ОСНОВЫ ШАХТНОЙ АЭРОМЕХАНИКИ
К.Г.СИНОПАЛЬНИКОВ, В.В.СМИРНЯКОВ, Н.А.ХОХЛОВ
ВЕНТИЛЯЦИЯ ШАХТ
И РУДНИКОВ
Лабораторный практикум
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В. Плеханова
(технический университет)
К.Г.СИНОПАЛЬНИКОВ, В.В.СМИРНЯКОВ, Н.А.ХОХЛОВ
ВЕНТИЛЯЦИЯ ШАХТ
И РУДНИКОВ
Лабораторный практикум
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
УДК 622.4.012.2 (075.80)
ВЕНТИЛЯЦИЯ ШАХТ И РУДНИКОВ:Лабораторный практикум /
Санкт-Петербургский горный ин-т. Сост.: К.Г. Синопальников, В.В. Смирняков,
Н.А. Хохлов. СПб, 2003. 77с.
Кратко изложены основы шахтной аэромеханики, описаны аэродинамиче-
ские установки, на которых выполняются лабораторные работы и исследования,
аппаратура для измерения депрессии, правила работы с ней, методика обработки
результатов измерений, цели, задачи и содержание лабораторных работ.
Лабораторные работы построены по принципу постепенного усложнения
от единичных замеров депрессии до замеров и расчета комплекса аэродинамиче-
ских параметров. Большинство работ носит исследовательский характер. Пособие
предназначено для студентов всех горных специальностей.
Табл. 17, Ил. 14, Библиогр.: 5назв.
Научный редактор проф. Ю.В. Шувалов
Рецензенты: проф. О.Н. Русак (Санкт-Петербургская лесотехническая ака-
демия), проф. В.Н. Денисов (НИЦЕБ, Санкт-Петербург).
© Санкт-Петербургский государственный
горный институт им. Г.В. Плеханова, 2003 г
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение безопасных условий труда на горных предпри-
ятиях является одной из важнейших задач инженерной деятельно-
сти. Весьма ответственная роль в создании таких условий принад-
лежит вентиляции, которая должна обеспечить горные выработки
необходимым количеством воздуха требуемого качества.
Для того, чтобы обеспечить такие условия, горный инженер
должен знать теорию вентиляции, приборы и аппаратуру, использу-
емые для управления вентиляцией и контроля ее параметров, а так-
же приобрести навыки работы с этой аппаратурой, освоить методы
измерения и оценки параметров вентиляционной сети и воздушных
потоков.
ОСНОВЫ ШАХТНОЙ АЭРОМЕХАНИКИ
Все рассматриваемые в настоящем пособии лабораторные
работы основаны на измерениях давления и депрессии (разности
давлений) в различных точках воздушного потока. Известно, что
давление характеризует энергию потока. В международной системе
единиц СИ давление и депрессия измеряются в паскалях,т.е. в нью-
тонах на квадратный метр. Умножив числитель и знаменатель этой
размерности на метр, получим джоуль/м3, т.е. энергию единицы
объема воздуха.
В воздушном потоке действуют статическое p ст, динамиче-
ское p дин, и полное p пдавления. Наличие их можно пояснить сле-
дующим простейшим примером. Если в движущийся воздушный
поток неподвижно поместить куб (например, привязав его нитями к
стенкам выработки или трубопровода) и расположить его гранями
параллельно и перпендикулярно вектору скорости потока, то давле-
ние воздуха на разные грани будет неодинаковым.
На боковые грани, расположенные параллельно вектору ско-
рости, действует статическое давление, величина которого на каж-
дую из четырех граней одинакова.
На грань, обращенную навстречу потоку воздуха, давление,
очевидно, будет бóльшим. Это давление именуется полным, оно
складывается из статического и динамического, т.е.
р п = р ст + р дин
(1)
Динамическое давление, оказываемое набегающим потоком
return false">ссылка скрытавоздуха на переднюю грань, стремится сдвинуть куб, увлечь его по-
током (удерживающие куб нити натянутся в направлении вектора
скорости)
Наконец, на заднюю грань куба будет действовать наимень-
шее давление, так как обтекающий куб поток воздуха создает за ним
разряжение. Величина этого давления в идеальном случае р=р ст-р дин ,
а в реальных случаях близка к этому значению.
Если теперь перерезать удерживающие куб нити, то он будет
увлечен потоком (предполагается, что куб легкий). При движении
куба со скоростью, равной скорости потока, динамическое давление
на куб отсутствует и величина давления на все его грани будет оди-
наковой и равной статическому (весом самого куба пренебрегаем).
Очевидно, что и в неподвижном воздухе действует только статиче-
ское давление, а динамическое давление отсутствует и поэтому
полное давление равно статическому.
Первопричиной статического давления служит аэростатиче-
ское (атмосферное) давление. Оно характеризует потенциальную
энергию воздуха. Причиной динамического давления является дви-
жение (скорость) воздуха, поэтому динамическое давление часто
называют скоростным давлением или скоростным напором
(р дин =р ск ). Скоростное давление характеризует кинетическую энер-
гию воздуха. Полное давление воздуха характеризует полную энер-
гию потока, которая является суммой потенциальной и кинетиче-
ской энергии.
Депрессией в рудничной вентиляции называется разность
давлений воздуха между любыми двумя пунктами (точками) замера,
т.е.
h 1- 2 = p 1 – p 2
(2)
где: 1 и 2 - индекс точек замера.
Разность статических давлений называется статической де-
прессией h ст , разность скоростных давлений – скоростной депрес-
сией h с к , разность полных давлений – полной депрессией h п .
Одним из основных уравнений шахтной аэродинамики явля-
ется уравнение Бернулли. Это уравнение объединяет все основные
величины, необходимые для решения вентиляционных задач. При-
менительно к шахтной вентиляционной сети уравнение Бернулли
может быть представлено в виде
hст+ hе + hск = hсопр ,
(3)
где: h ст – статическая депрессия (разность давлений), создаваемая в
шахтной сети работой вентилятора; h е – депрессия естественной тя-
ги; h ск – скоростная депрессия; h сопр –депрессия, расходуемая на
преодоление всех сопротивлений движению воздуха по выработкам
шахтной сети.
Левая часть уравнения (3) выражает собой суммарную вели-
чину энергии (давления), сообщаемой воздуху различными источ-
никами (вентилятором, естественной тягой, скоростным напором), а
правая – величину энергии, расходуемой на преодоление сопротив-
ления шахтной сети движению воздуха. Равенство этих частей урав-
нения вытекает из закона сохранения энергии.
Сопротивление движению воздуха оказывают следующие
факторы: трение его о поверхности выработок, местные сопротив-
ления (повороты, разветвления, слияния, сужения расширения
струи) и лобовые сопротивления (расстрелы, средние стойки, гор-
ные машины, вагонетки и т.п.). Энергия (давление, депрессия) воз-
душного потока, расходуемая на преодоление всех этих видов со-
противления называется депрессией шахты (участка, выработки).
Статическая депрессия измеряется разностью статических
давлений, создаваемых вентилятором на рассматриваемом участке
сети:
h ст = p ст 1 – pст 2 = h ст 1-2
(4)
Если воздух движется от пункта 1 к пункту 2, то величина
h ст 1-2 имеет положительный знак, т.к. p ст 1 > pст 2 (воздух может дви-
гаться только из области большего давления в область меньшего
давления).
Депрессия естественной тяги измеряется разностью веса
вышележащих столбов воздуха, оказывающих статическое давление
на поток воздуха в пунктах 1 и 2,
hе = γ1 H 1 - γ2 H 2
(5)
где: Н1 и Н2 – высота вышележащих над пунктами замера столбов
воздуха; γ1 и γ2 – удельный вес воздуха в столбах Н1 и Н2 (величина
его зависит от давления и температуры воздуха).
Депрессия естественной тяги может быть выражена и через
плотность воздуха ρ. Так как γ= ρg, где g – ускорение свободного
падения, то h е = g (ρ1Н1 – ρ2Н2 ).
Если γ1 H 1 > γ2 H 2 , то h е > 0. В этом случае естественная тяга
помогает работе вентилятора, способствуя движению воздуха от
пункта 1 к пункту 2, и величина h е имеет одинаковый знак с величи-
ной h ст в уравнении (3).
Если γ1 H 1 < γ2 H 2 , то h е < 0. В этом случае естественная тяга
противодействует работе вентилятора, препятствуя движению воз-
духа от пункта 1 к пункту 2, и величина h е имеет знак, противопо-
ложный знаку величины h ст в уравнении (3). При этом величина h е
может трактоваться как сопротивление движению воздуха и по аб-
солютной величине может суммироваться с h сопр (hе переносится из
левой части уравнения (3) в правую). Наконец, если γ1 H 1 = γ2 H 2 , то
hе =0, т.е. естественная тяга отсутствует и не оказывает действия на
движение воздушного потока.
Скоростная депрессия измеряется разностью скоростных
давлений в пунктах (сечениях потока) 1 и 2 шахтной вентиляцион-
ной сети:
hск = p ск 1 – pск 2 = ( k 1 γ1 v 12 - k 2 γ2 v 22 ) / 2g
(6)
где: 1 и 2 - индексы пунктов замера; p ск 1 и pск 2 – величина скорост-
ного (динамического) давления; v1 и v2 – средняя по сечению ско-
рость движения воздуха; γ1 и γ2 – удельный вес воздуха в пунктах
замера; k1 и k2 – коэффициенты кинетической энергии, учитываю-
щие неравномерность распределения скоростей движения воздуха в
сечениях 1 и 2.
Скоростная депрессия может быть выражена и через плот-
ность воздуха ρ. Так как γ = ρg, где g – ускорение свободного паде-
ния, то h ск = ( k 1 ρ1 v 12 - k 2 ρ2 v 22 ) / 2.
Если v1 > v 2 , то p ск 1 > pск 2 и h ск >0, т.е. скоростной напор
помогает работе вентилятора (величина напора имеет одинаковый
знак с величиной h ст ). Такое положение имеет место, например, ко-
гда ветер задувает в воздухоподающую штольню или ствол, или ко-
гда выработка расширяется по ходу струи. В последнем случае ско-
рость движения воздуха падает и часть его кинетической энергии
переходит в потенциальную, увеличивая статическое давление воз-
духа p ст 2 .
Если v1 < v 2 , то p ск 1 < pск 2 и h ск <0. В этом случае скорост-
ное разрежение противодействует работе вентилятора и имеет знак,
противоположный знаку h ст в уравнении (3). Такое положение име-
ет место, например, когда неподвижный или малоподвижный воздух
из атмосферы засасывается вентилятором в выработку (ствол,
штольню) или когда выработка сужается по ходу струи. В этих слу-
чаях часть энергии вентилятора затрачивается на «разгон» воздуха
со скорости v1 до v2 и статическое давление p ст 2 уменьшается, так
как часть потенциальной энергии потока переходит в кинетическую.
При этом величину h ск можно трактовать как сопротивление дви-
жению воздуха и по абсолютной величине суммировать с h сопр (hск
переносится из левой части уравнения (3) в правую).
Наконец, если v1 = v 2 и p ск 1 = pск 2 , то h ск =0, т.е. скоростное
давление (разрежение) отсутствует.
Очевидно, что в практике проветривания могут иметь место
различные сочетания причин, способствующих и препятствующих
движению воздуха в шахтной сети. Например, проветривание может
осуществляться только за счет естественной тяги, или только за счет
ветрового напора, или за счет и того и другого фактора (такие слу-
чаи могут быть при аварийных остановках главного вентилятора).
Естественная тяга может помогать работе вентилятора, а ветровой
напор – препятствовать движению воздуха и наоборот. Все эти
частные случаи учитываются уравнением Бернулли, которое позво-
ляет дать количественную оценку в каждом из этих случаев.
Применяя уравнение Бернулли к моделям горных выработок,
на которых выполняются лабораторные работы, нужно иметь в виду
следующее:
1. Так как разность высотных отметок верхней и нижней вет-
вей модели весьма мала (Н1 – Н2 = 0,2 м), ею можно пренебречь, а
удельный вес воздуха во всех точках модели в атмосфере лаборато-
рии считать одинаковым, т.е. γ1 = γ2 =………=γ; при этом, очевидно,
влияние естественной тяги на процесс движения воздуха в модели
исключается, т.е. h е =0.
2. Распределение скоростей движения воздуха в разных по-
перечных сечениях выработок модели различается весьма несуще-
ственно, а точки замера предусмотрены в тех местах, где поле ско-
ростей не имеет выраженных аномалий, поэтому можно полагать
k 1 = k 2=……=1. При этом, а также имея в виду, что γ1 = γ2 =………=γ,
скоростную депрессию можно вычислять по формуле
hск = p ск 1 – pск 2 = ( v 12 - v 22 ) γ / 2g = ( v12 - v 22 ) ρ / 2
(7)
С учетом сделанных замечаний уравнение Бернулли приме-
нительно к используемым аэродинамическим установкам (моделям)
принимает вид
h ст + h ск = h сопр
или в развернутом виде
( p ст 1 – p ст 2 ) + ( v 12 - v 22 ) γ / 2g = h сопр 1 – 2
(8)
(9)