Народная смеховая культура

В народной культуре западноевропейского средневековья существовал мощный пласт народной смеховой культуры с его скептицизмом, вольномыслием и карнавальностью. Празднества карнавального типа возникли в позднем Средневековье.

Карнавалы, различные смеховые действа на городских площадях занимали особое место в народной культуре. Основанные на начале смеха, они противостояли официальным культурным формам и церемониям - церковным и государственным, создавали иной мир, мир вне церкви и государства, мир "наоборот", с иными человеческими отношениями (по словам М.М. Бахтина, "второй мир", "вторую жизнь"). Отличительные черты смеховых обрядово-зрелищных форм - свобода от религиозного догматизма, мистики, нередкая пародия на церковный культ, равенство участников, отмена всех иерархических отношений средневекового общества, сильно развитый игровой элемент - действительно позволяют говорить о них как об иной, "второй жизни".

Помимо карнавалов в городах отмечались особые "праздники дураков". Ярмарки сопровождались разного рода увеселениями с участием дрессированных зверей, карликов, уродов, великанов. Шуты и дураки - обязательные участники праздников - пародировали различные церемонии "серьезной", официальной жизни. Они участвовали не только в празднествах. Шуты и дураки были носителями смеховой культуры и в обычной жизни народа.

Особое место в народной смеховой культуре занимал карнавал. Знаменитую формулу карнавала дал М.М. Бахтин - "Карнавал - это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха". Большие средневековые города жили карнавалом в общем до трех месяцев в году. Карнавал был всенародным праздником, в нем не было разделения на актеров и зрителей. Карнавал временно создавал особый мир изобилия, свободы, равенства всех людей, отменял все иерархические отношения - все становились равными. Свободное, фамильярное отношение между участниками, карнавально-площадный стиль речи создавали особый язык карнавальных форм и символов, используемый в произведениях словесной смеховой культуры.

Смеховые произведения на латинском и народных языках являлись другим видом народной смеховой культуры. Это была праздничная литература средневековья, рожденная карнавальным мироощущением. Сохранились многочисленные пародии на церковные сюжеты, церковный культ - пародийные литургии ("Литургия пьяниц" и другие), пародии на псалмы и т.д. В смеховой пародийной литературе на народных языках преобладают светские пародии, возникает пародийный рыцарский роман.

Последующая эпоха дала крайне поверхностную и упрощенную оценку средневековой культуре как "срединной" между блестящей античной культурой и собственно Ренессансом, возвратом к "золотому веку" античности. Историки Возрождения видели в средневековье века тотальной дикости, всеобщего упадка культуры, господства предрассудков. Мрачный образ средневековья как "темных веков", своеобразного "провала" в развитии европейской цивилизации надолго оставался господствующим представлением об этой эпохе.

Романтизм конца XVIII - XIX вв. дал прямо противоположную оценку средневековой культуре, создав ее идеальный образ как времени подлинного торжества благородства, человеческого достоинства, искреннего чувства. Романтический образ средневековой культуры оказался также далек от истины, как и ренессансный.

Лишь глубинный кризис европейской культуры XIX - XX вв., выразившийся прежде всего в кризисе самого человека: в его прагматически ориентированном существовании, ощущении одиночества, покинутости, бессмысленности бытия, заставил по-иному подойти к осмыслению средневековой культуры.

Безусловно, христианский идеал человека не был реализован в средневековом обществе. Сейчас мы понимаем, что идеал может не соответствовать логике самой жизни, исторической реальности, лежащей в основании культуры. Важно другое - о культуре мы судим по тем идеалам, которые она выдвинула и которые сформировали менталитет ее человека, скрепляющий единство культурной традиции. При всей противоречивости социокультурного процесса для средневековой культуры был характерен глубокий психологизм, обостренное внимание к человеческой душе, внутреннему миру человека.

Высоко оценивая художественные достижения Средневековья в условиях кризиса современной европейской культуры, мы обращаемся прежде всего к духовному опыту средневековья с его глубинно-осмысленным бытием человека, идеей духовного единения людей, доминированием духовного над плотским, материальным, приоритетом внутреннего мира человека.

Духовно-нравственный кризис европейской цивилизации позволяет увидеть достоинства средневековой культуры по сравнению с современной, заставляет переосмыслить важнейшие достижения ее духовной культуры, ее ценности и идеалы - идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства, идею универсальности человека и многие другие.



14 вопрос!!!Предпосылки Нидерладской революции!

Раннее развитие капитализма, гнет феодальной Испании сделали Нидерланды очагом первой европейской буржуазной революции.

В первой половине XVI в. Нидерланды находились в составе Габсбургской монархии Карла V, а после его отречения вошли во владения Филиппа II. Экономика страны служила поддержкой испанской короны, а ее территория — плацдармом для войн Испании против Франции и немецких князей.

Выгодное положение Нидерландов на торговых путях, отсутствие крепостного права способствовали развитию торговли, мануфактурного производства, товарно-денежных отношений. Происходили глубокие социальные перемены. Из богатых горожан — купцов, ростовщиков, отчасти цеховых мастеров — формировалась буржуазия. Приспосабливалось к новым условиям дворянство, вставшее на путь предпринимательской деятельности. Сложилась небольшая, но экономически сильная прослойка фермеров, нанимавших батраков.

Разорявшиеся ремесленники, потерявшие землю крестьяне превращались в наемных рабочих.
В Нидерландах из-за непомерно высоких налогов, вызванных разорительными войнами Испании с Францией, пренебрежением экономических интересов местного населения, стало назревать общее недовольство. Гнет испанских феодалов тормозил развитие капиталистического производства, мешал буржуазии богатеть. Провинции и города, сохранившие свои вольности, ревниво их оберегали от произвола испанской администрации и на этой почве часто возникали конфликты. Аресты и публичные казни сторонников Реформации вызывали протесты со стороны всех социальных слоев. Объявление испанского правительства о государственном банкротстве привело к огромным убыткам нидерландских финансистов. Осложнилась торговля с Англией из-за обострения испано- английских отношений, что вызвало сокращение экспорта английской шерсти и оставило без работы тысячи людей. Нидерландским купцам запрещался доступ в испанские колонии.

В этих условиях возникла дворянская оппозиция, объединявшая обедневшие слои, рассчитывавшие поправить свое финансовое положение за счет конфискации земель и имущества католической церкви, опоры испанской монархии. Дворяне приступили к созданию своего союза для организации сопротивления и формирования армии. Недовольство царило среди буржуазии, экономические интересы которой ущемлялись. Среди населения широко распространялись антикатолические вероучения, особенно кальвинистского толка. Вспыхивали голодные бунты низов.

В августе 1566 г. вооруженные люди стихийно, а местами подстрекаемые кальвинистами начали погром церквей, уничтожение икон, статуй святых и других предметов католического культа. Иконоборческое движение стало началом Нидерландской революции. Восставшие уничтожали церковные поземельные грамоты, разгоняли священников. Успех восстания мог быть закреплен в условиях сплочения антииспанских сил, однако размах движения испугал не только правительство, но и имущие слои. Между ними было достигнуто соглашение о смягчении инквизиции, разрешении проповедей кальвинистов. Дворяне объявили о роспуске своего союза. Движение, лишенное руководства, к весне 1567 г. было подавлено. Завершился начальный этап революции.

Для усмирения Нидерландов сюда из Испании были направлены отборные войска во главе с герцогом Альбой. Испанские солдаты разместились во всех пунктах. Для борьбы с недовольными Альба создал «Совет по делам о беспорядках», который сурово расправлялся с местным населением. Тысячи людей, среди которых были богатые купцы и знатные дворяне, были казнены. Имущество казненных конфисковывалось и поступало в королевскую казну. Вводились новые налоги. Многие жители вынуждены были покинуть страну, спасаясь бегством в Англию. Всего в период режима Альбы было подвергнуто репрессиям свыше 11 тыс. человек. Террор испанских властей вызвал мощное движение сопротивления.

В лесах провинций Фландрии и Эно развернулось партизанское движение. Вооруженные отряды, прозванные «лесными гезами», нападали на небольшие группы испанских солдат, убивали священников- шпионов и других пособников чужестранцев. В прибрежных районах Голландии и Зеландии развернули борьбу «морские гезы». Они нападали на испанские суда, совершали налеты на прибрежные гарнизоны и портовые города.

В 1571 г. Альба ввел налог-алькабалу, приведший к кризису экономики. Закрывались мануфактуры, лавки, разорялись банки. В стране вновь обострилось положение, чем умело воспользовались «морские гезы».


15 вопрос!Искусство в феод-церков мировоззрении!

Церковно-религиозное мировоззрение оказало решающее влияние на развитие средневекового искусства. Его задачи церковь видела в укреплении религиозного чувства верующих и поэтому стремилась к регламентации художественного творчества. Художнику диктовались образы Христа, Мадонны, святых, сюжеты, композиции сцен, заимствованные из Священного писания. От него требовалось не реалистическое изображение этих образов, но раскрытие в них идей божества, святости, совершенства. Отсюда часто нарочито деформированное, условное (с точки зрения законов перспективы и анатомии, неиз­вестных средневековым художникам) изображение человеческих фигур в искусстве того времени. Однако тесная связь с народными традициями определила необыкновенное разнообразие творчества средневековых мастеров; жизненные наблюдения позволили им показать богатство внутренней жизни человека, ценность и красоту труда. В XI--XII вв. значительных успехов достигло прикладное искусство: изготовление художественных ковров, бронзовое литье, эмали. Большого расцвета достигает романская книжная миниатюра. В XI--XIII вв. появляются новые технические приемы обработки стекла и камня (кладка из тесаных камней), что способствовало возрождению в Западной Европе каменного зодчества. В архитектуре вырабатывается новый стиль -- романский. Он опирался на традиции римского и византийского зодчества и применялся в строительстве церковных и крепостных сооружений. Церкви представляли собой высокие массивные здания в форме продолговатого креста с многоэтажными башнями, с узкими, высоко расположенными окнами в толстых каменных стенах. Свод поддерживали полукруглые романские арки. Главный фасад и капители колонн были украшены скульптурой. Стены покрывались фресками. И фрески и скульптура были ярко окрашены. Романский стиль отличался большой выразительностью и способствовал усилению религиозного чувства и страха перед богом.

Со второй половины XII в. на Западе, прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура иного стиля, так называемого готического, тоже тесно связанного с городом. Технически она была более совершенна и отражала дальнейший прогресс в общем развитии производительных сил. Характерной чертой готической архитектуры является устремление всего здания ввысь. Стрельчатые арки заменили собой полукруглые арки романского стиля. В готике тяжесть свода несли его выступающие ребра-нервюры и пучки колонн, а также расположенные снаружи здания контрофорсы. Поэтому стены готического собора утратили массивность, в них появились огромные окна, украшенные витражами. Множество остроконечных |башен и башенок, увенчивающих контрофорсы, усиливают впечатление легкости и одновременно пышности готического собора. Образцами этого стиля могут служить собор Парижской богоматери, соборы в Реймсе, Амьене, Ульме, Кентербери и др. Готический собор призван был порождать глубокое религиозное чувство, внушать народным массам идею о недосягаемости божества и величии церкви. Эти соборы представляли собой в то же время выдающиеся творения искусства. «Каменной симфонией» назвал их Гюго. В эпоху ротики начинает играть гораздо большую роль, чем в романский период, светская архитектура. В городах руками цеховых ремесленников-строителей сооружаются в готическом стиле здания для городского совета (ратуши), отражавшие рост социального самосознания городского бюргерства.

В XIII в. заметно постепенное нарастание реалистических тенденций в скульптуре. Обычными становятся фигуры, обладающие индивидуальными характерными лицами, свободными и естественными движениями. Сюжетами для рельефных изображений часто являются жанровые сценки (крестьяне за уборкой урожая; магистр, читающий лекцию своим ученикам, и т. д.), а также различные народные сказки и предания. В городском искусстве, как и в литературе, сильны были сатирические моменты. Анонимные городские скульптуры порой изображали на стенах соборов карикатурные фигуры монахов и клириков: например, осел, служащий мессу, с прислуживающими ему медведем и свиньей, и др.

 

16 вопрос!Ход Нидерладской революции!

Нидерландская буржуазная революция 16 века, буржуазная революция 1566—1609 в Нидерландах исторических, сочетавшая национально-освободительную войну против абсолютистской Испании с антифеодальной борьбой. В конце 15—16 вв. в Нидерландах происходило разложение феодальных отношений, шёл процесс так называемого первоначального накопления, зарождался капиталистический способ производства. Старые центры цехового производства Фландрии и Брабанта приходили в упадок. В новых отраслях производства и промышленных центрах, не связанных с цеховой системой, быстро развивались капиталистические мануфактуры (в Антверпене, Хондсхоте, Льежской области, Валансьенне и др.); больших успехов достигли металлургия и горнодобывающая промышленность (Намюр, Льеж); в Голландии капиталистическое предпринимательство распространилось в сукноделии, пивоварении, рыболовстве, кораблестроении и смежных с ними отраслях; ведущее место среди городов занял Амстердам. Перестраивалась на капиталистический лад торговля. Происходили коренные изменения в структуре аграрных отношений. Сложились районы торгового земледелия, в Голландии и некоторых др. районах возникло высокопродуктивное молочно-животноводческое хозяйство. В экономически развитых районах распространилась денежная рента, разные виды краткосрочной аренды; складывалась прослойка фермеров, которые вели хозяйство на предпринимательской основе. Формировался класс буржуазии, зарождался пролетариат. Главным тормозом дальнейшего развития капитализма был гнёт испанского абсолютизма, эксплуатировавшего экономически и угнетавшего политически Нидерланды в интересах реакционного испанского дворянства и династии Габсбургов. Главной опорой испанского абсолютизма и феодального строя в стране служила католическая церковь; социально-политические требования революционной части нидерландской буржуазии и народных масс облекались в форму реформационного учения — кальвинизма.

Гнёт испанского абсолютизма стал особенно нетерпимым при короле Филиппе II (с 1556). Ряд тяжёлых ударов был нанесён экономике страны: введена разорительная для нидерландской шерстоткацкой промышленности пошлина на ввозимую испанскую шерсть, нидерландским купцам был закрыт доступ в испанские колонии и др. В стране начали вводиться испанские абсолютистские порядки, в ней были расквартированы испанские войска. Политика испанского правительства пагубно сказывалась на экономическом развитии страны, обрекала народные массы на голод, нищету и бесправие. В 60-х гг. кальвинистские проповеди собирали тысячи людей. Аресты и публичные казни "еретиков" вызвали ряд волнений в городах и местечках Фландрии и Брабанта. Консистории (церковно-административные органы кальвинистских общин), которыми руководили революционно настроенные буржуа, вели агитацию в народе против католической церкви и испанского абсолютизма. Политика Филиппа II вызвала выступление оппозиционно настроенных слоев нидерландского дворянства и аристократии, руководимых принцем Вильгельмом Оранским, графами Эгмонтом, Горном и др. Дворянство было недовольно засильем испанцев и верной им бюрократии, но больше всего боялось, что политика Филиппа II вызовет народное восстание, которое сметёт феодальные порядки. Оппозиционные дворяне организовались в Союз соглашения ("Компромисс") и 5 апреля 1566 подали в Брюсселе испанской наместнице Маргарите Пармской петицию с требованиями прекратить религиозные гонения, нарушения вольностей страны и созвать Генеральные штаты для решения насущных вопросов; правительство не исполнило этих требований.

В августе во Фландрии начались мощное народное Иконоборческое восстание 1566, быстро распространившееся почти по всей стране. Оно было обращено, прежде всего, против католической церкви (подверглось погромам около 5500 церквей и монастырей). Власти оказались парализованными. Маргарита Пармская вынуждена была согласиться приостановить преследования "еретиков" и ввести ограниченную свободу кальвинизма. Восстание явилось первым актом Н. б. р. Его размах напугал не только правительство, но также дворян и буржуазию. Дворяне объявили свой союз распущенным и помогли властям подавить восстание, консистории отрекались от участия в нём. Летом 1567 в Нидерланды вступили испанские войска под командованием герцога Альбы, установившего режим кровавого террора. За время его пребывания в стране (1567—73) было подвергнуто репрессиям свыше 11 тыс. чел. (в том числе казнены бывшие лидеры дворянской оппозиции Эгмонт и Горн). Народные массы ответили героическим сопротивлением. Укрывшиеся в лесах партизаны (лесные гёзы)истребляли испанских солдат, прислуживавших испанцам чиновников и католических священников. В Голландии и Зеландии морские гёзы громили испанские флотилии и испанские опорные пункты на побережье. Вильгельм Оранский, бежавший с кучкой приверженцев в Германию, также начал борьбу с Альбой, опираясь на помощь немецких протестантских князей и французских гугенотов. Но вторжения войск принца в Нидерланды (1568, 1572) неизменно кончались поражениями.

В 1571 Альба ввёл налог — алькабалу, приведший в Нидерландах, где господствовали товарные отношения, к полному расстройству экономики: закрылись мануфактуры, лавки, обанкротились многие кредитно-банковские конторы, многие наёмные рабочие и ремесленники остались без работы. В этой обстановке морские гёзы 1 апреля 1572 овладели г. Брилом, что послужило сигналом к всеобщему восстанию в Голландии и Зеландии. Руководимые революционно настроенными буржуа и дворянами городская беднота, крестьяне, рыбаки создавали военные отряды, свергали сотрудничавшие с Испанией местные власти, истребляли испанцев и их пособников, громили церкви и монастыри. Представительные органы — штаты Голландии и Зеландии, собравшиеся летом 1572 в Дордрехте, приняли ряд важных решений по организации власти в восставших провинциях, а синод, проведённый там же в 1574, заложил прочные организационные основы кальвинистской церкви на С. страны. Революционная часть буржуазии и народные массы боролись под знаменем кальвинизма за ликвидацию испанского господства и феодального произвола. Но богатое купечество выступало лишь против "крайностей" испанского режима, поддерживало союз с оппозиционным дворянством. С целью "наведения порядка" купеческая олигархия вручила высшую исполнительную власть и верховное военное командование Вильгельму Оранскому, получившему почти диктаторские полномочия (осень 1572). Испанские власти бросили все силы на борьбу с восстанием и одержали ряд побед, но, в конце концов, их усилия разбились о героическое сопротивление революционных сил (оборона Харлема в декабре 1572 — июле 1573, Алкмара в 1573, Лейдена в октябре 1573 — октябре 1574, изгнание испанских войск из Амстердама в 1578).

Успехи революции на С., провал террористической политики Альбы (вынудивший испанское правительство отозвать его в 1573 из Нидерландов), бесчинства и мятежи испанских солдат усилили антииспанское движение и в южных провинциях. 4 сентября 1576 в Брюсселе произошло победоносное антииспанское восстание; центр революционного и освободительного движения переместился на Юг. Собравшиеся осенью 1576 Генеральные штаты всех нидерландских провинций стали основным органом власти в стране; они должны были определить форму управления страной и наметить решение ближайших задач в области внешней и внутренней политики. Однако в них преобладали дворянство и консервативнее бюргерство, не заинтересованные в дальнейшем углублении революции. 8 ноября 1576 было обнародовано соглашение между северной (кальвинистскими) и южной (католическими) провинциями — так называемое Гентское умиротворение, провозгласившее восстановление политического единства страны и мира, но не решившее насущных вопросов (формально была сохранена власть Филиппа II Испанского, не нашёл разрешения религиозный вопрос, предложение о конфискации церковных земель было отвергнуто; вопрос о ликвидации феодальной собственности на землю и феодальных отношений в городе и деревне даже не ставился). 12 февраля 1577 Генеральные штаты заключили с новым испанским наместником доном Хуаном Австрийским так называемый Вечный эдикт — соглашение о примирении с испанским королём на условиях признания им Гентского умиротворения. Однако уже 24 июня 1577 дон Хуан захватил крепость Намюр и стал собирать силы для подавления революции. В ответ на происки дворянско-католической реакции летом и осенью 1577 в Брюсселе, Генте, Ипре, Антверпене и др. городах городские массы свергали реакционные магистраты, создавали свои вооруженные силы и революционные органы власти на местах — "Комитеты 18-ти", которые ведали вначале лишь организацией обороны городов, а затем постепенно вместе с кальвинистскими консисториями и городскими вооруженными отрядами стали вмешиваться в управление всеми сторонами городской жизни. Особенно острая борьба развернулась в Генте, где в конце октября 1577, после ликвидации дворянского контрреволюционного заговора, одержали победу демократические элементы. В сентябре 1577 в Брюссель из Голландии прибыл Вильгельм Оранский, призванный туда своими сторонниками и избранный рувардом (правителем) Брабанта; он взял в свои руки руководство политической жизнью страны. В 1578—79 во Фландрии, Брабанте, Гронингене, Дренте, Фрисландии стало развёртываться мощное крестьянское движение. Восстававшие крестьяне, которых нещадно грабили и "свои" и испанские солдаты, прекращали выплату налогов Генеральным штатам, несение феодальных повинностей своим господам, принимавшим сторону испанцев, захватывали земли дворян и католической церкви, громили замки, истребляли мародёров.

Осенью 1578 реакционно-католические дворяне провинции Геннегау подняли контрреволюционный мятеж; к ним присоединились дворяне Артуа, Дуэ и Орши. 6 января 1579 они заключили между собой Аррасскую унию, отложились фактически от революционных провинций, а 17 мая 1579 заключили сепаратный договор с Филиппом II. Революционные провинции Севера ответили на это подписанием 23 января 1579 Утрехтской унии; позднее к ней присоединились и те города Фландрии и Брабанта, где победило демократическое движение. Принц Оранский и Генеральные штаты упорствовали в проведении уже полностью обанкротившейся политики "объединения всей страны" путём компромисса с феодально-католической реакцией. Они отвергли идею создания революционной армии из вооруженного народа, делали ставку на использование иноземных военных наёмников. В городах Вильгельм Оранский вводил в состав "Комитетов 18-ти" своих агентов и проводил через них угодную ему политику. Благодаря этому в южных провинциях феодально-католическая реакция всё больше поднимала голову, силы революции и освободительного движения были подорваны, революционная буржуазия, многие квалифицированные рабочие и ремесленники переселялись на Север.

Опубликование 15 июня 1580 указа Филиппа II, объявлявшего принца Оранского вне закона, побудило Генеральные штаты ускорить издание акта о низложении Филиппа II и объявлении Нидерландов независимыми от Испании (26 июля 1581). Однако революция оказалась территориально ограниченной северными провинциями. На Юге искусный политик и полководец Александр Фарнезе (сменивший на посту испанского наместника дона Хуана, умершего в октябре 1578) развернул планомерное наступление на Фландрию и Брабант и к 1585 завершил их завоевание (в сентябре 1584 был взят Гент, в марте 1585 — Брюссель, в августе 1585 — Антверпен). Принц Оранский (бежавший в Голландию) пал (10 июля 1584) от руки наёмного убийцы.

Военные силы северных провинций, возглавленные с 1589 выдающимся полководцем Морицем Оранским, нанесли испанским войскам тяжёлые поражения и отвоевали у них ряд территорий. В 1609 было заключено так называемое Двенадцатилетнее перемирие, по которому Испания признала де факто независимость буржуазной Республики Соединённых провинций (как стало называться новое, образованное в результате революции государство на С. Нидерландов), получившей международное признание в 1648 (Вестфальский мир).

Н. б. р. 16 в. нанесла удар по испанскому абсолютизму, открыв эпоху победоносных буржуазных революций в Европе. Итогом её было свержение испанского владычества и образование в Северных Нидерландах первой в Европе буржуазной республики. Н. б. р. происходила в ранний, мануфактурный период развития капитализма, когда классовый антагонизм между нарождавшейся буржуазией и дворянством полностью не созрел, что повлияло на её результаты. Революция победила лишь на С. страны (где капиталистическое развитие имело более прочную основу, крестьянско-плебейское движение было более организованным и целеустремлённым). Южные Нидерланды остались в руках испанцев. Народные массы сыграли важную роль в свержении испанского абсолютизма, но в силу недостаточной социально-политической зрелости и организованности не смогли наложить демократического отпечатка на проведённые в ходе революции преобразования; самостоятельная роль народных низов была ещё очень невелика. Крупная торговая буржуазия, наиболее сильная экономически, узурпировала политическую власть, что имело решающее значение для последующих судеб страны (см. в ст. Нидерланды)

Англо-испанские Войны 16-18 Вв войны капиталистически развивавшейся Англии, вступившей со 2-й пол. 16 в. в борьбу за мор. пути и рынки, за колонии с наиболее могуществ. колониальной державой 16 в. - Испанией (к к-рой после присоединения в 1581 Португалии перешли и обширные португ. колонии). В 60-х гг. и до сер. 80-х гг. 16 в. борьба Англии с Испанией выражалась гл. обр. в контрабандной торговле англичан с исп. колониями и пиратских нападениях (при покровительстве англ. пр-ва) на исп. суда, перевозившие амер. золото и серебро (грабительские экспедиции Дж. Гаукинса, Ф. Дрейка, У. Рэлея и др.). В 16 в. борьба Англии с Испанией тесно переплеталась с борьбой внутри самой Англии (Испания поддерживала реакц. феод.-католич. силы против англ. абсолютистского пр-ва Елизаветы), а также с событиями Нидерл. революции (англичане поддерживали восставшие против исп. господства Нидерланды). В 80-е гг. исп. пр-во Филиппа II начало подготовку к прямому вторжению в Англию, приступив к строительству огромного воен. флота - "Непобедимой армады". После казни в Англии Марии Стюарт (1587) "Армада" была готова вторгнуться в Англию; Филипп II выступил с прямыми притязаниями на англ. престол. Внезапное нападение англ. эскадры под команд. Дрейка на Кадис (1587) и др. исп. порты, в к-рых изготовлялись корабли "Армады", заставило отложить ее выход на год. В мае 1588 "Армада" в составе 130 боевых кораблей, имевших до 2500 орудий и 19 тыс. солдат десанта, вышла из Лисабона и 19 июля подошла к берегам Англии у мыса Лизард. В конце июля англ. суда, меньшие по размеру, но более быстроходные и с более мощной артиллерией, атаковали громоздкие исп. корабли в Ла-Манше, нанеся им большие потери арт. огнем; б. ч. уцелевших исп. судов, направившихся после этого в обход Британских о-вов с С., погибла во время шторма у Оркнейских о-вов. Мор. могущество Испании было серьезно подорвано (из кораблей "Армады" вернулась лишь половина). С этого времени все более крепнувшая Англия, для которой миновала реальная угроза вторжения со стороны слабевшей Испании, начала с ней открытую мор. войну, носившую грабительско-пиратский характер. Англичане перенесли действия своих эскадр к исп. берегам, продолжая одновременно нападения на колонии и мор. сообщения Испании: экспедиция 1589 против Испании под команд. Дж. Норриса и Дрейка и осада г. Ла-Корунья; захват в авг. 1592 португ. галеона с товарами стоимостью в 800 тыс. ф. ст.; пиратская экспедиция 1595 под команд. Дрейка, Гаукинса и др. в Вест-Индию для захвата исп. флота, окончившаяся неудачей; захват в 1596 англо-голл. экспедицией Кадиса, и др. Пришедшие в 1603 в Англии к власти Стюарты взяли курс на сближение с Испанией, противоречивший интересам англ. буржуазии. 18 авг. 1604 с Испанией был заключен мир; в 1623 была сделана неудавшаяся попытка заключения англо-исп. династич. брака и союза. Начатая Карлом I в 1625 война против Испании окончилась безрезультатно; в нояб. 1630 в Мадриде был подписан англо-исп. договор о мире и союзе. Происпанская политика Стюартов вызывала резкое недовольство англ. бурж. кругов накануне англ. революции. В целом англо-исп. противоречия были отодвинуты с сер. 17 в. на задний план сначала англо-голл. (см. Англо-голландские войны), а затем англо-франц. противоречиями. Испания переживала глубокий упадок; после Тридцатилетней войны 1618-48 ее воен. флот фактически перестал существовать. Используя это, пр-во Кромвеля во время англ. революции перешло к политике прямых захватов исп. колоний. В мае 1655 англ. флот под команд. У. Пенна и Р. Венеблса овладел о. Ямайка. 25 окт. 1655 Англия официально объявила войну Испании и присоединилась к Франции, ведшей войну против Испании. В апр. 1657 Р. Блэк одержал победу над исп. флотом у о. Тенерифе. Действуя совм. с франц. войсками, англичане заняли Дюнкерк (июнь 1658). Воен. действия прекратились к концу 1659 (но переход к Англии Ямайки Испания окончательно признала лишь в 1670). Во время европ. войны за Испанское наследство (1701-14) Англии удалось захватить у Испании Гибралтар (4 авг. 1704) и о. Менорку (1708), закрепленные за ней по Утрехтскому мирному договору 1713; кроме того, Англия получила монопольное право торговли рабами-неграми в исп. колониях (асьенто). Во время А.-и. в. 1739-48 (ее начало связано с англ. контрабандной торговлей в исп. колониях в Америке и носит назв. "войны из-за уха Дженкинса"; в дальнейшем - составная часть европ. войны за Австрийское наследство 1740-1748) Англия безуспешно пыталась захватить исп. владения на Панамском перешейке и в Вест-Индии. Зато в ходе Семилетней войны 1756-63, во время к-рой Испания воевала (с 4 янв. 1762) на стороне Франции - гл. противника Англии - англичане захватили Гавану на Кубе, Манилу на Филиппинских о-вах; в их руки в Тихом и Атлантич. ок. попали исп. суда с серебром общей стоимостью до 7 млн. долл. По Парижскому мирному договору 1763 Англия получила от Испании Флориду (в обмен на возвращенные Испании Гавану и Манилу). Часть Флориды, а также Менорка были возвращены Испании по Версальскому мирному договору 1783. Испания утратила свое положение наиболее могуществ. колониальной державы и свое преобладание на морях. Лит.: Штокмар В. В., Очерки по истории Англии XVI в., Л., 1957 (есть библ.); Rea L., The Armada, L., 1933; Rittmeyer R., Seekriege und Seekriegswesen..., Bd 1, В., 1907.

17 вопрос!Четры гумманистического мировоззрения!

· антицерковная направленность;

· признание человека гармоничным единством телесного и духовного начал, разума и страстей;

· понимание человека как деятельностной, активной личности;

· признание свободы разума и мысли;

· признание творчества высшим проявлением человеческих способностей;

· оптимистическое мировосприятие, стремление к полноте жизни.

«Талантливые, беспокойные, необузданные умы, быстро работающие, непомерно самолюбивые, никогда не довольные, со стоическими речами на языке, но падкие на деньги, на блага жизни, на почести и уважение, беспардонно заискивающие перед знатными и богатыми, злобно соперничающие между собой», - таков портрет эти людей новой породы, горделиво называвших себя гуманистами (А.Степанов).

Ф.Петрарка, духовный отец гуманистов, восклицал: «Насколько красноречие дороже самой жизни для всех нас, вращающихся в пыли литературной палестры, настолько горячее стремимся мы к славе, чем к добродетели!».

Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, станут основой культуры Нового времени.

Свидетельством новых взглядов на человека служат даже названия трактатов эпохи Возрождения: «О преимуществе и превосходстве Человека» (Фацио) или «Речь о достоинстве Человека» (Пико Делла Мирандола) (для сравнения можно вспомнить средневековое послание Римского Папы: «О ничтожестве человеческого состояния»).

18 вопрос!в книге.Особенности и ист.значение Нидерл революции

19 вопрос!Немецкое гум.движение!

XVI век - Чинквенченто – поздний этап Возрождения, эпоха великих потрясений, небывалого расцвета искусств и смелых открытий передовой мысли. Для этого периода характерно усиление новой, раннебуржуазной идеологии, использование античных традиций и языков наряду с возрастанием значения языков национальных, создание сочинений антиклерикального направления. Возрождение XVI века в Германии развивается на фоне народных движений и совпадает по времени с Реформацией, окрашивая весь исторический процесс в утверждение свободомыслия. И хотя специфика двух явлений, Возрождения и Реформации, не однолика, несомненно их взаимовлияние и взаимопроникновение. Критика церкви в трудах гуманистов способствовала выступлениям против папства деятелей Реформации, хотя цели и итог этих выступлений были разными: использование античных традиций деятелями Возрождения приводило к усилению языческих антиклерикальных сторон культуры. Сторонники Реформации прибегали к древним языкам для опровержения старых и утверждения новых религиозных норм. « Несмотря на специфические черты в процессе таких явлений, как Возрождение и Реформация, на определенных этапах они имели точки соприкосновения в области свободомыслия».61 Открытое свободомыслие не только оказало огромное влияние на идеологическую жизнь всей Европы повергнув в смятение римско-католическую церковь, видоизменив ее облик, но также явилось своеобразной почвой, на которой взошли семена новых общественных сил. «Это была величайшая из революций, какие до тех пор пережила Земля"» - писал Ф.Энгельс о Возрождении.62 В своих заметках «Из области истории» он пишет о Возрождении как о грандиозной эпохе, когда горожане подорвали мощь феодализма, на арену классовой борьбы выступило крестьянство, а за ним и предшественники пролетариата. Действительно, в XVI – веке позднего Возрождения – произошла первая буржуазная революция в Европе – Великая крестьянская война в Германии, а за ней и вторая буржуазная революция – в Нидердландах, завершившаяся победой нового строя.

Конец XV и первая четверть XVI вв. занимают особое важное место в истории средневековой Германии. Как и в предыдущие века, Германия оставалась политически раздробленной страной с неустановившимися и в ряде мест спорными границами. Название «Священная Римская империя германской нации» отражала лишь стремление германских императоров к господству над всей Западной Европой. В действительности же эта «империя» не обладала внутренним единством и не имела политического центра.

Важные сдвиги в экономическом развитии страны особенно в начале XVI в. обострили классовые противоречия в стране и выявили всю невыгодность раздробленного состояния для ее дальнейшего экономического развития и особенно для ее международного положения. Раздробленная Германия, состоявшая из обособленных территориальных княжеств и многочисленных имперских графств, прелатств и городов, считавших себя политически суверенными, все больше и больше уступала консолидировавшимися силам соседних народов, среди которых развивался и в ряде случаев завершался процесс формирования национального государства (Россия на востоке Европы, Франция на западе). Развитие Германии больше напоминало хаотичное явление, в ней не проявлялось концентрация сил и интересов. Как отмечает Энгельс, « …в начале XVI в. разные сословия империи – князья, дворяне, прелаты, патриции, бюргеры, плебеи и крестьяне –составляли чрезвычайно хаотическую массу с весьма разнообразными, во всех направлениях взаимно перекрещивающимися потребностями. Каждое сословие стояло поперек дороги другому и находилось в непрерывной, то скрытой, то открытой борьбе со всеми остальными».63

Внешнее проявление сложности классовой структуры германского общества в целом отражало противоречивость и не способность ни одного класса сознательно выступить как общенациональная сила. Имущие классы были еще в той или иной мере связаны с сословными и корпоративными привилегиями феодального общества. На этом фоне, все отчетливо выступали стихийные народные волнения крестьян и плебеев, тех, кто не имел в феодальном обществе никаких привилегий. Нарастанию революционного подъема способствовали гуситские войны в Чехии.

«Чешская ересь» обнаружила тенденцию к распространению по другим странам и основные причины, облегчающие это распространение, заключались в тесной связи данной ереси с отрицанием всякого феодального господства и феодальных платежей церковным и светским феодалам. В этот период на крестьянское революционное движение уже возлагали надежды и некоторые оппозиционные круги из имущих классов, что, следовательно, назревающее движение получило общеполитическое значение. В этих условиях развитие специфического германского гуманизма, с его религиозно - философской основой против католической церкви и национальной идеей, должно было вызвать острые идеологические конфликты и чрезвычайно осложнить и без того запутанную политическую обстановку в стране.

Гуманисты в Германии выражали настроения тех передовых горожан (оппозиционных кругов из имущих классов), которые не могли мириться с жалким состоянием раздробленной Германии, раздираемой княжескими распрями и подвергающейся грабежу со стороны папской курии.64 Немецкие гуманисты живо реагировали на все вопросы, волновавшие разнородную политическую и религиозную оппозицию в стране. Их внимание привлекали, прежде всего, вопросы религии, философии и морали, вопросы общественной и политической жизни, связанные с нараставшим оппозиционным движением в стране. Гуманизм позднего Возрождения уже значительно отличался от гуманизма раннего Возрождения своей боевой настроенностью против средневековой идеологии, своей настойчивостью и конкретностью в борьбе за самостоятельность и независимость опытных наук по отношению к богословию. Проблемы германской государственности и бесцеремонного засилья в Германии католического духовенства стали главенствующими во взглядах гуманистов, а размышления о античной литературе и философии, восхваление культурой Итальянского Возрождения отступили на второй план.

Католическая церковь к концу XV началу XVI вв. являлась самым крупным феодальным землевладельцем и в феодальном мире сверхгосударственной силой, политические претензии которой подкреплялись не только тем, что она была идеологической опорой феодализма, но и определенным аппаратом нажима. Этот аппарат сверху донизу – от самого папы до мелкого католического клира – лежал тяжелым бременем на народах христианских стран, из которых выкачивались огромные средства. Папа был настоящим светским государем, который имел свое войско, свои государственные доходы, свой государственный аппарат, свои дипломатические связи. Двойственность в положении папского двора и папских учреждений проявлялась, прежде всего, в смешении светских и церковных функций. Результатом смешения церковных функций с функциями светского государства было то, что в своей военной и дипломатической деятельности папское государство опиралось не только на религиозный авторитет и влияние католической церкви, но и на огромные богатства церкви, на огромные доходы, которые стекались в Рим со всех стран католического мира, а также на свою многочисленную агентуру во всех христианских государствах. Проникая во все страны христианского мира, обладая во всех странах политическими позициями папская церковь претендовала на то, чтобы стоять выше светского государства. Проповедуя всюду презрение к миру и к человеческому земному существованию, освещая этой проповедью феодальный строй и крепостнические отношения «Вотчина святого Павла» старалась всеми религиозными, материальными и политическими средствами подчинить себе мир и овладевать его благами в угоду своему огромному, разветвленному по всем странам аппарату. Всюду говорили об « обмирщвлении» церкви, о том, что церковь погрязла в неблаговидных материальных делах, «испортилась» и совершенно «забыла» о своем духовном назначении.

С 1513 г. папский престол занимал Лев X, при котором началось бурное реформационное движение65. «Биография этого папы, как до его вступления на престол, так и во время его папского правления, также является ярким показателем характера «обмирщвления» католической церкви».66 К этому моменту уже развернулась консолидация в Европе ряда национальных государств, которым притязания церковной сверхгосударственной организации были ненавистны. Даже в церковных кругах этих государств нарастала оппозиция против папского монархизма, которое получило в истории название « соборное движение». В этом движении местного духовенства разных стран нашло свое отражение общее стремление, утвердившееся в политических кругах этих стран и со стороны светских государей, - стремление отстоять свою самостоятельность как в области политической, так и в области религиозной. Базельский собор ограничивший права пап, вынудил в 1516 г. Лев X пойти на большие уступки французскому королю, представителю самой большой и авторитетной католической страны того времени. Своими уступками римский двор обезопасил себя от действий церковной оппозиции и надеялся, что его соглашение с французским королем ослабит влияние соборного движения в других католических странах. Действительно, соглашательская политика дала значительные результаты в тех странах, где процесс централизации уже был завершен или завершался. Правительства крупных феодальных государств в эпоху подъема крестьянских антифеодальных движений и развития оппозиционного движения в городах сами были заинтересованы в незыблемости религиозного авторитета католической церкви. И уступки привели к ослаблению реформационного движения.

Иным было положение в политически раздробленной Германии. Здесь представители высшего католического клира чувствовали себя полными хозяевами. Многие епископы и другие высшие церковные чины были территориальными князьями и считали для себя нормальным образ жизни светских государей. Папские легаты, посланные для сбора денег и для проповедей, разъезжали по Германии, действовали там бесцеремонно вплоть до открытых широких продаж индульгенций. Торговля доходными местами приняла в Германии поистине беззастенчивые формы.

Считая немецкую церковь самой богатой во всем христианском мире папский Рим не считался с императорами и не желал идти ни на какие уступки. Папа умело лавировал между раздираемой междоусобицами Германией и не без основания рассчитывал на поддержку духовных князей, на немецкий епископат, на раздоры и соперничество между князьями империи, между князьями и императором, на слабость политических позиций городов, на общую боязнь всех имущих классов перед назревшим восстанием народных низов. Невозможность для германских императоров сопротивляться папскому произволу объяснялась и тем, что великодержавная программа Габсбургов – создание универсальной всехристианской монархии – представлялась германским императорам осуществимой только в тесном контакте с универсальной католической церковью. Несмотря на многовековую вражду между императорами и папами, обе эти реакционные силы должны были действовать солидарно в эпоху, когда завершалось образование национальных государств в Европе, а в самой Германии назревали бурные революционные события.

Уже 90 года XV в. можно назвать поворотными в истории немецкого гуманизма, насыщение его новыми передовыми идеями. Гуманистическая литература этого времени оказала уже влияние и на те круги, которые не принадлежали к гуманистам. Интеллектуальная элита, наблюдая приближавшуюся социальную грозу, стремилась к ее предупреждению, разоблачая в резкой форме наиболее возмутительные пороки, укоренившиеся в обществе и церкви, и призывая к их устранению. Выражая настроения образованных кругов горожан, гуманисты выступали противниками церковного мракобесия и средневековой схоластики, высмеивали и отвергали феодальный строй.67 Антифеодальная идеология утверждала новые принципы гуманистической культуры, в основе которой была заложена «философия Христа». В необходимости искоренения зла в любых его проявлениях человеческого бытия они видели залог обновления жизни и отношений между людьми.

Поворотным в истории период гуманистического движения можно назвать и потому, что именно в этот промежуток времени наиболее ярко проявился аристократизм гуманизма, который «миновал массы и отрезал от них высшие сословия».68 Несмотря на то, что творческая деятельность известных немецких гуманистов была тесно связана с народными корнями, и именно ими был поднят первыми флаг национального самосознания, однако по самой своей форме гуманистическая культура представляла собой особый вид аристократии – аристократию знания, аристократию образованности. Это было для народных масс « несравненно оскорбительнее аристократии крови».69 Именно в этом и есть главное отличие Реформации от Возрождения, которая «не миновала массы». Но для любого действия, в том числе и исторического, необходимо время вызревания идеи (теории), которой и стало Возрождение.

Религиозно-философская и национальная основа идей германского Возрождения стала той формой, которая волновала тогда в той или иной степени все разнообразные прослойки общества. Общий лагерь гуманистов, в целом представителей определенных прослоек германского общества, первоначально единый против реакционно-католического лагеря, под влиянием неизбежных политических процессов раскалывается на революционный и реформаторский. Разница первых от вторых была в полном утверждении светской власти вместо власти духовенства.

«Прежде чем начать успешную борьбу против светского феодализма в каждой стране и в отдельных его сферах, необходимо было разрушить центральную священную организацию».70 Реформация, т.е. движение против папской католической церкви, стала первым этапом широкого революционного движения в первой половине XVI в. в Германии. Начало германской реформации связано с именем Мартина Лютера.71 Реформация началась 31 октября 1517 г. с провозглашения требований, отвечавшие интересам средневекового бюргерства, об установлении «дешевой» церкви, об отмене торговли индульгенциями. «Бюргерская ересь требовала восстановления простого раннехристианской церкви и упразднения замкнутого сословия священников. Это дешевое устройство устраняло монахов, прелатов, римскую курию – словом, все, что в церкви было дорогостоящим».72 В основе протеста лежало обращение к различным местам священного писания, о котором «забыли» священнослужители и первоначально смысл протеста был далек от серьезного конфликта с папством. Лев X увидел в выступлениях обычный спор между соперничавшими монашескими орденами и не придавал им значения. В 1519 г. на диспуте в г. Лейпциге Лютер уже заявил о том, что церковь может существовать и без папы. Он отвергал и духовенство как особый священный институт, говоря, что перед богом каждый христианин является в известной степени священником. Он публично заявлял свою солидарность со взглядами Яна Гуса и осуждал тех, которые сожгли на костре великого чешского реформатора. Когда папа во второй половине 1520 г. издал указ против Лютера буллу об отлучении его от церкви, Лютер не обратил на нее никакого внимания. Она торжественно была сожжена студентами во дворе Виттенбергского университета. Лютер вскоре ответил на нее ругательным памфлетом «Против буллы антихриста». В нем антихристом он называет теперь самого папу и обращается к новому императору – Карлу V – с предложением отнять у папы Рим и произвести секуляризацию всех церковных земель в Германской империи.

На некоторое время вокруг Лютера объединились самые различные элементы германского общества – от более умеренных до самых крайних, выступавших против папской власти и католической церкви. «Молния, которую метнул Лютер, попала в цель. Весь немецкий народ пришел в движение. С одной стороны, крестьяне и плебеи увидели в его воззваниях против попов, в его проповеди христианской свободы сигнал к восстанию; с другой стороны, к нему примкнули более умеренные бюргеры и значительная часть низшего духовенства; общий поток увлек за собой даже князей. Одни думали, что настал день для того, чтобы свести счеты со всеми своими угнетателями, другие желали лишь положить конец могуществу попов и зависимости Рима, уничтожить католическую иерархию и обогатиться посредством конфискации церковных имуществ».73 На сторону Лютера стали многие гуманисты, среди них Ульрих фон Гуттен. Гуманисты старшего поколения - Эразм Роттердамский и Рейхлин не присоединились к реформации.74

Сложная по своему составу оппозиция против папства, проявившаяся в период 1517 – 1520 гг., к 1521-1522 гг. распалась на три лагеря: умеренной бюргерско-княжеской реформации, ставившей целью отделение германской церкви от папы, секуляризацию церковных имуществ и организационную перестройку церкви в интересах князей и бюргерства (М. Лютер); реакционный феодально-католический лагерь, во главе которого стояли император и часть князей и к которому принадлежала также патрицианская городская верхушка, и лагерь революционный, плебейско-крестьянской реформации, вождем которой стал радикально-демократический проповедник Томас Мюнцер,75 к нему примкнули анабаптисты (перекрещенцы), которые выступали против обрядов, уничтожения икон и признавали крещение лишь для взрослых. В 1522 -1525 гг. ознаменовались двумя крупными политическими восстаниями – бунтами против церкви: сначала – низшего дворянства (рыцарское восстание), а затем Великой крестьянской войной. Оба потерпели поражение. В первом случае немецкое рыцарство потеряло всякую политическую самостоятельность и полностью подчинилось князьям, с которыми их связывала общность интересов. Во втором случае, Крестьянская война, охватившая в основном Швабию, Фраконию и Тюрингию-Саксонию, показала политическую не состоятельность не только самих крестьян, но и их союзников – мелких феодалов –крепостников (рыцарей) и бюргерства. Разнородность интересов, раздробленность крестьян и их доверчивость к феодалам, склонность зажиточных элементов крестьянства к компромиссам с «господами» неизбежно должны были привести к поражению.

Сама феодальная раздробленность Германии налагала отпечаток провинциальности и узости на выступления всех классов, в том числе и буржуазии. Поражение крестьянской войны поставила под угрозу самую реформацию. Феодально-католический лагерь стремился после 1525 г. полностью восстановить в Германии господство католической церкви. Но большая часть имперских князей, успевших к этому времени присвоить громадное количество секуляризованной церковной собственности, была против такой реставрации. Между императором и поддерживавшими его католическими князьями, с одной стороны, и большинством князей, державшихся лютеранской, или, как она стала называться, протестантской, религии, - с другой, началась война. Сам папа тайно поддерживал блок князей, против Карла V, его абсолютно не устраивало усиление имперской власти даже с полным восстановлением католицизма. Заключение в 1555 г. Аугсбургского мира стало завершающим в конфликте между этими силами. По договору между Карлом V и князьями при посредничестве папы предоставлялось право определять религию населения местным князьям. Провозглашался принцип: «Чья страна, того и вера». Сознавая полное крушение своих планов, Карл V в этом же году отрекся от престола. Крах политики Императора означал для Германии дальнейшее ослабление центральной власти и усиление еще более феодальной раздробленности страны.

Реформация не ограничилась только Германией. Уже в 20-х и особенно в 30-х годах XVI в. лютеранство проникло в скандинавские страны - Швецию, Норвегию, Данию. В Прибалтике Прусский орден был секуляризован и превратился в светское герцогство Пруссию (с 1525 г.) Частично лютеранство нашло себе сторонников в Англии, Франции, Польше, Венгрии. Но особенно благоприятную почву реформация встретила в соседней с Южной Германией Швейцарии. Именно в этой стране буржуазная реформация сделала следующий шаг вперед (после Германии) как в идеологическом, таки организационном отношении. Здесь были выработаны новые системы протестантизма и созданы новые церковные организации. В Германии католицизм был оттеснен на задний план лютеранством, а также

проникавшими сюда из Швейцарии кальвинизмом и цвинглианством. Оба учения были более демократичнее в вопросе организации церкви, более светскими в своем понимании учения Христа и буржуазной морали.

В середине и особенно во второй половине XVI в. католическая церковь перешла в наступление против инакомыслящих при поддержке правящих феодальных классов76. Абсолютизм, торжествовавший в крупнейших государствах Европы – во Франции, Испании, Австрии, нуждался в католицизме как идеологической и политической силе, при помощи которой

он надеялся держать в повиновении народные массы. Чтобы восстановить свое господствующее положение, католическая церковь вынуждена была пойти на существенные уступки монархам. В ряде стран она признала частичную секуляризацию, т.е. переход большей или меньшей части церковных земель и прочих имуществ в светские руки. Власть королей в абсолютических государствах еще больше, чем раньше, распространялась на местные национальные церкви.

К концу XVI в. политическая раздробленность усилилась. Политическая власть многих князей усилилась в связи с полным подчинением лютеранской церкви местным правителям. А разделение князей на протестантов и католиков углубляло и оформляло территориальную раздробленность страны. Религиозные распри продолжали прикрывать борьбу князей с императорами. Император по- прежнему был в теснейшем союзе с папством.

Политическая и общественная реакция на долгое время укрепится в Германии и только в XIX в. под влиянием новых исторических условий начнет ослабевать и видоизменяться. Реформация в Германии, в идеологическом плане, в основном, не достигла тех желаемых результатов, которые стояли изначально. Правда, у лютеран, обрядность была подчинена буржуазному требованию «дешевой церкви». Пышность католического культа была упразднена, так же как и почитание икон и мощей. Торжественная католическая литургия (месса) заменена проповедью. Из семи католических « таинств» лютеране сохранили только два – крещение и причащение. Но это была только внешняя сторона изменений. Внутренняя сторона Реформации – углубления политического и экономического кризиса в Германии.

Эпоха Возрождения, как и любое историческое явление, прошло стадию зарождения, расцвета и своего субъективно и объективного упадка. Гуманизм в процессе своего исторического развития, особенно на тех этапах, когда складывались и крепли принципы ренессансного миропонимания, расчистил почву для Реформации, утвердился и получил практическое распространение в программе борьбы за новую культуру. Из идейной тенденции в идеологической жизни эпохи он вырос в общественное движение, оказавшее мощное воздействие на дальнейшее развитие европейской культуры.

Но одновременно, драматические события порожденные Реформацией и Контрреформацией, привили к краху многих иллюзий гуманистов, в том числе, идеи, что « в основе всех вероисповеданий и всех философских учений лежит единая «всеобщая мудрость», неотделимая от « всеобщей религии», что преобразование существующей церкви, синтез различных религий и философских учений принесут с собой мир и полное согласие».77 Наиболее ярко идейный кризис гуманизма проявился во взглядах крупнейших гуманистов эпохи Возрождения на Реформацию. « Спор видных гуманистов объективно выявил дилемму, перед которой оказалось гуманистическое движение: и примыкая к реформации, и оставаясь на стороне старой церкви, гуманизм еще пытался сохранить завоеванную автономию своего развития и свои собственные цели, но и Эразм, и Гуттен зорко подметили друг у друга растущую бесперспективность этих усилий. Деформировались прежде всего былые политические программы гуманистов. В них неизбежно нарастали черты утопизма».78

Учение о человеке, как центральное эпохи Возрождения, в период Реформации также претерпевает изменения. «С развитием Реформации, когда доктрина Лютера была достаточно систематизирована, Эразм первым указал, что она предала человека, которого Эразм стремился возвысить до «божественного».79 Определяя моральный облик человека, его образ жизни религиозно - философскими взглядами гуманисты по мнению В.М. Богуславского, приходят к выводу, что: «поведение людей вовсе не определяется их взглядами, сторонниками которых они себя объявляют; чаще (а значит есть исключения!) всего происходит обратное – люди избирают мировоззрение в зависимости от своих корыстных побуждений».80 Конечно, в данном случае, наиболее ярко этот пример подтверждается на попытках «власть имущих» приобрести популярность в обществе, утвердиться или усмирить «врагов истинной веры» т.е. инакомыслящих. Особенно возмущение гуманистов вызывала жестокость массовых расправ, чинимых над инаковерующими. Сомнения, впрочем, не заставляют гуманистов отказаться от своих мировоззрений и к концу XVI в. гуманистические представлений о Человеке, получают наиболее законченную форму и обстоятельную аргументацию в этико-философских учениях, которые актуальны и в настоящее время. Несомненно, самый значительный результат тот, что гуманизм эпохи Возрождения подготовил формирование национальных культур, хотя с их появлением уступил им место.

Гуманисты переосмыслив исторический опыт человеческого бытия, обогатили его своим уникальным опытом и самое главное открыли человека самому себе. На верхнем интеллектуальном полюсе общественной жизни накопился заряд церковно- феодального мракобесия , а на нижнем – « молнии» бунтов и ересей, отражающих стремление человеческой мыли к свободе. Революция духовная (в сфере культуры) предшествовала революциям политическим. Ренессанс раскрепостил человеческий разум, что стало необходимым условием будущего социального раскрепощения и утверждения, как ценности, демократических норм. Возрождение выковало образ Человека - волевого, решительного, непреклонного, земного в своих чувствах и помыслах и одновременно высоконравственного, богоподобного, богоравного в своей свободе, в могуществе своего разума. Обращение титанов Ренессанса к античной эстетической традиции было не только опорой, стимулом и материалом для выражения новых идей, новых социально-политических и культурных тенденций, но и возрождение свободы философской мысли, продолжение традиций прошлого. Утерянная нить, связь с прошлым была восстановлена и человеческая радость в освобождении, в осознания себя в цепи исторического процесса вылилась в бесконечное и разнообразное буйство красок, идей и форм, звуков, пронизанному светом гуманности и надеждами. Идеал Человека земного, разумного, веселого, дополненного духовностью и возвышенностью чувств, не мог реализоваться в мрачной действительности средневековья. Смелые устремления вольнолюбивой гуманистической мысли были сдавлены, словно железным обручем, феодальной реакцией. Однако внутренние силы Возрождения были настолько велики, что именно в эпоху своего угасания, умудренное и просветленное, оно выдвинуло для философии, социальной мысли и культуры в целом уже не масштаб одной личности, или, города, или страны, но масштаб всего человечества.

Возрождение «разбудив» человека, пробудило от спячки всю Европу. Освобожденная мыслящая личность бросается в водоворот буржуазного накопительства, пытаясь наверстать упущенное время, когда материальные ценности были привилегией единиц. Идеалы гуманизма отступают перед новой идеологией « джентльменов удачи», циничных, жестоких, цепких, прагматичных. Мечта познания и творческой активности вырвалась к свету науки и техники. «Примат материальный» стремительно утверждается на новых позициях оттесняя « примат морального».

Искренность, жажда истины и свободы, неустрашимый порыв к свету знания, постижения смысла человеческого бытия и наполнение его существование духовностью – вот те «зерна», которые отделило от «плевел» Возрождение. «Зерна», которые по законам «генетической памяти» сохранившись, взошли уже на новых нивах истории в XX веке.

20 вопрос!Борьба Нидерландов