ТРАНСПОРТ.

28 ЯНВАРЯ 1857 Г. – главное общество российских ж/д: строительство ж/д – соединение хлебопроизводящих районов страны с судоходными реками и морями.

 

Главная задача ж/д – быстрая доставка войск из центра к западным границам; связь производства с сырьевой базой и рынками сбыта.

 

Постройка ж/д предоставила рабочие места.

 

30% речной, морской, гужевой транспорт

 

70% - грузы по ж/д.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО Ж/Д.

 

1862-872 гг. – «ж/д горячка»

1 ноября 1851 г. – ж/д Питер - Москва

1 августа 1862 г. – ж/д Москва – Нижний Новгород

1891-1904 гг. – строительство Транссиба (Челябинск – Владивосток: Челябинский перевал).

 

В 60-е гг. широко привлекается частный, в том числе иностранный капитал.

В начале 70-х гг. дороги в частном владении, в 90-е гг. – строительство ж/д за казенный счет.

Российская экономика быстро перестроилась на новый лад благодаря целенаправленной экономической политике государства. Заинтересованность властей в развитии ж/д строительства объяснялась:

· Крымская кампания продемонстрировала отставание транспорта России

· Правительство стремилось стабилизировать финансовое положение страны за счет увеличения экспорта хлеба, для чего надо было соединить хлебные районы с портами.

 

РЫНОК.

· Рост внутреннего и внешнего рынка

· Развитие хлебного рынка

· Торговали: ткани, орудия труда, утварь, кровельное железо, керосин, металл, уголь, нефть, лесные материалы.

· Устойчивый внешнеторговый баланс для России (превышение вывоза над ввозом – активный торговый баланс):

- вывоз: с/х продукция, яйца, масло, лес, лен, продукция животноводства, сахар

- ввоз: хлопок, металлы, машины, уголь и нефть, предметы роскоши, чай, кофе

· Торговый оборот: 75-80 % - Европа, 20-25 % - Азия, Америка.

· Основные внешнеторговые партнеры: Германия (25%), Англия (22%).

· Высокие таможенные пошлины на иностранные товары способствовали ввозу капитала и строительству капиталистических промышленных предприятий

 

БАНКИ.

1860 г. – создан Государственный банк:право эмиссии (выпуска) денежных знаков. К 90-м гг. – 110 филиалов

 

1864 г.первый акционерный коммерческий банк в Питере

1882 г.Крестьянский поземельный банк