Принципы правотворчества.

Выделяют две группы принципов правотворчества: общие и специальные.

Общие принципы правотворчества — непререкаемые основополагающие требования, выражающие его сущность:

1. Гуманизм, т.е. формирование нормативно-правовых актов на основе общечеловеческих ценностей, международных стандартов прав человека, создания условий и механизмов их воплощения в жизнь общества и государства;

2. Демократизм, т.е. выражение в нем воли народа, непосредственное или через представителей участие народа в разработке и принятии нормативно-правовых актов;

3. Гласность — открытое для общественности, свободное и деловое обсуждение проектов нормативно-правовых актов, информирование о них населения;

4. Законность — принятие нормативно-правовых актов законным путем, в соответствии с конституционно закрепленным процессом правотворчества;

5. Научность — эффективное использование достижений юридической и других наук при составлении проектов нормативных актов; проведение их независимой научной экспертизы;

6. Системность — строгий учёт системы права, системы законодательства, согласования с иными нормативно-правовыми; актами;

К специальным принципам правотворчества можно отнести:

• оперативность — не затягивание подготовки проектов нормативных актов;

• соединение динамизма и стабильности — создание стабильного нормативного акта и одновременно возможность вносить в него дополнения и изменения;

• плановость — по функциональному назначению актов и срокам их принятия;

• тщательность и скрупулёзность подготовки нормативных актов — отсутствие скороспелых и непродуманных проектов;

• профессионализм — привлечение к разработке нормативных актов квалифицированных специалистов из соответствующих отраслей науки, ученых-юристов и юристов-практиков, имеющих необходимые знания и опыт;

• технико-юридическое совершенство — составление нормативно-правовых актов с учетом правил, способов, приёмов юридической техники, которые являются обязательными для правотворческих органов;

• учет местного опыта — особенно в процессе принятия нормативных актов местного значения.

 

Функции правотворчества —направления деятельности по установлению, изменению илиотмене правовых норм, созданию и развитию законодательства.

Основные функции правотворчества.

1. Функция первичного регулирования общественных отношений (выработка и принятие новых правовых норм) действует в тех случаях, когда общественные отношения ранее не регулировались, и впервые возникла необходимость в их регулировании. Например, только с развитием космических исследований появляется космическое право.

2. Функция обновления правового материала (отмена, изменение или дополнение действующих норм) предполагает замену тех законов, которые устарели, не соответствуют потребностям общественного развития. При этом важно не заниматься обновлением ради обновления, поскольку стабильность лучше перемен, тем более перемен без особой необходимости. Когда же общественные потребности изменяются, общество нуждается в таком законодательстве, которое адекватно отражало бы эти потребности. Тогда наступает необходимость в создании новых кодексов, законов, вносятся изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты.

3. Функция ликвидации пробелов в праве, то есть устранение полного или частичного отсутствия в действующих нормативных актах необходимых юридических норм.

Разумеется, можно использовать аналогию закона, т.е. решение дела или отдельного вопроса на основании закона, регулирующего подобные отношения; либо аналогию права, т.е. решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства. Однако аналогия не закрывает пробел. Устранить пробел можно только путем правотворчества.

Как находится пробел? Во время применения норм права — в суде и т.п. Для нахождения пробелов обобщается судебная и административная практика. Выработанное с помощью аналогии решение юридического дела не должно противоречить предписаниям действующего законодательства. Оно может стать основой для совершенствования законодательства.

4. Функция упорядочения нормативно-правового материала (кодификационное или систематизационное правотворчество). Организационной формой этой функции является кодификация законодательства, которая предполагает основательное его обновление.