Естественное и позитивное право

Основной тезис теорииестественного права (Гроций, Гоббс, Чокк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право вклю­чает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т. д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъем­лемые права человека. Согласно теориивозрожденного естественного права (совре­менная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отно­шению к высшему, естественному праву, вытекающему из чело­веческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установ­ленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общече­ловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

Позитивизм — направление юриспруденции, которое, фети­шизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятель­ности, отрывая тем самым нормативные установления от суще­ствующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии. Позитивное право действительно вырастает из общественного правосознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует при­знавать действующим юридическим правом все, что имеет пра­вовое значение. Такое широкое понимание права под предлогом несводимости права к закону вольно или невольно допускает отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обще­стве.

 

18)основные признаки праванормативность, общеобязательность, системность, государственно-волевой характер,формальная определенность, гарантированность. Нормативность прававыражается в том, что право состоит из норм. Нормы права – это определённыеправила поведения.Общеобязательность –Нормы права являются правилами поведения общеобязательногохарактера. общеобязательность присуща только праву.. Всякий, кто подпадает поддействие правовой нормы, должен поступать в соответствии с её предписанием,иначе может быть наказан. Системность права проявляется в том, чтонормы, из которых состоит позитивное право, находятся в определенном единстве,в системе и тесно связаны между собой. Государственно-волевой характер позитивного права выражается в том, что оно в отличие от права в общесоциальномсмысле возникает не само по себе, а по воле государства. Нормы позитивногоправа либо непосредственно устанавливаются государством, его органами, либовозникают в результате государственного санкционирования, Формальнаяопределенность. нормы позитивного права обладают формальнойопределенностью. большинство правовых норм письменно, формально закреплено вразличных официальных документах гарантированность. Она выражается в том, что государство, создав правовыенормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения.Т.о. право (или позитивное право) – это система установленных илисанкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всехчленов общества и действие которых гарантируется государством.19)принципы права: понятие и видыПринцип права – исходные определяющие идеи, начала в соответствии с которымистроится система права и которые лежат в основе её функционирования.Классификация принципов права. Принципы делятся на общеправовые,межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют систему права вцелом, они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и болееотраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права (принципыгражданского права и т.д.). ТГП изучает только общеправовые принципы,межотраслевые и отраслевые принципы изучаются отраслевыми юридическиминауками. Общеправовые принципы системы права – во-первых, принципдемократизма (система права строится на демократических началах). 2-ойпринцип - гуманизма. Далее принцип справедливости, принцип равенстваюридических прав и обязанностей, принцип единства прав и обязанностей.Принципы права по-разному проявляются в системе права, одни формируются ввиде специальных правовых норм, другие выражаются в виде определенной идеивытекающей из содержания различных правовых норм. Как правило, межотраслевыеи отраслевые принципы выражены в виде норм принципов, а общеправовые принципывыступают в форме правовых норм.20)функции права: понятие и критерии классификацииФункции права – это определенные направления воздействия позитивного права наобщественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущностьпозитивного права, Чаще всего функции права подразделяют на общесоциальные исобственно юридические. К общесоциальным обычно относят такие функции, какэкономическую, политическую, воспитательную и некоторые другие, а к собственноюридическим - регулятивную, в составе которой выделяют статическую идинамическую, и охранительную. При этом отмечается, что общесоциальные функциивыражают воздействие права на различные сферы общественной жизни (экономику,политику, духовную сферу и т.д.) в единстве с другими социальными институтами ипрежде всего с государством. Отсюда принято считать, что общесоциальные функцииправа совпадают с функциями государства. юридические функции рассматриваются вкачестве таких направлений воздействия права, которые выражают его спецификукак регулятора общественных отношений. Регулятивная функция выражаетсяв том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является,как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественныеотношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права,дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерныеили неправомерные, как желательные или нежелательные для государства иобщества. Воспитательная функция связана с тем, что право не толькорегулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца,своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы правакак бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или инойситуации.информационную функцию. Правовые нормы в результате закрепленияих в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятсяисточниками информации. трансляционная функция состоит в том, чтоправо, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческогообщения, достижения в области правового регулирования, передает (транслирует)все это участникам существующих общественных отношений, а также будущимпоколениям людей.21)источники права: понятие и пути формированияПод формами (источниками) права понимается способы закрепления и выраженияправовых норм. Источники права – специальный правовой термин, которыйупотребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.Источниками права являются официальные государственные документы, в которыхзакрепляются юридические нормы. В данных актах закрепляются правилаповедения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучизакрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательноезначение. Различают следующие источники права – правовой обычай – этосанкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось врезультате длительного повторения людьми определенных действий, благодарячему закрепилась как устойчивая норма, например законы 12 таблиц, законыДраконта и др. Социологическая и историческая школы права преувеличивают егороль, как источника права – они видят в нем продукт народного сознания, аюридический позитивизм – напротив, считает обычай устаревшим источником и неимеющим практического значения. Юридический прецедент (судебная практика) Этосдебное или административное решение по конкретному юридическому делу,которому государство придает общеобязательное значение. Начал формироваться вАнглии, когда королевские суды формировали свою судебную практику. В странахромано-германской системы права судебный прецедент используется длятолкования. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в которомсодержатся нормы права. Если говорить о религиозном (каноническом) праве, тосейчас оно широко распространено в странах мусульманского мира – там вкачестве источников используют коран, сунну, иджму и кияс.22)нормативно-правовой акт: понятие и классификацияНормативно-правовой акт, этот источник права известен с древних времен, нонаибольшее распространение он получил с 19-го века во многих странах. Внастоящее время данный источник считается основным источником современногоправа. Совокупность действующих в государстве нормативно-правовых актовименуются законом. Нормативно-правовые акты принято классифицировать поразличным основаниям. По субъектам правотворчества нормативно-правовые актыподразделяются на акты государственных органов и организаций, во-вторых, актынегосударственных органов и организаций, в-третьих, совместные акты, в-четвёртых, акты народного правотворчества. Основной разновидностьюнормативно-правовых актов являются нормативно-правовые акты, установленныегосударственными органами и организациями. Вторая разновидность актынегосударственных органов и организаций принимаются с разрешения государства.Третья разновидность (совместные нормативные акты) – в современной практикеРФ нет таких актов, но в прошлые годы они были. Это акты издаваемые органамигосударственной власти совместно с негосударственными органами. Четвёртаяразновидность – акты народного правотворчества – это нормативные акты,принимаемые населением (например, референдум). Вторая классификация с учетомдействия нормативных актов во времени они подразделяются на: постоянные,временные и чрезвычайные. Постоянные – это нормативные акты, действующиенеопределенно длительное время. Временные – это нормативные акты, срокдействия которых ограничен (срок действия указа). Чрезвычайные – этонормативные акты, действующие в определенных условиях (в военное время).Третья классификация, с учетом действия в пространстве нормативные актыподразделяются на общие и местные. В федеральных государствах нормативныеакты подразделяются на: общие или федеральные, нормативные акты субъектовфедерации, местные. Общие нормативные акты – это нормативные акты,действующие на территории страны. Нормативные акты субъектов действуют натерритории субъекта федерации. Местные нормативные акты действуют натерритории соответствующих территориальных образований. Четвёртаяклассификация, с учетом действия нормативных актов по кругу лиц ониподразделяются на: общие, специальные, исключительные. Общие распространяютсвое действие на всех граждан государства (конституция, гражданский кодекс).Специальные - это нормативные акты, распространяющие свое действие наопределенные категории субъектов (на студентов, следователей). Исключительные- это нормативные акты, направляющие свое действие на особые категориисубъекта (дипломаты). Такие акты исключают действие общих и специальных норм.23)закон и его роль в правовой системеЗакон - это нормативно-правовой акт, изданный высшим представительным органамгосударственной власти (законодательными органами) и обладающий высшейюридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон -это определенный нормативно-правовой акт. В юриспруденции термин закон понимаютв широком, смысле, когда под законом подразумевают любую норму права независимоот того содержится в законе или подзаконном акте. Это такой нормативный акт,который как правило принимается высшими представительными органамигосударственной власти. Кроме того, закон может приниматься непосредственнонародом, населением.В некоторых государствах законы могут приниматься и другиегосударственными органами (например, во Франции - правительством). Кругсубъектов, принимающих законы строго ограничен. Закон - это нормативный акт,который обладает высшей юридической силой. Высшая юридическая сила законавыражается в следующем: ни один акт не должен в принципе противоречить закону.1) Если подзаконный акт противоречит закону, то действует закон. 2) Ни одинподзаконный акт не может вносить изменения в закон. 3) Закон может бытьопределен только законом. Законы - это нормативные акты, нормы которыхрегулируют наиболее важные общественные отношения. Законы - это нормативныеакты, которые принимаются в особом порядке, т.е. процедура применения законанамного сложнее, чем процедура принятия подзаконного акта. Виды законов. Во-первых, по юридической силе и порядку их принятия подразделяются наконституционные или основные и обыкновенные или не основные. Конституционныеобладают наивысшей юридической силой и принимаются квалифицированнымбольшинством (2/3) голосов. К ним относятся: 1) конституции, 2) конституционныезаконы, дополняющие конституцию, 3) конституции и уставы субъектов Федерации.Обыкновенные законы должны соответствовать конституционным законам. Онипринимаются простым большинством (50% + 1 голос) голосов. Нередко обыкновенныезаконы подразделяют на: кодификационные (семейное право) и текущие (закон опрокуратуре).24)подзаконный нормативный акт и его видыПонятие и виды подзаконных актов. Нормативные акты, которые не являютсязаконами, относятся к подзаконным нормативным актам. Все подзаконные акты поюридической силе ниже законов, но их юридическая сила не однородна.Подзаконные нормативные акты обычно подразделяются на 4-ре вида: 1) общиеакты; 2) ведомственные акты; 3) местные акты; 4) локальные акты. Наибольшейсилой обладают общие акты. Эти акты действуют на всей территории государстваи распространяются на всех граждан. В РФ к ним относятся: 1) Указы президента(нормативные). 2) Постановления и распоряжения (нормативные) правительства.3) нормативные постановления Государственной Думы и Федерального Собрания.Следующие по юридической силе ведомственные акты. Они действуют в пределахопределенных министерств и ведомств: МВД, органы налоговой службы,Минобороны, они могут издавать общие подзаконные акты. В РФ к ведомственнымнормативным актам относятся: инструкции, нормативные постановления инормативные приказы министерств и центральных ведомств. Местные - нормативныеакты, которые ниже по юридической силе ведомственных нормативных актов.Действуют на территории соответствующей административно-территориальнойединицы и распространяются на жителей этих территорий. К ним относятсянормативные акты органов местного самоуправления. Локальные - нормативныеакты, обладающие самой низкой юридической силой. Это нормативные актыразличных предприятий, учреждений и организаций. Они действуют в пределахэтих организаций и распространяются на их работников.25)действие нормативных актов во времениНормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределысвоего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловленовступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «Опорядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», федеральныеконституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собраниявступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней послеих официального опубликования, если самими законами или актами палат неустановлен другой порядок вступления их в силу. (см.: Российская газета.1994. 15 июня). Здесь важно учитывать принцип, согласно которому законобратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения,которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законеоб этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующихоснованиях: - по истечении срока действия акта, на который он был принят; - всвязи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвеннаяотмена); - на основании прямого указания конкретного органа об отмене данногоакта (прямая отмена).26)действие нормативных актов в пространствеДействие нормативного акта в пространстве определяется территорией, накоторую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Подтерриторией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водноепространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними,недра. К ней относится также территория российских дипломатическихпредставительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море,воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации. Свышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. Действиенпа распространятеся, как правило, на территорию, которая подведомственнаоргану, их издавшему. Так нпа членов федеративного госва действуют лишь на ихтерритории, акты местных органов гос-ва – на территории их района,префектуры, города итп. При федеративном государственном устройстве вотдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых нормодного государства на территории другого государства (например, приразрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).27)действие нормативных актов по кругу лицПо общему правилу, действие нпа на определенных территориях распространяетсяна всех лиц, проживающих на этой территории. На территории РоссийскойФедерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан,государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц безгражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты,распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.Есть исключения, когда действие нпа по кругу лиц не совпадает с их действиемпо территории. Это например иностранцы, пользующиеся правиломдипломатического иммунитета на территории другого государства не могут бытьпривлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний.Если они совершают правонарушения, вопрос об их ответственности решаетсядипломатическим путем. Некоторые национальные нпа вобще не распространяютсяна иностранцев, например акты о выборах в органы государства. Нпа могутраспространять свое дейтсвие не на всех граждан и должностных лиц, а толькона определенные категории – военнослужащих, учителей, лиц сельской местностии других. В этом случае круг лиц четко определяется в НПА.28)система права: понятие и основные компонентыСистема права - это внутренняя структура права, состоящая извзаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Системноеустройство права означает, что оно представляет собой целостное образование,состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определеннойиерархической связи. Системная организация права имеет важное значение какдля законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязангармонично «включить» его в существующую систему права, не нарушая еецелостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфереправоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применитьнорму права). Существенно влияние системности права и на процесссистематизации (упорядочения) законодательства. Черты системы права: - еепервичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в болеекрупные образования - институты, подотрасли, отрасли; - ее элементынепротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ейцелостность и единство; - она обусловлена социально-экономическими,политическими, национальными, религиозными, культурными, историческимифакторами; - имеет объективный характер, ибо зависит от объективносуществующих общественных отношений и не может создаваться по чистосубъективному усмотрению людей.29)норма права: понятие и признакиНорма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения,установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулированиеобщественных отношений. Юридическая норма - первичная клеточка права,исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной нормесвойственны основные черты права как особого социального явления. Из этого неследует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Онисоотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы права относят:1) общеобязательность (она представляет собой властное предписаниегосударства относительно возможного и должного поведения людей); 2)формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальныхдокументах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь сгосударством (она устанавливается государственными органами и обеспечиваетсямерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием); 4)предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет однимсубъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзяреализовать право без обязанности и обязанность без права); 5)микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящейиз таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).30)логическая структура нормы праваСтруктура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимыхэлементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Даннаяструктура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.Таких частей три: 1) гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условияее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяютсяпутем закрепления юридических фактов; 2) диспозиция - элемент нормы права,определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав иобязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридическихфактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром; 3)санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта,реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными -меры наказания, так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестноевыполнение служебных обязанностей работником). Каждый из названных элементовимеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствиечего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, безгипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Одни авторысчитают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции илидиспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаютсятрехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных вышеэлементов (гипотезы, диспозиции, санкции).31)классификация норм праваВыделяют следующие основные виды правовых норм: 1) в зависимости отфункциональной роли они разделяются на: - исходные нормы, которые определяютосновы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи,пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающиепринципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридическихпонятий, и т.п.); - общие нормы, которые присущи общей части той или инойотрасли права и распространяются на все или большую часть институтовсоответствующей отрасли права; - специальные нормы, которые относятся котдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либоопределенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих имособенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные ипространственные условия их реализации, способы правового воздействия наповедение личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования (поотраслевой принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские,административные, земельные и т.п.; 3) в зависимости от их характера - наАртериальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные(уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные); 4) в зависимости отметодов правового регулирования на: - императивные (содержащие властныепредписания); - диспозиптвные (содержащие свободу усмотрения); -поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); -рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и обществавариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на постоянные(содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в УказеПрезидента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связисо стихийным бедствием).32)способы изложения норм права в юридических актахЭлементы правовой нормы могут располагаться в различных статьях одного итогоже нпа. И иногда и в статьях различных нпа. Это обусловлено тем, чтонормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при этомсохраняют логическую структуру. Статья нпа – это форма выражения, способизложения правовой нормы. Сужествуют несоклько способов изложения – прямой,когда в статье все три элемента (г, д и с). Тут логическая структура нормысовпадает со структурой статьи нпа. Отсылочный способ – содержатся не всеэлементы, и содержится отсылка к другим раодственным статьям того-женормативного акта (УК). Бланкетный мпособ изложения – при этомустанавливается только ответственность за нарушение определенных правил, носамих правил в ней нет и отсылки прямой тоже нет, напр нарушение правилвождения наказывается. (УК). Вывод – норма права не тождественна статьезакона. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статьязакона – это форма его изложения. В статье закона может содержаться частьнормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в рядестатей одного или нескольких НПА.33)правовое регулирование: понятие, предмет и методы.Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и методправового регулирования. Предмет правового регулирования — это теобщественные отношения, которые право регулирует. Он является основнымкритерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенныйхарактер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так, трудовыеотношения выступают предметом регулирования трудового права, семейныеотношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правовогорегулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли,потому что: 1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайноразнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения регулируютсяразличными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому вторым(дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Еслипредмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик регулирует.Если предмет является материальным критерием, то метод - формально-юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность юридическихсредств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественнооднородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методыправового регулирования. - императивный - метод властных предписаний,субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; -диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный надозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за определенноезаслуженное поведение; - рекомендательный - метод совета осуществленияконкретного желательного для общества и государства поведения и т.п.34)Правовой институт: понятие и видыЭто обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частьюотрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественныхотношений. В отличие от отраслей права прпвовой институт объединяет нормы,которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормыдейтсвуют в составе отрасли права, хотя и отличаются от других отраслевыхнорм некоторым своеобразием. Правовой институт – первичное самостоятельноестурктурное подразделение отрасли. Правовые нормы образуют отрасль черезинституты. Если система права складывается из отраслей, то сами отраслисостоят из правовых институтов. Так, отрасль конституционного права включаетинститут гражданства, институт избирательного права итд. Родственныеинституты одной и той же отрасли образуют подотрасль права. Подотрасли праварегулируют группы близких отношений определенного вида. Напримеробязательственное право в составе отрасли гражданского права объединяет рядправовых институтов (поставки, мены, подряда, госстрахования итд).35) Отрасль права: понятие и основные классификацииОтрасль права – это относительно самостоятельно подразделение системы права,состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический видобщественных отношений. Так, нормы права, регулирующие земельные отношения,образуют отрасль земельного права – совокупность норм, которые определяютхарактер финансовых отношений в государстве составляют отрасль финансовогоправа. Отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы.юкоторые наз. Институтами права. Такаая внутриотраслевая группировка правовыхнорм обусловена характерными особенностями различных отнешений определенноговида.

 

36)Публичное и частное право

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов:

1) институционального (наставнического);

2) пандектного (свободного, совокупного).

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина.

Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право – это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные.

 

37) Материальное и процессуальное право.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное право – совокупность правовых нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права связаны с процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни.

Процессуальное право – регламентир. порядок правов. регулир. материальн. отраслей. Состоит из прав. норм, регулирующих отношения, возникающие при рас-следовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальн. формы, необходимые для его существования.

Юридический процесс

Это- нормативно установлен. формы упорядочения юр. деятельности, направленные на оптимальное удовлетвр-ие и гарантиров-ие интересов субъекта права. Данный процесс регулир-ся соответ. правов. нормами, а резуль-таты закрепляются в официальные док-ты. Он присущ любой юр. значимой деят-ти (законотворческой, исполнит-распорядит., судебной), содержит ее програм-му и выступает существ. гарантией точного соблюдения правов. предписаний.

Юр. процесс- всегда определенная сис-ма, состоящая из последоват. действий и принимаемых актов. В зависим. от предмета правов. регулир. (отрослевой признак) юр. процесс подразделяется на:

1. ГПП (ГПК) и УПП (УПК)- регулир. гражданское судо-производство и предварит. расследование судопроиз-во по угол. делам. Арбитражный процесс являя-ся разнови-дностью гражд. процесса. Администр. процесс еще не выделился из гажд-го (гл. 22-25 УПК) , хотя определен-ные предпосылки для этого есть.

2. Конституц. – находится в стадии правов. формиров-я, поисков оптимал. средств констит. контроля.

Классификация в зависим. от принимаем. решений:

1. Проавотворческий- с помощью которого принимаются НА (регламенты ГД И СФ); 2. Правоприменительный с его помощью принимаются правопримен. акты (Указ Президента о назначении министра); 3. Праворазъясни-тельный- с его помощью приним-ся интерпретационные акты (ФКЗ «О Констит. суде РФ»).

 

38)Правовая система: понятие и содержаниеПравовая система – это конкретная историческая совокупность права,законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страныили гос. образования. В мире 200 стран и 500 правовых систем разного уровня.Содержание ПС – правопонимание, правотворчество, правовой массив(законолательство, подзаконные акты итп). Павовая реализация (механизмреализации права) и правовая культура и правовое поведение (результатдействия права, т.е. отношение к праву вообще). Существуют 4 основные группыправовых систем: Одноуровневые ПС (т.е. унитарные государства), двухуровневыеПС (выделяются автономии и субъекты федераций), Трехуровневые (напр.Тюменская обл и Красноярский край, где внутри еще одно автономноеобразование), и параллельная правовая система (Индия) – там одновременноиндусское право и индийское право действует (то же в Израиле и Японии).Правовые системы группируются на правовые семьи, по совокупности национальныхправовых систем.39)Правотворчество: понятие и принципыПравотворчество - это деятельность государственных органов по принятию,изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступаютгосударственные органы, органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законовна референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамкахустановленных процессуальных норм, содержащихся в Конституции, регламентах,уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права,отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет собойдеятельность активную, творческую, государственную; - основная продукция его— юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кромеэтого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); -Правотворчеству присущи следующие принципы: - научность (ибо в процессеподготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую,политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества ит.п.); - профессионализм (заниматься подобной деятельностью должныкомпетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); - законность(данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции,иных законов и подзаконных актов); - демократизм (характеризует степеньучастия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм иинститутов в обществе); - гласность (означает открытость, «прозрачность»правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляциюинформации). - оперативность (предполагает своевременность изданиянормативных актов). Следовательно, принципы правотворчества - этоосновополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности,связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентирдля органов, творящих право.40)Формы и виды правотворческой деятельностиВ зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума(всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной иобщественной жизни); 2) правотворчество государственных органов (например,Государственной Думы, Правительства РФ); 3) правотворчество отдельныхдолжностных лиц (например, Президента, министра); 4) правотворчество органовместного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, напредприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественныхорганизаций (например, профсоюзов). В зависимости от значимостиправотворчество делится на: 1) законотворчество (правотворчество высшихпредставительных органов - парламентов, в процессе которого издаютсянормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствиис усложненной процедурой); 2) делегированное правотворчество (нормотворческаядеятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства,осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решенияопределенных проблем нормативных актов, входящих в компетенциюпредставительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы правапринимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшимпредставительным органам - президентом, правительством, министерствами,ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственногоуправления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий,учреждений, организаций41)Законодательный процесс и его основные стадииЗаконотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующиестадии: 1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ правоопределенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующийзаконопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативыпорождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение изаконопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Правозаконодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации,членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ,законодательным органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, ВерховномуСуду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; 2) обсуждение законопроекта - важнаястадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания докладапредставителя субъекта, внесшего законопроект. Наиболее существенныезаконопроекты выносятся на всенародное обсуждение; 3) принятие закона, чтодостигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством иквалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая в свою очередьраспадается на три подстадии: а) принятие закона Государственной Думой(федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числадепутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральныеконституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало неменее 2/ 3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); б)одобрение закона Советом Федерации, в) подписание закона Президентом РФ(согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ, Президент в течениечетырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его); 4)опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы ифедеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи днейпосле их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).42)Система законодательства: понятие и основные компонентыСистема законодательства – это совокупность источников права, которыеявляются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует внезаконодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно взаконодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурныеобразования получают свое реальное выражение, внешнее проявление. А этомсмысле система права и система законодательства совпадают.Системазаконодательства строится по принципу субъективных факторов, обусловленныхпотребностью правовой практики, необходмостью учитывать зменяющиеся формычеловеческого общения. Первичным элементом системы законодательства являетсястатья нпа, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовойнормы. СЗ включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства:Отраслевое законодательство содержит нормы, которые регулируют качественноопределенный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отраслиправа. Здесь отрасль законодательства совпадает с отраслью права.Внутриотраслевое законодательство выражает нормы подотрасли или институтаправа, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений(авторское законодательство в совтаве отрасли ГЗ). Комплексноезаконодательство включает нормы нескольких отраслей права, которые регулируютразличные по своему видовому содержаию общественные отношения, составляющиеотносительно самостоятельную сферу общественной жизни. (хозяйственное,транспортное законодательство.) Есть еще военное законодательство.43)Систематизация законодательства и ее основные видыНормативные акты принимаются различными органами в различное время, вразличных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация неможет не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которыепорой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чемобщественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативныеакты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.Отсюда, систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их вопределенную систему. Она необходима для обеспечения доступностизаконодательства, удобства пользования им, устранения устаревших инеэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидациипробелов. Выделяют такие виды систематизации, как: 1) инкорпорация - формасистематизации путем объединения нормативных актов без изменения ихсодержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельноеюридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени ихпринятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация – самыйпростой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную инеофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства РоссийскойФедерации, ко второй — сборники нормативных материалов по отраслям права,издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальныеинкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотренияюридических дел, например в суде; 2) консолидация - форма систематизациипутем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт,где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесьнормативные акты объединяются по признаку их относи-мости к одному видудеятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидациисостоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей всебе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую какпромежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3) кодификация- форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый,логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификацииустраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаютсяновые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность44)Правоотношение: понятие, признаки и видыНекоторые из отношений в обществе охватываются правовым регулированием иприобретают юридическую форму. Правоотношение – это тмаое общественноеотношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическимиправами и обязанностями охраняемыми государством. Правоотношение есть та меравнешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективногоправа.Признаки 1 – правоотношение это форма общественного отношения,складывающееся на основе правовых норм. В нормах права содержатся общие(безличные) юридические права и обязанности – типовые образцы техобщественных отношений, которых люди должны придерживаться. Они реализуютсятогда, когда люди выполняют требования правовых норм. 2- участникиправоотношения наделяются взаимными правами и обязанностями. 3-правоотношения всегда имеют сознательно-волевой характер, в отличие отэкономических отношений, которые скоалываются объективно, в зависимости отволи индивида. С одной стороны возникают они на основе правовых норм (продуктправотворческих органов), с другой стороны, участники правоотношенийреализуют предусмотренные нормами правА и обязанности посредством собственныхволевых действий. 4 – правоотношения гарантируются государством и охраняютсяв необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает всенеобходимые условия для реализации правовых норм. Если нарушается мерасвободы правомочных и обязанных лиц, гос-во принимает принудительные меры ких обеспечению. Правоотношения классифицируются по разным основаниям. Чащевсего по отраслям права. По этому основанию выделяются государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, семейно-правовые,уголовно-правовые и другие отраслевые правоотношения.45)Структура и содержание правоотношенийСтруктура имеет 4 необходимых элемента – субъекты, объект, право иобязанность. Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды и организации,которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективныхюридических прав и обязанностей. В реальной жизни не все индивиды иорганизации могут быть субъектами правоотношений, что объясняется рядомобъективных факторов – экономическим, психологическим, физиологическим.Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в сфереобъективного права. Их большинство в правовом государстве. Мера участиясубъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью идееспособностью. Объекты правоотношений – это то на что воздействуетправоотношение, т.е фактическое поведение его участников. Оно всегда имеетобщественную значимость и осуществляется в целях удовлетворения разнообразныхзаконных интересов общества и государства, личности. Вступая в правоотношениясубъекты удовлетворяют материальные, духовные или иные птребности. Объектомправоотношений выступает поведение людей, которое м.б. различным посодержанию. В Имущественных правоотношениях объектом является такое поведениелюдей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ.Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая государствомвозможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять теинтересы, которые предусмотрены объективным правом. Оно называетсясубъективным, т.к. его реализация зависит только от воли субъекта. Онопроявляется в трех разновидностях – в возможности положительного поведенияобладателя субъективного права, в возможности управомоченного требоватьопределенного поведения от обязанных лиц и возможность управомоченногообратиться за защитой к государству. Юридическая обязанность Субъективномуправу логически соответствует установленная объективным правом обязанность.Она состоит в необходимости сообразовывать свое поведение с предъявленными кнему требованиями. Юридичекая обязанность – это предусмотреннаязаконодательством и охраняемая государством необходимость должного поведенияучастника правового отношения в интересах управомоченного субъекта.46)Правосубъектность: понятие и ее видыМера участия субъектов в правоотношениях определяется их правосубъектностью,которая состоит из правоспособности и деспособности. Правоспособность – этозакрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические праваи нести юридические обязаности. Она начинается с момента рождения индивида ипрекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойствомчеловека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те права иобязанности, которыми может обладать субъект однако эито не значит, что ондействительно ими обладает. Для того чтоб стать реальным участникомправоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.Дееспособность – это признаваемая нормами объективного права способностьсубъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлятьюридические права и обязанности. Дееспособность подразделяется на общую испециальную. Общая, например, относится ко всем без исключения юридическимсделкам.ю специальная же распространяется только на строго определенный видделок. П-с и Д-с не всегда совпадают. Все люди правоспособны, но не всегдаони дееспособны. И наоборот, все дееспособные граждане всегда правоспособны.Содержание и объем правоспособность зависит от нескольких факторов – отвозраста субъекта. Законодательство определен возраст гражданскогосовершеннолетия, по достижению которого личность становится дееспособной.Состояние здоровья физичское и психическое, родство субъектов (брачно-семейные отношения), законопослушность субъектов (преступники не имеют праваизбираться). Содержание дееспособности зависит от религиозных убеждений(альтернативная служба в армии).

47)субъекты правоотношений.

Тот, кто вступает.1)индивидуальные(сограждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.) 2)коллективные (юридические лица, общественные объединения, муниципальное образование, органы власти- государство.) Субъекты права участвуют в правоотношениях при наличии правосубъектности - способности лица быть субъектом правоотношений. Правосубъектность складывается из правоспособности, дееспособности, деликтоснособности.