В условиях насыщения товарного рынка все большее значение приобретает товарный знак. 7 страница

По поручению комитента комиссионер находит на соот­ветствующем рынке покупателей (продавцов), самостоя­тельно проводит переговоры с ними и сам заключает от своего имени, но за счет комитента договор купли-продажи с лицом, которое предложит наиболее выгодные условия. Все права и обязанности, вытекающие из совершенных ко­миссионером сделок с другими лицами, возникают для самого комиссионера, хотя бы комитент и был назван в сделке, т.е. было указано, в чьих интересах действует комиссионер. Это правомерно, поскольку комиссионер вступает в отношения с другими лицами от своего имени и несет ответственность перед покупателем (продавцом) за выполнение принятого на себя обязательства.

Не изменяет данного правила и то обстоятельство, что комитент может участвовать в переговорах между комисси­онером и продавцом (покупателем) товара и высказывать свои предложения по условиям договора. В договоре ком­мерческой комиссии может предусматриваться право коми­тента заявлять возражения по условиям заключенного до­говора купли-продажи и обязанность комиссионера внести требуемые изменения в договор. В соответствии с существу­ющей практикой комиссионер обязан выслать комитенту экземпляр договора, заключенного с третьим лицом.

Совершение сделок «за счет комитента» означает, что комитент финансирует выполнение заключаемых комисси­онером договоров либо предоставляет имущество для реа­лизации. Поэтому предпринимательский риск, т.е. вероят­ность получения прибыли или понесения убытков, ложится на комитента как на собственника приобретаемого за его счет или отчуждаемого имущества. Отсюда необходимость особого построения отношений между комиссионером и ко­митентом.

Принятое на себя поручение комиссионер обязан испол­нять, во-первых, в соответствии с указаниями комитента; во-вторых, на наиболее выгодных для комитента условиях. Та­ким образом, при совершении сделок комиссионер обязан руководствоваться интересами комитента и его указаниями.

Комиссионер вправе отступать от указаний комитентав случае, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и он не мог предварительно запро­сить комитента либо не получил своевременно ответ на свой запрос. При несоблюдении таких требований отрица­тельные последствия отступления от условий поручения ложатся на комиссионера. Так, если комиссионер без разре­шения комитента продал товар в кредит или выдал аванс, то при возникновении убытков он обязан возместить утра­ченные денежные средства комитенту.

Статья 995 ГК ввела принятое в зарубежном законода­тельстве положение о том, что комиссионеру, действующе­му в качестве предпринимателя, может быть предоставлено право отступать от указания комитента без предваритель­ного запроса. В этом случае комиссионер обязан в разум­ный срок уведомить комитента о допущенном отступлении, если иное не предусмотрено договором. Это также один из показателей последовательного разделения комиссии ком­мерческой и потребительской.

Особое значение имеют условия договора комиссии в отно­шении цены, по которой комиссионер может продавать или покупать за счет комитента товары, а также о порядке плате­жа. ГК устанавливает последствия отдельных отступлений комиссионера от указаний комитента по этим вопросам.

Комиссионер, продавший имущество по цене ниже сог­ласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по пониженной цене предупредила ещё большие убытки. В случае, когда комиссионер был обязан предварительно зап­росить комитента, комиссионер должен также доказать, что он не имел возможности получить предварительно согла­сие комитента на отступление от его указаний.

Если комиссионер купил имущество по цене выше согласованной с комитентом, комитент, не желающий при­нять такую покупку, обязан заявить об этом комиссионеру в разумный срок по получений от него извещения о заключе­нии сделки с третьим лицом. В противном случае покупка признается принятой комитентом. Если комиссионер сооб­щил, что принимает разницу в цене на свой счет, комитент не вправе отказаться от заключенной для него сделки.

Особый случай представляет реализация товара на ус­ловиях более выгодных, чем предусмотрено поручением. По российскому законодательству (ст. 992 ГК) дополнительно полученная сторонами выгода делится сторонами поровну, если иное не предусмотрено договором комиссии. По зако­нодательству ряда западных стран в таких случаях вся вы­года поступает комитенту как собственнику товара.

В литературе о договоре комиссии рассматриваются в основном условия этого договора, вытекающие из положе­ний закона. Однако для коммерческой комиссии не менее важно определение общеторговых условий, касающихся поручаемой покупки или продажи товара: об ассортименте, о качестве, о сроках продажи и передачи, о допустимом сни­жении цены, о требованиях к маркировке товара и тары, о сопроводительной документации. Здесь имеется много важ­ных моментов.

Значительно отличаются по содержанию договоры в за­висимости от того, передается ли реализуемый товар комиссионеру или с товаром работает сам комитент, действу­ющий во исполнение сделок комиссионера. С учетом этого обстоятельства сторонам приходится определять способ транспортировки, пункт отгрузки или доставки, согласовы­вать транспортные реквизиты, порядок прохождения тамо­женных процедур и другие вопросы. При передаче товара комиссионеру он одновременно становится хранителем и отвечает за целостность товара. На него может возлагаться страхование сохранности товара.

В коммерческой сфере комиссионеры нередко привлекают для реализации товаров другие организации — субкомиссио­неров. При заключении договора с субкомиссионером комис­сионер остается ответственным перед комитентом по всем предусмотренным в соглашении между ними обязательствам. Товар, поступивший к комиссионеру для продажи, остается собственностью комитента. Учет такого товара и вырученных от его продажи денежных сумм ведется на отдельных счетах. На этот товар и денежные средства комитента не может быть обращено взыскание по собственным долгам комиссионера.

Совершение сделок за счет комитента влечет обязан­ность комиссионера передать комитенту имущество или деньги, полученные от третьего лица по сделке. Вместе с тем комиссионер может оставить в своей собственности средства, передача которых не предусматривается законом и договором. Таковы, например, суммы неустоек, взыскива­емых комиссионером с третьих лиц за неисполнение ими обязательств по сделке. Комитент не может претендовать на эти средства, поскольку не является стороной в договоре с третьими лицами.

Выгода комиссионера состоит в получении комиссион­ного вознаграждения.Его размер традиционно устанав­ливается в виде процента от цены продажи (покупки) то­вара. Если стоимость проданного товара перечисляется комитенту частями, то и вознаграждение может выплачи­ваться по каждой части. В силу ст. 991 ГК если порядок выплаты договором не определен, то вознаграждение упла­чивается после полного исполнения договора комиссии, т.е. получения комитентом средств за весь товар. Вознагражде­ние выплачивается и в том случае, если договор не был ис­полнен по причинам, зависящим от комитента. Когда дого­вор комиссии исполнен частично, комиссионер может требовать уплаты вознаграждения лишь пропорционально выполненному поручению.

return false">ссылка скрыта

Комиссионер имеет право также на возмещение ему всех необходимых расходов,которые он понес. Такие рас­ходы связаны с транспортировкой, выгрузкой, переоцен­кой, страхованием (если оно предусмотрено). Вместе с тем комиссионер не вправе требовать уплаты ему вознагражде­ния как хранителю товара, возмещаются лишь затраты по хранению. По принятой практике в расходы не включается заработная плата персоналу, которая выплачивается из вознаграждения, получаемого за исполнение договора.

В случае возложения на комиссионера обязанности ока­зания дополнительных услуг комитенту (проведение мар­кетинговых исследований, рекламных мероприятий, осуще­ствление предпродажной доработки товаров, сервисного обслуживания покупателей и т.п.) плата за такие услуги должна определяться в договоре отдельно к ставке комис­сионного вознаграждения.

Выплата вознаграждения обусловливается представле­нием комиссионером комитенту отчета об исполнении по­рученияи передачей всего полученного по договору комис­сии. Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня по­лучения отчета, если договором не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым.

Для обеспечения выплаты вознаграждения и затрат ст. 997 ГК предусматривает право комиссионера на односто­ронний вычет своей долииз сумм, поступивших для коми­тента. Вычет отличается от удержания, предусмотренного ст. 359 и 360 ГК. Реализация удерживаемого имущества до­пускается в порядке, установленном для реализации зало­гов, т.е. по решению суда. Вычет своей доли - неизмеримо более действенный способ обеспечения интересов комиссио­нера.

Договор коммерческой комиссии широко используется в России для реализации импортируемых товаров, что обус­ловливается недостатком оборотных средств у торговых фирм и трудностью получения банковского кредита. Дого­вор комиссии нередко применяется для определения перс­пектив сбыта новых, нетрадиционных видов товаров.

Как уже было сказано, во внешнеторговых отношениях договор комиссии именуется консигнационным. Договоры консигнации в определенной степени регулируются Типо­вым коммерческим агентским контрактом, разработанным Международной торговой палатой (изд. 1991 г. № 469) и Руководством по составлению коммерческих агентских кон­трактов (изд. 1983 г. № 410). В них также регламентируют­ся отношения по консигнации, даются рекомендации по составлению консигнационных контрактов.

В режиме консигнации продажа товаров осуществляется с консигнационного складапосреднической организации, получающей товар от импортера (консигнанта). Догово­ром на консигнатора возлагается более широкий круг обя­занностей, чем во внутреннем торговом обороте. Консигна­тор должен принять товар от транспортной организации, а в случае несохранности получить коммерческий акт и до­биться возмещения потерь от перевозчика, выполнить та­моженные процедуры, уплатить сборы, пошлины и акцизы, вывезти товар на свой склад, осуществлять его хранение и организовать сбыт покупателям.

В договоре устанавливается, может ли консигнатор про­дать весь товар сразу или реализовать его частями. При необходимости поддержания запасов товара на складе этот товар хранится в процессе реализации от 1 года до 5 лет. В договоре распределяются расходы по хранению товара, мо­жет предусматриваться необходимость страхования това­ров, консервации непроданных товаров.

Со своей стороны, консигнант обеспечивает консигнато­ра технической документацией на товар, сертификатом со­ответствия, рекламными материалами. Он в необходимых случаях проводит обучение сотрудников организации-кон­сигнатора, предоставляет своих квалифицированных спе­циалистов для участия в переговорах с покупателями и в подготовке заключаемых консигнатором договоров с треть­ими лицами.

Стоимость товара перечисляется консигнанту частями по мере реализации. Непроданный в согласованный срок товар подлежит возврату по указанию консигнанта. В дого­вор может включаться условие об обязанности консигнато­ра в случае необеспечения продажи в установленный срок оплатить консигнанту полную или частичную стоимость товара, т.е. выкупить его. Этот прием внешнеторговой ко­миссии, обусловленный сложностями возврата товара за рубеж, может применяться и во внутреннем обороте.

Последствия неисполнения комиссионером обязанностей по продаже товара могут предусматриваться в договоре или определяться последующими соглашениями. Помимо обязанности выкупа нереализованного товара возможны и другие решения вопроса о судьбе товара, например, возврат нереализованного товара комитенту; передача товара для продажи другому комиссионеру; продажа всей партии с торгов в аукционном порядке; распродажа по ценам, уста­навливаемым для уцененных товаров.

Нечетко урегулирована законом и теоретически не раз­работана проблематика ответственности комиссионера в торговом обороте.

Здесь следует выделять три группы оснований ответ­ственности комиссионера перед комитентом:

1) ответственность комиссионера за допущенные наруше­ния условий договора комиссии. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора комиссии комиссио­нер отвечает по общим правилам ответственности для предпринимательских организаций;

2) ответственность комиссионера за неисполнение сделки третьим лицом, т.е. за нарушение заключенной им сделки со стороны третьего лица.

Важной особенностью отношений по договору комиссии является то, что комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение сделки третьими лицами. Такое может иметь место, в частности, когда товар продан покупателю на условии последующей оплаты, а платеж от покупателя не поступил. Подобные ситуации актуальны для коммер­ческой комиссии, в особенности для консигнации. Здесь риск возможных убытков ложится на комитента.

Поскольку договоры с третьими лицами заключаются комиссионером от своего имени, а риск их неисполнения несет комитент, то для заявления комитентом требования к третьим лицам комиссионер обязан передать комитенту права требованияк третьим лицам. С учетом этого в ко­миссионных договорах можно заранее предусматривать ус­тупку комитенту прав требования к третьим лицам, а также указывать сроки для передачи комиссионером необходимых документов комитенту для предъявления иска к третьим лицам. Если уступка права не производилась, то иски к по­купателям заявляет сам комиссионер как кредитор по дого­ворам.

Закон делает изъятия из общего правила о риске неисполнения сделок третьими лицами. ГК предусматрива­ет возможность комиссии на условии делькредере (от итал. del credere - на веру). В этом случае комиссионер принима­ет на себя ручательство за поступление имущества или платежа от третьего лица, которому товар передается до опла­ты. Согласие о деятельности на условии делькредере долж­но быть специально оговорено в договоре комиссии. При совершении сделок в режиме делькредере комиссионер несет больший риск, поэтому размер получаемого им воз­награждения выше, чем при обычной комиссии. Во внешне­торговых отношениях плата за комиссию на условии дель­кредере обычно вдвое выше вознаграждения за обычную комиссию.

ГК воспринял из зарубежного законодательства ещё одно правило, касающееся ответственности комиссионера. Ответственность за третьих лиц может быть возложена на комиссионера, если он не проявил необходимой осмотри­тельности при выборе контрагента по сделке. Осмотри­тельность предполагает проверку законности создания и наличие регистрации юридического лица, выступающего контрагентом, выяснение полномочий лиц, действующих от имени организации, поверку платежеспособности покупа­теля, его деловой репутации. В случае неисполнения обяза­тельства третьим лицом комиссионеру придется доказы­вать в суде, что он проявил надлежащую осмотрительность при выборе этого контрагента;

3) наконец, ответственность комиссионера за такие дей­ствия, которые повлекли для комитента невозможность получить возмещение убытков от третьего лица за наруше­ние им обязательства по заключенной сделке. В ГК, несмот­ря на высокую актуальность данной ответственности, она не предусмотрена.

Достаточно четко эти вопросы были решены в п. 10 Основ­ных условий регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций, утвержден­ных постановлением Совета Министров СССР от 25.07.1988 № 888. Согласно названной норме комиссионер несет ответ­ственность, если нарушения со стороны третьего лица имели место по причинам, зависящим от комиссионера, а также при утрате по вине комиссионера возможности получения сумм от третьего лица. Такие дополнительные основания ответствен­ности комиссионера следует предусматривать в договоре ко­миссии, в том числе путем отсылки к п. 10 названных Основ­ных условий.

Что касается обязательств перед контрагентами по за­ключенным сделкам, то комиссионер несет ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение в общем порядке. Условие о действиях «за счет комитента» не осво­бождает комиссионера от ответственности за допущенные нарушения. Лишь в случае несостоятельности (банк­ротства) комиссионера и недостаточности его имущества для погашения долга ответственность в недостающей части может быть возложена на комитента.

Комитент вправе в любое время отменить данное комиссионеру поручение. Это означает предусмотренную законом возможность одностороннего отказа от договора. В случае отказа от договора комитент обязан возместить ко­миссионеру лишь фактически понесенные им затраты.

В отношении комиссионера действуют иные правила. Комиссионер вправе односторонне отказаться от исполне­ния обязательства при наличии условия об этом в договоре либо если договор заключен без указания срока его дей­ствия. При досрочном расторжении договора в односторон­нем порядке комиссионер должен уведомить комитента о прекращении договора не позднее чем за 30 дней, если иной срок уведомления не предусмотрен договором.

49. Договоры на проведение маркетинговых исследований

Договоры на проведение маркетинговых исследова­нийв силу их чрезвычайной значимости для коммерческой деятельности и предпринимательства в целом требуют первоочередного рассмотрения.

Маркетинговые исследования получили за рубежом ши­рочайшее распространение. По данным западной печати, в развитых странах в маркетинговой деятельности занято более 1/4 работников хозяйственной сферы. По американ­ской статистике, затраты на маркетинг составляют до 50% конечной цены многих видов товаров.

В его современном виде маркетинг возник в США после Великой депрессии 1929—1932 гг. Именно маркетингу при­надлежит главная роль в устранении кризисов перепроиз­водства, в снятии казавшейся неразрешимой проблемы не­сбалансированности между производством и потреблением.

Маркетинг предполагает общее изменение идеологии хозяйствования. До 30-х годов прошлого века предприни­матели исходили из верховенства производства, т.е. снача­ла изготавливали товар, а затем прилагали всевозможные усилия, чтобы его продать. С 1950-х гг. господствующей стала концепция маркетинга, которая требует первона­чального определения запросов в товаре и выявления круга потребителей и лишь затем изготовления необходимых то­варов. Общая цель маркетинга в том, чтобы производить лишь то и столько, что безусловно будет продано. Всеобщее следование этому требованию позволило полностью ис­ключить кризисы перепроизводства.

В современных условиях маркетинг стал обязательным этапом любой производственной и торговой деятельности, приобрел комплексный характер. Он не только обеспечива­ет приспособление производства к запросам покупателей, но также включает в себя разработку способов стимулиро­вания сбыта, активизации продаж. В специальной литера­туре под маркетингом понимаются самые различные при­емы, методы рыночной работы. Вместе с тем подобных мер, рассчитанных на собственные усилия продавцов, совершен­но недостаточно, поскольку производственные и торговые фирмы сами не в состоянии осуществлять необходимые исследования товарных рынков. Это под силу только специализированным маркетинговым организациям, выпол­няющим такую работу на основе заключаемых договоров.

Правовое регулирование маркетинговых отношений существует в виде документов зарубежных общественных организаций, имеющих значение обычаев торгового оборо­та. Здесь следует назвать подготовленный Международной торговой палатой и Европейской организацией маркетин­говых исследований и исследований общественного мнения (ЕСОМАР) Международный кодекс по практике марке­тинговых и социальных исследований (изд. 1976 г.). Первым значительным научным трудом по правовым проблемам маркетинга является книга Е.В. Измайловой «Правовое ре­гулирование маркетинга»[4].

Отказ от централизованного планирования производ­ства и распределения товаров взамен предполагает предос­тавление производителям инструментов, обеспечивающих точное определение того, что и сколько нужно изготавли­вать товаров, с кем налаживать договорные связи. Необхо­димы правовые и организационные средства, позволяющие перестроить производство под сбыт, под продажу. Инстру­ментом решения данной задачи служит договор на марке­тинговые исследования.

Можно дать следующее определение этого договора. По договору на проведение маркетинговых исследований исполнитель обязуется в соответствии с заданием заказчика провести исследование возможностей продаж соот­ветствующего товара и передать заказчику полученный результат, а заказчик обязуется принять результат иссле­дования и оплатить стоимость работ.

В России отсутствует правовая база маркетинга, что со­здает сложности для развития современного рынка и вне­дрения новых способов хозяйствования. На практике ана­лиз возможностей сбыта обычно подменяют услугами по поиску покупателей для определенной партии товара. Большинство договоров на маркетинг фактически являют­ся договорами на маклерские услуги, т.е. подыскание для продавца покупателей его товара. В результате наши про­изводственники работают вслепую, с завязанными глаза­ми; в стране не используется значительная часть производ­ственных мощностей, поскольку организации-изготови­тели не в состоянии выявлять реальный покупательский спрос и переходить на выпуск необходимых товаров.

В Программе «Структурная перестройка и экономичес­кий рост в 1997—2000 годах», утвержденной постановлени­ем Правительства РФ от 31.03.1997 № 360, указывается на неразвитость маркетинговых служб, слабое знание запро­сов потребителей и, как следствие этого, - неспособность российских предприятий к полноценному сбыту своей про­дукции на внутреннем и внешнем рынке. В качестве одного из направлений содействия экономическому росту Про­грамма предусматривает развитие системы маркетинга. Необходимым условием развертывания в стране маркетин­говых исследований является преобразование существую­щих ныне псевдомаркетинговых фирм в подлинные марке­тинговые исследовательские центры и увеличение их числа, с тем чтобы обеспечить постоянное выполнение заказов производственных и оптовых торговых организаций на проведение маркетинговых изысканий.

ГК не упоминает договор маркетинга. Поэтому при за­ключении таких договоров стороны должны руководство­ваться общими установлениями о договорах. Необходимо также учитывать положения Международного кодекса по практике маркетинговых и социальных исследований и на­копленный позитивный опыт.

Интересен вопрос о классификации маркетинговых дого­воров. В юридической литературе их нередко относят к до­говорам на оказание услуг, что нельзя признать верным. Маркетинговые договоры принадлежат к типу договоров на выполнение работ. Результатом проведения маркетинго­вого исследования является подготовленный исполнителем и содержащий необходимые данные отчет, который, в свою очередь, может быть предметом торговых сделок.

Договор маркетинга однотипен с договором на выполне­ние проектных и изыскательских работ. Их различия опре­деляются сферой применения, методами выполнения и характером результата исследований. Если договор на вы­полнение проектных и изыскательских работ применяется в сфере капитального строительства, землеустройства и т.п., то договор на проведение маркетинговых исследований — в области производства товаров и их реализации.

Для сторон важно конкретно и четко определить задачи маркетингового исследования. Расплывчатое или непра­вильное определение задачи может повлечь значительные расходы, не дав желаемого результата. Поэтому в боль­шинстве случаев заключению маркетингового договора должно предшествовать составление задания на прове­дение исследования.Заказчик зачастую не в состоянии сформулировать требующую решения задачу, для него су­ществуют лишь хозяйственные проблемы, состоящие в затруднительности сбыта товара или в падении продаж. Поэтому более продуктивно, когда задание разрабатыва­ется самим исполнителем при участии заказчика и утвер­ждается последним.

Задание должно включать:

1) направление и цели исследования, т.е. общую фор­мулировку задач, которые должны быть решены;

2) определение методов исследования: наблюдение, анке­тирование, эксперимент, опросы, экспертные оценки и др.;

3) масштабы изучения материала;

4) допустимые величины погрешностей и другие требо­вания.

Разработка задания позволяет определить трудоем­кость, сроки исполнения и стоимость самого маркетингово­го исследования. Нередко при разработке задания выясня­ется, что затраты на исследование превысят ценность их результата, что влечет отказ заказчика от продолжения от­ношений. Поэтому разработку проекта задания целесооб­разно оформлять самостоятельным договором на оказа­ние консультационных услугс отдельной оплатой.

В самом договоре маркетинга должен быть определен его предмет. Это — наименование работы с отсылкой к заданию на проведение. Должны быть указаны руководящие документы, в соответствии с которыми выполняется рабо­та. Таково, прежде всего, задание на проведение маркетин­гового исследования, а когда сторонами установлены этапы проведения, то также программа выполнения работс ука­занием содержания, частных сроков и результатов каждого этапа.

Устанавливается общий срок выполнения работ, поря­док сдачи работ, требования, предъявляемые к отчету ис­полнителя. В договоре определяются стоимость работ и по­рядок расчетов. Результатом работ являются выводы и рекомендации,подготовленные исполнителем на основе исследования и излагаемые в отчете.Спецификой марке­тинговых работ служит конфиденциальный характер, недо­пустимость передачи другим лицам не только результатов исследования, но также задания на проведение исследования и всех рабочих материалов.

Выводы и рекомендации, содержащиеся в отчете испол­нителя, могут касаться объемов возможных продаж опреде­ленных видов товаров, динамики колебаний спроса в буду­щие периоды, указания перспективных регионов сбыта и групп потенциальных покупателей товара, желательных изменений ассортимента и качественных характеристик, необходимых рекламных и информационных мер и т.п.

Необходимым требованием к результатам маркетинго­вого исследования является достаточность содержащегося в отчете объема информации для принятия решения заказчи­ком о выпуске конкретного товара, объемах продаж, ассор­тименте и качественных показателях, уровне цен. Кроме того, заказчик должен располагать данными для определе­ния направлений и способов продвижения товара на ры­нок.

Как и всякие работы, маркетинговые исследования дол­жны обеспечиваться гарантией достоверности, надежности результатов. Для этого в договоре может предусматривать­ся ответственность маркетолога, например, в виде обязан­ности возврата части полученной платы при недостижении спрогнозированных результатов. Необходимо учитывать, что достижение ожидаемого результата в виде соответству­ющего увеличения продаж товара зависит не только от дос­товерности выводов маркетолога, но и от множества других факторов, в том числе от квалифицированности действий самого заказчика. Поэтому основания и размеры ответственности исполнителей в маркетинговых договорах дол­жны определяться очень взвешенно.

При определении ответственности маркетологов долж­ны применяться по аналогии положения, предусмотренные ст. 761 ГК об ответственности исполнителей по договорам на выполнение проектных и изыскательских работ. В соот­ветствии с названной нормой при обнаружении недостат­ков в маркетинговых работах исполнитель обязан безвоз­мездно произвести необходимые дополнительные работы.

Договором может быть предусмотрено, что убытки, причиненные исполнителем заказчику, не возмещаются или подлежат возмещению в пределах стоимости (полной или частичной) работ, в которых выявлены недостатки. По смыслу п. 4 ст. 723 ГК условие договора об освобождении исполнителя от ответственности за определенные недо­статки не освобождает его от ответственности, если доказа­но, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия исполнителя.

50+51. Договоры на распространение рекламы и на передачу информации

Важное значение для осуществления коммерческой деятельности имеют договоры на рекламу и на передачу информации.

Рекламой применительно к коммерческой деятельности признается распространение в любой форме и с помощью любых средств информации о товарах либо о юридическом лице (предпринимателе), которая предназначена для не­определенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам или лицу и способ­ствовать реализации товаров.

По объемам использования рекламы Россия занимает одно из ведущих мест в Европе. Несмотря на это, договор­ные отношения по созданию и распространению рекламы специально не регулируются ГК и другими гражданско-правовыми законами. При заключении таких договоров следует руководствоваться общими положениями ГК о до­говорах, нормами авторского права, иными нормативными актами, относящимися к данной деятельности. Существуют развитые обычаи делового оборота по рекламе. Междуна­родной торговой палатой в 1937 г. был принят Международный кодекс рекламной практики, который существенно обновлен в 1986 г.