Правотворчество и Законотворчество

Правотворчество — это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях) по установлению (санкционированию), изменению или отмене юридических норм. Правотворчество может выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов.

 

Главное назначение правотворчества — установление новых правовых норм. Изменение и отмена устаревших правовых норм все же содействует утверждению новых и, следовательно, они входят в его состав как вспомогательные проявления правотворчества.

Признаки правотворчества:

1) осуществляется государством непосредственно либо с его предварительного разрешения, а также гражданским обществом (народом) и его субъектами;

2) состоит в создании новых норм права либо в изменении или отмене действующих норм;

3) получает завершение в письменном акте-документе, который называется нормативно-правовым актом;

4) имеет конкретно-целевую и Организационную направленность.

Сразу, хотелось бы развести понятия правотворчества и законотворчества. Правотворчество нельзя сводить к законотворчеству. Законотворчество - это вид государственной деятельности, посредством которого воля определенной, более или менее многочисленной, группы людей возводится в ранг закона и выражается в норме права в конкретном источнике права. (В Украине такой группой высших представительных органов является Верховная Рада) В отличие от правотворчества, целью законотворчества является создание закона (законодательного акта).

Законотворчество более узкое понятие, чем правотворчество. Если правотворчество - это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов, совершаемая компетентными органами, то законотворчество деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию лишь законодательных актов.

Поэтому все признаки правотворчества и свойства присущи также и законотворчеству. Законотворчеством занимаются, как правило, законодательные органы гос-ва (предст-ые).

 

Однако, правотворчество следует отличать от правообразования.

Правообразование — все формы и средства возникновения, развития и изменения права, в том числе и Правотворчество. Правотворчество — понятие более узкое, чем Правообразование, оно — часть правообразования, его самостоятельная и решающая стадия (высший уровень). Инициативу, предложение о необходимости принятия того или иного закона нельзя считать правотворчеством, хотя с инициативы может начаться Правотворчество. Обсуждение проекта конституции того или иного государства населением — это не Правотворчество, но может привести к нему. Необходимое условие правотворчества – это его формальное подкрепление (завершение) в письменном акте-документе.

Функции правотворчества — направления деятельности по установлению, изменению или отмене правовых норм, созданию и развитию законодательства.

Основные функции правотворчества'.

1. Функция первичного регулирования общественных отношений (выработка и принятие новых правовых норм) действует в тех случаях, когда общественные отношения ранее не регулировались, и впервые возникла необходимость в их регулировании. Например, (1) только с развитием космических исследований появляется космическое право. Космическое право предусматривает свободу исследования космического пространства и небесных тел, мирного использования Луны и других небесных тел, запрещение размещать в космосе любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения.

(2)с переходом Украины на путь развития рыночных отношений возникла необходимость в создании новых законов: о бирже, приватизации и др.

2. Функция обновления правового материала (отмена, изменение или дополнение действующих норм) предполагает замену тех законов, которые устарели,

не соответствуют потребностям общественного развития. Когда общественные потребности изменяются, общество нуждается в таком законодательстве, которое адекватно отражало бы эти потребности. Тогда наступает необходимость в создании новых кодексов, законов, вносятся изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты.

3. Функция ликвидации пробелов в праве, то есть устранение полного или частичного отсутствия в действующих нормативных актах необходимых юридических норм.

 

Правотворчество осуществляется двумя социальными институтами:

государством в лице государственных органов и их должностных лиц;

гражданским обществом и его отдельными субъектами.

 

Виды правотворчества, как гражданского общества, так и государства, можно классифицировать по разным критериям. Я приведу пример одной такой классификации правотворчества государства по юридической силе актов:

1. Законодательная деятельность, т.е. деятельность по подготовке и принятию законодательных актов (законотворчество).

В правотворчестве Украины главную роль играет законодательный орган государства — Верховная Рада. Она обладает монопольной законотворческой компетенцией, т.е. исключительным правом на принятие законов и кругом полномочий по их принятию, предусмотренных Конституцией и другими законами. Её законотворчество — ведущая часть правотворчества и основная конституционно-правовая форма принятия законов государством.

2. Подзаконная правотворческая деятельность, т.е. деятельность по подготовке и принятию подзаконных актов (подзаконное Правотворчество).

Правотворчество других государственных органов Украины (правотворчеством занимаются практически все государственные органы) осуществляется на основе и в соответствии с действующими законами, принятыми Верховной Радой.

 

 

Формы участия государства в правотворчестве:

непосредственное Правотворчество

санкционированное правотворчество

совместное Правотворчество

делегированное правотворчество

Непосредственное правотворчество государства — состоит в выработке и принятии новых правовых актов. Другие проявления правотворчества государства (изменение или дополнение, отмена, систематизация) имеют вспомогательное значение для формирования системы права.

Санкционированное правотворчество состоит в утверждении актов, принятых организациями гражданского общества — негосударственными объединениями: общественными (партиями, профсоюзами и др.) и коммерческими (акционерными обществами и др.), либо в предварительном разрешении их издания.

Совместное правотворчество (нормативные соглашения) заключаются на отраслевом, профессиональном и местном, территориальном, уровнях. Например, совместные акты органов государства и негосударственных объединений;

Делегированное правотворчество — издание нормативно-правового акта по уполномочию, исходящему из закона, или по прямому поручению одного (вышестоящего) органа государства другому (нижестоящему) при сохранении определенной системы контроля со стороны вышестоящего органа за реализацией делегированных полномочий.

Государственные органы могут делегировать правотворческие полномочия общественным объединениям (например, передать профсоюзам функции социального страхования).

return false">ссылка скрыта

 

Примеры делегированного правотворчества в Украине:

1.18.11.1992 г. Верховной Радой Украины был принят Закон «О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования» с «целью оперативного разрешения вопросов, связанных с проведением рыночной реформы»;