления).


Депрессия естественной тяги измеряется разностью веса


вышележащих столбов воздуха, оказывающих статическое давление


на поток воздуха в пунктах 1 и 2,

 


hе = γ1 H 1 - γ2 H 2
(5)

 


где: Н1 и Н2 – высота вышележащих над пунктами замера столбов


воздуха; γ1 и γ2 – удельный вес воздуха в столбах Н1 и Н2 (величина


его зависит от давления и температуры воздуха).


Депрессия естественной тяги может быть выражена и через


плотность воздуха ρ. Так как γ= ρg, где g – ускорение свободного


падения, то h е = g (ρ1Н1 – ρ2Н2 ).


Если γ1 H 1 > γ2 H 2 , то h е > 0. В этом случае естественная тяга


помогает работе вентилятора, способствуя движению воздуха от


пункта 1 к пункту 2, и величина h е имеет одинаковый знак с величи-


ной h ст в уравнении (3).


Если γ1 H 1 < γ2 H 2 , то h е < 0. В этом случае естественная тяга


противодействует работе вентилятора, препятствуя движению воз-


духа от пункта 1 к пункту 2, и величина h е имеет знак, противопо-


ложный знаку величины h ст в уравнении (3). При этом величина h е


может трактоваться как сопротивление движению воздуха и по аб-


солютной величине может суммироваться с h сопр (hе переносится из


левой части уравнения (3) в правую). Наконец, если γ1 H 1 = γ2 H 2 , то


hе =0, т.е. естественная тяга отсутствует и не оказывает действия на


движение воздушного потока.


Скоростная депрессия измеряется разностью скоростных


давлений в пунктах (сечениях потока) 1 и 2 шахтной вентиляцион-


ной сети:


hск = p ск 1 – pск 2 = ( k 1 γ1 v 12 - k 2 γ2 v 22 ) / 2g

 

 


(6)


 


где: 1 и 2 - индексы пунктов замера; p ск 1 и pск 2 – величина скорост-


ного (динамического) давления; v1 и v2 – средняя по сечению ско-


рость движения воздуха; γ1 и γ2 – удельный вес воздуха в пунктах


замера; k1 и k2 – коэффициенты кинетической энергии, учитываю-


щие неравномерность распределения скоростей движения воздуха в


сечениях 1 и 2.


Скоростная депрессия может быть выражена и через плот-


ность воздуха ρ. Так как γ = ρg, где g – ускорение свободного паде-


ния, то h ск = ( k 1 ρ1 v 12 - k 2 ρ2 v 22 ) / 2.


Если v1 > v 2 , то p ск 1 > pск 2 и h ск >0, т.е. скоростной напор


помогает работе вентилятора (величина напора имеет одинаковый


знак с величиной h ст ). Такое положение имеет место, например, ко-


гда ветер задувает в воздухоподающую штольню или ствол, или ко-


гда выработка расширяется по ходу струи. В последнем случае ско-


рость движения воздуха падает и часть его кинетической энергии


переходит в потенциальную, увеличивая статическое давление воз-


духа p ст 2 .


Если v1 < v 2 , то p ск 1 < pск 2 и h ск <0. В этом случае скорост-


ное разрежение противодействует работе вентилятора и имеет знак,


противоположный знаку h ст в уравнении (3). Такое положение име-


ет место, например, когда неподвижный или малоподвижный воздух


из атмосферы засасывается вентилятором в выработку (ствол,


штольню) или когда выработка сужается по ходу струи. В этих слу-


чаях часть энергии вентилятора затрачивается на «разгон» воздуха


со скорости v1 до v2 и статическое давление p ст 2 уменьшается, так


как часть потенциальной энергии потока переходит в кинетическую.


При этом величину h ск можно трактовать как сопротивление дви-


жению воздуха и по абсолютной величине суммировать с h сопр (hск


переносится из левой части уравнения (3) в правую).


Наконец, если v1 = v 2 и p ск 1 = pск 2 , то h ск =0, т.е. скоростное


давление (разрежение) отсутствует.


Очевидно, что в практике проветривания могут иметь место


различные сочетания причин, способствующих и препятствующих


движению воздуха в шахтной сети. Например, проветривание может


осуществляться только за счет естественной тяги, или только за счет


ветрового напора, или за счет и того и другого фактора (такие слу-

 



 


чаи могут быть при аварийных остановках главного вентилятора).


Естественная тяга может помогать работе вентилятора, а ветровой


напор – препятствовать движению воздуха и наоборот. Все эти


частные случаи учитываются уравнением Бернулли, которое позво-


ляет дать количественную оценку в каждом из этих случаев.


Применяя уравнение Бернулли к моделям горных выработок,


на которых выполняются лабораторные работы, нужно иметь в виду


следующее:


1. Так как разность высотных отметок верхней и нижней вет-


вей модели весьма мала (Н1 – Н2 = 0,2 м), ею можно пренебречь, а


удельный вес воздуха во всех точках модели в атмосфере лаборато-


рии считать одинаковым, т.е. γ1 = γ2 =………=γ; при этом, очевидно,


влияние естественной тяги на процесс движения воздуха в модели


исключается, т.е. h е =0.


2. Распределение скоростей движения воздуха в разных по-


перечных сечениях выработок модели различается весьма несуще-


ственно, а точки замера предусмотрены в тех местах, где поле ско-


ростей не имеет выраженных аномалий, поэтому можно полагать


k 1 = k 2=……=1. При этом, а также имея в виду, что γ1 = γ2 =………=γ,


скоростную депрессию можно вычислять по формуле

 


hск = p ск 1 – pск 2 = ( v 12 - v 22 ) γ / 2g = ( v12 - v 22 ) ρ / 2
(7)

 


С учетом сделанных замечаний уравнение Бернулли приме-


нительно к используемым аэродинамическим установкам (моделям)


принимает вид

 


h ст + h ск = h сопр

 

или в развернутом виде

 

( p ст 1 – p ст 2 ) + ( v 12 - v 22 ) γ / 2g = h сопр 1 – 2

 

 


(8)

 

 

(9)