ТРАНСПОРТ.
28 ЯНВАРЯ 1857 Г. – главное общество российских ж/д: строительство ж/д – соединение хлебопроизводящих районов страны с судоходными реками и морями.
Главная задача ж/д – быстрая доставка войск из центра к западным границам; связь производства с сырьевой базой и рынками сбыта.
Постройка ж/д предоставила рабочие места.
30% речной, морской, гужевой транспорт
70% - грузы по ж/д.
СТРОИТЕЛЬСТВО Ж/Д.
1862-872 гг. – «ж/д горячка»
1 ноября 1851 г. – ж/д Питер - Москва
1 августа 1862 г. – ж/д Москва – Нижний Новгород
1891-1904 гг. – строительство Транссиба (Челябинск – Владивосток: Челябинский перевал).
В 60-е гг. широко привлекается частный, в том числе иностранный капитал.
В начале 70-х гг. дороги в частном владении, в 90-е гг. – строительство ж/д за казенный счет.
Российская экономика быстро перестроилась на новый лад благодаря целенаправленной экономической политике государства. Заинтересованность властей в развитии ж/д строительства объяснялась:
· Крымская кампания продемонстрировала отставание транспорта России
· Правительство стремилось стабилизировать финансовое положение страны за счет увеличения экспорта хлеба, для чего надо было соединить хлебные районы с портами.
РЫНОК.
· Рост внутреннего и внешнего рынка
· Развитие хлебного рынка
· Торговали: ткани, орудия труда, утварь, кровельное железо, керосин, металл, уголь, нефть, лесные материалы.
· Устойчивый внешнеторговый баланс для России (превышение вывоза над ввозом – активный торговый баланс):
- вывоз: с/х продукция, яйца, масло, лес, лен, продукция животноводства, сахар
- ввоз: хлопок, металлы, машины, уголь и нефть, предметы роскоши, чай, кофе
· Торговый оборот: 75-80 % - Европа, 20-25 % - Азия, Америка.
· Основные внешнеторговые партнеры: Германия (25%), Англия (22%).
· Высокие таможенные пошлины на иностранные товары способствовали ввозу капитала и строительству капиталистических промышленных предприятий
БАНКИ.
1860 г. – создан Государственный банк:право эмиссии (выпуска) денежных знаков. К 90-м гг. – 110 филиалов
1864 г. – первый акционерный коммерческий банк в Питере
1882 г. – Крестьянский поземельный банк