МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА
Обучающийся делает доклад, соблюдая предложенный общий порядок и останавливаясь по собственному выбору и необходимости на выделенных здесь частных моментах. Кроме этого, если это возможно, необходимо творчески расширить спектр аналитических аспектов и подходов.
Для подготовки доклада могут быть выбраны различные источники. В первую очередь это достаточные по содержанию статьи научных и популярных газет и журналов. Помимо прессы могут быть использованы также материалы из учебной литературы, специализированных научных монографий и сборников (к примеру, отдельные главы или параграфы).
Структура и порядок доклада
1. Вводная часть (обращение к преподавателю и другим обучающимся: «Уважаемый преподаватель, уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается доклад на тему…»).
2. Анализ публикации. Его целью является критическое осмысление докладчиком отдельных сторон публикации. Докладчик показывает, как отмечаемые им моменты выглядят в публикации, критикует автора и выдвигает собственные выводы. Такими моментами могут быть:
– оценка правильности постановки автором рассматриваемых в публикации проблем;
– анализ общей методологии автора и его мировоззренческой позиции;
– анализ логичности излагаемого материала;
– анализ использования понятий с неопределенным смыслом, их косвенное и ассоциативное определение;
– анализ наличия и формирования ложных ассоциаций (если они есть);
– анализ соответствия утверждений автора нормам и ценностям культуры.
3. Заключение докладчика с собственными выводами.
В процессе изложения докладчик может более подробно останавливаться на изложении следующих моментов: выделение основных понятий и их интерпретация; выделение социальных общностей и групп, социальных отношений, противоречий, проблем и т. д.; специфика применения знаний в интересах МЧС России.
Докладчик должен излагать материал свободно, делать правильные выводы и рекомендации, поддерживая интерес к теме доклада у аудитории.