Правообразование и правотворчество: соотношение понятий.

Правотворчество и систематизация нормативных актов.

Правотворчество — это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях) по установлению (санкционированию), изменению, отмене юридических норм. Правотворчество выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов.

Главное назначение правотворчества — установление новых правовых норм. Изменение и отмена устаревших правовых норм содействует утверждению новых и, следовательно, они входят в его состав как вспомогательные проявления правотворчества.

Признаки правотворчества:

1) осуществляется государством непосредственно либо с его предварительного разрешения, а также гражданским обществом (народом) и его субъектами;

2) состоит в создании новых норм права либо в изменении или отмене действующих норм;

3) получает завершение в письменном акте-документе, который называется нормативно-правовым актом;

4) происходит в соответствии с правовым регламентом, т.е. с процедурой, которая устанавливается правовыми нормами;

5) имеет конкретно-целевую и Организационную направленность.

Правотворчество нельзя сводить к закоyотворчеству.

Законотворчество является исключительной монополией представительных высших органов государства либо народа (гражданского общества) в предусмотренных законом случаях. Законотворчество — важная составная часть правотворчества, заканчивающаяся принятием законов. Результат правотворчества — все нормативно-правовые акты: законы, указы, распоряжения, решения и др. Они появляются на свет вследствие сложной деятельности высших государственных органов, органов местного самоуправления, местной государственной администрации, коммерческих и некоммерческих организаций, трудовых коллективов.

Правотворчество — одно из важных направлений функционирования гражданского общества и государства, одна из правовых форм («оболочек») их деятельности. Его следует отличать от правообразования.

Правообразование — все формы и средства возникновения, развития и изменения права, в том числе и Правотворчество.

Правообразование - это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа:

1 этап – это возникновение общественных отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось.

2 этап – связан с осознанием необходимости правового регулирования данных общественных отношений. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание.

3 этап правообразовнаия связан с правотворчеством. На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права. Правотворчество заключительный этап правообразования.

Правотворчество — понятие более узкое, чем Правообразование, оно — часть правообразования, его самостоятельная и решающая стадия (высший уровень). Инициативу, предложение о необходимости принятия того или иного закона нельзя считать правотворчеством, хотя с инициативы может начаться Правотворчество. Обсуждение проекта конституции населением — это не Правотворчество, но может привести к нему.

Правотворчество начинается тогда, когда принято государственное решение о подготовке проекта нормативно-правового акта, например, закона.

Главным отличием правотворчества от правообразования является то, что творчество права осуществляется государственными органами или с их санкционирования, разрешения.

Правотворчество — прежде всего форма властно-волевой деятельности государства, формального нормативного закрепления меры свободы и справедливости, включающая в себя исследование, обобщение и систематизацию типичных конкретных правоотношений, возникающих в гражданском обществе, и направленная на создание нормативно-правового акта.

Правообразование — форма возникновения и бытия права в широком правовом поле: до правотворчества, рядом с ним, в виде правотворчества, после правотворчества, в процессе реализации права. Правообразование происходит и вне правотворчества государства, в рамках гражданского общества — в правосознании,конкретных правоотношениях, правомерном поведении, в правовых теориях, судебных прецедентах и т.д. Правообразование питает Правотворчество новыми правовыми идеями, правилами поведения, конкретными решениями, соглашениями, которые исследуются, обобщаются, систематизируются государством, а затем формулируются в нормах права, внешне выраженных в нормативно-правовых актах.

Можно выделить следующие уровни правообразования:

1) гносеологический — отражает процесс возникновения и развития права в форме правосознания;

2) материальный — выражает формирование права в виде конкретных правоотношений, правомерного поведения;

3) институциональный — отражает существование права как системы правовых норм.

Последний уровень правообразования является уровнем правотворчества