В условиях насыщения товарного рынка все большее значение приобретает товарный знак. 7 страница
По поручению комитента комиссионер находит на соответствующем рынке покупателей (продавцов), самостоятельно проводит переговоры с ними и сам заключает от своего имени, но за счет комитента договор купли-продажи с лицом, которое предложит наиболее выгодные условия. Все права и обязанности, вытекающие из совершенных комиссионером сделок с другими лицами, возникают для самого комиссионера, хотя бы комитент и был назван в сделке, т.е. было указано, в чьих интересах действует комиссионер. Это правомерно, поскольку комиссионер вступает в отношения с другими лицами от своего имени и несет ответственность перед покупателем (продавцом) за выполнение принятого на себя обязательства.
Не изменяет данного правила и то обстоятельство, что комитент может участвовать в переговорах между комиссионером и продавцом (покупателем) товара и высказывать свои предложения по условиям договора. В договоре коммерческой комиссии может предусматриваться право комитента заявлять возражения по условиям заключенного договора купли-продажи и обязанность комиссионера внести требуемые изменения в договор. В соответствии с существующей практикой комиссионер обязан выслать комитенту экземпляр договора, заключенного с третьим лицом.
Совершение сделок «за счет комитента» означает, что комитент финансирует выполнение заключаемых комиссионером договоров либо предоставляет имущество для реализации. Поэтому предпринимательский риск, т.е. вероятность получения прибыли или понесения убытков, ложится на комитента как на собственника приобретаемого за его счет или отчуждаемого имущества. Отсюда необходимость особого построения отношений между комиссионером и комитентом.
Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнять, во-первых, в соответствии с указаниями комитента; во-вторых, на наиболее выгодных для комитента условиях. Таким образом, при совершении сделок комиссионер обязан руководствоваться интересами комитента и его указаниями.
Комиссионер вправе отступать от указаний комитентав случае, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и он не мог предварительно запросить комитента либо не получил своевременно ответ на свой запрос. При несоблюдении таких требований отрицательные последствия отступления от условий поручения ложатся на комиссионера. Так, если комиссионер без разрешения комитента продал товар в кредит или выдал аванс, то при возникновении убытков он обязан возместить утраченные денежные средства комитенту.
Статья 995 ГК ввела принятое в зарубежном законодательстве положение о том, что комиссионеру, действующему в качестве предпринимателя, может быть предоставлено право отступать от указания комитента без предварительного запроса. В этом случае комиссионер обязан в разумный срок уведомить комитента о допущенном отступлении, если иное не предусмотрено договором. Это также один из показателей последовательного разделения комиссии коммерческой и потребительской.
Особое значение имеют условия договора комиссии в отношении цены, по которой комиссионер может продавать или покупать за счет комитента товары, а также о порядке платежа. ГК устанавливает последствия отдельных отступлений комиссионера от указаний комитента по этим вопросам.
Комиссионер, продавший имущество по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по пониженной цене предупредила ещё большие убытки. В случае, когда комиссионер был обязан предварительно запросить комитента, комиссионер должен также доказать, что он не имел возможности получить предварительно согласие комитента на отступление от его указаний.
Если комиссионер купил имущество по цене выше согласованной с комитентом, комитент, не желающий принять такую покупку, обязан заявить об этом комиссионеру в разумный срок по получений от него извещения о заключении сделки с третьим лицом. В противном случае покупка признается принятой комитентом. Если комиссионер сообщил, что принимает разницу в цене на свой счет, комитент не вправе отказаться от заключенной для него сделки.
Особый случай представляет реализация товара на условиях более выгодных, чем предусмотрено поручением. По российскому законодательству (ст. 992 ГК) дополнительно полученная сторонами выгода делится сторонами поровну, если иное не предусмотрено договором комиссии. По законодательству ряда западных стран в таких случаях вся выгода поступает комитенту как собственнику товара.
В литературе о договоре комиссии рассматриваются в основном условия этого договора, вытекающие из положений закона. Однако для коммерческой комиссии не менее важно определение общеторговых условий, касающихся поручаемой покупки или продажи товара: об ассортименте, о качестве, о сроках продажи и передачи, о допустимом снижении цены, о требованиях к маркировке товара и тары, о сопроводительной документации. Здесь имеется много важных моментов.
Значительно отличаются по содержанию договоры в зависимости от того, передается ли реализуемый товар комиссионеру или с товаром работает сам комитент, действующий во исполнение сделок комиссионера. С учетом этого обстоятельства сторонам приходится определять способ транспортировки, пункт отгрузки или доставки, согласовывать транспортные реквизиты, порядок прохождения таможенных процедур и другие вопросы. При передаче товара комиссионеру он одновременно становится хранителем и отвечает за целостность товара. На него может возлагаться страхование сохранности товара.
В коммерческой сфере комиссионеры нередко привлекают для реализации товаров другие организации — субкомиссионеров. При заключении договора с субкомиссионером комиссионер остается ответственным перед комитентом по всем предусмотренным в соглашении между ними обязательствам. Товар, поступивший к комиссионеру для продажи, остается собственностью комитента. Учет такого товара и вырученных от его продажи денежных сумм ведется на отдельных счетах. На этот товар и денежные средства комитента не может быть обращено взыскание по собственным долгам комиссионера.
Совершение сделок за счет комитента влечет обязанность комиссионера передать комитенту имущество или деньги, полученные от третьего лица по сделке. Вместе с тем комиссионер может оставить в своей собственности средства, передача которых не предусматривается законом и договором. Таковы, например, суммы неустоек, взыскиваемых комиссионером с третьих лиц за неисполнение ими обязательств по сделке. Комитент не может претендовать на эти средства, поскольку не является стороной в договоре с третьими лицами.
Выгода комиссионера состоит в получении комиссионного вознаграждения.Его размер традиционно устанавливается в виде процента от цены продажи (покупки) товара. Если стоимость проданного товара перечисляется комитенту частями, то и вознаграждение может выплачиваться по каждой части. В силу ст. 991 ГК если порядок выплаты договором не определен, то вознаграждение уплачивается после полного исполнения договора комиссии, т.е. получения комитентом средств за весь товар. Вознаграждение выплачивается и в том случае, если договор не был исполнен по причинам, зависящим от комитента. Когда договор комиссии исполнен частично, комиссионер может требовать уплаты вознаграждения лишь пропорционально выполненному поручению.
return false">ссылка скрытаКомиссионер имеет право также на возмещение ему всех необходимых расходов,которые он понес. Такие расходы связаны с транспортировкой, выгрузкой, переоценкой, страхованием (если оно предусмотрено). Вместе с тем комиссионер не вправе требовать уплаты ему вознаграждения как хранителю товара, возмещаются лишь затраты по хранению. По принятой практике в расходы не включается заработная плата персоналу, которая выплачивается из вознаграждения, получаемого за исполнение договора.
В случае возложения на комиссионера обязанности оказания дополнительных услуг комитенту (проведение маркетинговых исследований, рекламных мероприятий, осуществление предпродажной доработки товаров, сервисного обслуживания покупателей и т.п.) плата за такие услуги должна определяться в договоре отдельно к ставке комиссионного вознаграждения.
Выплата вознаграждения обусловливается представлением комиссионером комитенту отчета об исполнении порученияи передачей всего полученного по договору комиссии. Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если договором не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым.
Для обеспечения выплаты вознаграждения и затрат ст. 997 ГК предусматривает право комиссионера на односторонний вычет своей долииз сумм, поступивших для комитента. Вычет отличается от удержания, предусмотренного ст. 359 и 360 ГК. Реализация удерживаемого имущества допускается в порядке, установленном для реализации залогов, т.е. по решению суда. Вычет своей доли - неизмеримо более действенный способ обеспечения интересов комиссионера.
Договор коммерческой комиссии широко используется в России для реализации импортируемых товаров, что обусловливается недостатком оборотных средств у торговых фирм и трудностью получения банковского кредита. Договор комиссии нередко применяется для определения перспектив сбыта новых, нетрадиционных видов товаров.
Как уже было сказано, во внешнеторговых отношениях договор комиссии именуется консигнационным. Договоры консигнации в определенной степени регулируются Типовым коммерческим агентским контрактом, разработанным Международной торговой палатой (изд. 1991 г. № 469) и Руководством по составлению коммерческих агентских контрактов (изд. 1983 г. № 410). В них также регламентируются отношения по консигнации, даются рекомендации по составлению консигнационных контрактов.
В режиме консигнации продажа товаров осуществляется с консигнационного складапосреднической организации, получающей товар от импортера (консигнанта). Договором на консигнатора возлагается более широкий круг обязанностей, чем во внутреннем торговом обороте. Консигнатор должен принять товар от транспортной организации, а в случае несохранности получить коммерческий акт и добиться возмещения потерь от перевозчика, выполнить таможенные процедуры, уплатить сборы, пошлины и акцизы, вывезти товар на свой склад, осуществлять его хранение и организовать сбыт покупателям.
В договоре устанавливается, может ли консигнатор продать весь товар сразу или реализовать его частями. При необходимости поддержания запасов товара на складе этот товар хранится в процессе реализации от 1 года до 5 лет. В договоре распределяются расходы по хранению товара, может предусматриваться необходимость страхования товаров, консервации непроданных товаров.
Со своей стороны, консигнант обеспечивает консигнатора технической документацией на товар, сертификатом соответствия, рекламными материалами. Он в необходимых случаях проводит обучение сотрудников организации-консигнатора, предоставляет своих квалифицированных специалистов для участия в переговорах с покупателями и в подготовке заключаемых консигнатором договоров с третьими лицами.
Стоимость товара перечисляется консигнанту частями по мере реализации. Непроданный в согласованный срок товар подлежит возврату по указанию консигнанта. В договор может включаться условие об обязанности консигнатора в случае необеспечения продажи в установленный срок оплатить консигнанту полную или частичную стоимость товара, т.е. выкупить его. Этот прием внешнеторговой комиссии, обусловленный сложностями возврата товара за рубеж, может применяться и во внутреннем обороте.
Последствия неисполнения комиссионером обязанностей по продаже товара могут предусматриваться в договоре или определяться последующими соглашениями. Помимо обязанности выкупа нереализованного товара возможны и другие решения вопроса о судьбе товара, например, возврат нереализованного товара комитенту; передача товара для продажи другому комиссионеру; продажа всей партии с торгов в аукционном порядке; распродажа по ценам, устанавливаемым для уцененных товаров.
Нечетко урегулирована законом и теоретически не разработана проблематика ответственности комиссионера в торговом обороте.
Здесь следует выделять три группы оснований ответственности комиссионера перед комитентом:
1) ответственность комиссионера за допущенные нарушения условий договора комиссии. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора комиссии комиссионер отвечает по общим правилам ответственности для предпринимательских организаций;
2) ответственность комиссионера за неисполнение сделки третьим лицом, т.е. за нарушение заключенной им сделки со стороны третьего лица.
Важной особенностью отношений по договору комиссии является то, что комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение сделки третьими лицами. Такое может иметь место, в частности, когда товар продан покупателю на условии последующей оплаты, а платеж от покупателя не поступил. Подобные ситуации актуальны для коммерческой комиссии, в особенности для консигнации. Здесь риск возможных убытков ложится на комитента.
Поскольку договоры с третьими лицами заключаются комиссионером от своего имени, а риск их неисполнения несет комитент, то для заявления комитентом требования к третьим лицам комиссионер обязан передать комитенту права требованияк третьим лицам. С учетом этого в комиссионных договорах можно заранее предусматривать уступку комитенту прав требования к третьим лицам, а также указывать сроки для передачи комиссионером необходимых документов комитенту для предъявления иска к третьим лицам. Если уступка права не производилась, то иски к покупателям заявляет сам комиссионер как кредитор по договорам.
Закон делает изъятия из общего правила о риске неисполнения сделок третьими лицами. ГК предусматривает возможность комиссии на условии делькредере (от итал. del credere - на веру). В этом случае комиссионер принимает на себя ручательство за поступление имущества или платежа от третьего лица, которому товар передается до оплаты. Согласие о деятельности на условии делькредере должно быть специально оговорено в договоре комиссии. При совершении сделок в режиме делькредере комиссионер несет больший риск, поэтому размер получаемого им вознаграждения выше, чем при обычной комиссии. Во внешнеторговых отношениях плата за комиссию на условии делькредере обычно вдвое выше вознаграждения за обычную комиссию.
ГК воспринял из зарубежного законодательства ещё одно правило, касающееся ответственности комиссионера. Ответственность за третьих лиц может быть возложена на комиссионера, если он не проявил необходимой осмотрительности при выборе контрагента по сделке. Осмотрительность предполагает проверку законности создания и наличие регистрации юридического лица, выступающего контрагентом, выяснение полномочий лиц, действующих от имени организации, поверку платежеспособности покупателя, его деловой репутации. В случае неисполнения обязательства третьим лицом комиссионеру придется доказывать в суде, что он проявил надлежащую осмотрительность при выборе этого контрагента;
3) наконец, ответственность комиссионера за такие действия, которые повлекли для комитента невозможность получить возмещение убытков от третьего лица за нарушение им обязательства по заключенной сделке. В ГК, несмотря на высокую актуальность данной ответственности, она не предусмотрена.
Достаточно четко эти вопросы были решены в п. 10 Основных условий регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 25.07.1988 № 888. Согласно названной норме комиссионер несет ответственность, если нарушения со стороны третьего лица имели место по причинам, зависящим от комиссионера, а также при утрате по вине комиссионера возможности получения сумм от третьего лица. Такие дополнительные основания ответственности комиссионера следует предусматривать в договоре комиссии, в том числе путем отсылки к п. 10 названных Основных условий.
Что касается обязательств перед контрагентами по заключенным сделкам, то комиссионер несет ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение в общем порядке. Условие о действиях «за счет комитента» не освобождает комиссионера от ответственности за допущенные нарушения. Лишь в случае несостоятельности (банкротства) комиссионера и недостаточности его имущества для погашения долга ответственность в недостающей части может быть возложена на комитента.
Комитент вправе в любое время отменить данное комиссионеру поручение. Это означает предусмотренную законом возможность одностороннего отказа от договора. В случае отказа от договора комитент обязан возместить комиссионеру лишь фактически понесенные им затраты.
В отношении комиссионера действуют иные правила. Комиссионер вправе односторонне отказаться от исполнения обязательства при наличии условия об этом в договоре либо если договор заключен без указания срока его действия. При досрочном расторжении договора в одностороннем порядке комиссионер должен уведомить комитента о прекращении договора не позднее чем за 30 дней, если иной срок уведомления не предусмотрен договором.
49. Договоры на проведение маркетинговых исследований
Договоры на проведение маркетинговых исследованийв силу их чрезвычайной значимости для коммерческой деятельности и предпринимательства в целом требуют первоочередного рассмотрения.
Маркетинговые исследования получили за рубежом широчайшее распространение. По данным западной печати, в развитых странах в маркетинговой деятельности занято более 1/4 работников хозяйственной сферы. По американской статистике, затраты на маркетинг составляют до 50% конечной цены многих видов товаров.
В его современном виде маркетинг возник в США после Великой депрессии 1929—1932 гг. Именно маркетингу принадлежит главная роль в устранении кризисов перепроизводства, в снятии казавшейся неразрешимой проблемы несбалансированности между производством и потреблением.
Маркетинг предполагает общее изменение идеологии хозяйствования. До 30-х годов прошлого века предприниматели исходили из верховенства производства, т.е. сначала изготавливали товар, а затем прилагали всевозможные усилия, чтобы его продать. С 1950-х гг. господствующей стала концепция маркетинга, которая требует первоначального определения запросов в товаре и выявления круга потребителей и лишь затем изготовления необходимых товаров. Общая цель маркетинга в том, чтобы производить лишь то и столько, что безусловно будет продано. Всеобщее следование этому требованию позволило полностью исключить кризисы перепроизводства.
В современных условиях маркетинг стал обязательным этапом любой производственной и торговой деятельности, приобрел комплексный характер. Он не только обеспечивает приспособление производства к запросам покупателей, но также включает в себя разработку способов стимулирования сбыта, активизации продаж. В специальной литературе под маркетингом понимаются самые различные приемы, методы рыночной работы. Вместе с тем подобных мер, рассчитанных на собственные усилия продавцов, совершенно недостаточно, поскольку производственные и торговые фирмы сами не в состоянии осуществлять необходимые исследования товарных рынков. Это под силу только специализированным маркетинговым организациям, выполняющим такую работу на основе заключаемых договоров.
Правовое регулирование маркетинговых отношений существует в виде документов зарубежных общественных организаций, имеющих значение обычаев торгового оборота. Здесь следует назвать подготовленный Международной торговой палатой и Европейской организацией маркетинговых исследований и исследований общественного мнения (ЕСОМАР) Международный кодекс по практике маркетинговых и социальных исследований (изд. 1976 г.). Первым значительным научным трудом по правовым проблемам маркетинга является книга Е.В. Измайловой «Правовое регулирование маркетинга»[4].
Отказ от централизованного планирования производства и распределения товаров взамен предполагает предоставление производителям инструментов, обеспечивающих точное определение того, что и сколько нужно изготавливать товаров, с кем налаживать договорные связи. Необходимы правовые и организационные средства, позволяющие перестроить производство под сбыт, под продажу. Инструментом решения данной задачи служит договор на маркетинговые исследования.
Можно дать следующее определение этого договора. По договору на проведение маркетинговых исследований исполнитель обязуется в соответствии с заданием заказчика провести исследование возможностей продаж соответствующего товара и передать заказчику полученный результат, а заказчик обязуется принять результат исследования и оплатить стоимость работ.
В России отсутствует правовая база маркетинга, что создает сложности для развития современного рынка и внедрения новых способов хозяйствования. На практике анализ возможностей сбыта обычно подменяют услугами по поиску покупателей для определенной партии товара. Большинство договоров на маркетинг фактически являются договорами на маклерские услуги, т.е. подыскание для продавца покупателей его товара. В результате наши производственники работают вслепую, с завязанными глазами; в стране не используется значительная часть производственных мощностей, поскольку организации-изготовители не в состоянии выявлять реальный покупательский спрос и переходить на выпуск необходимых товаров.
В Программе «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах», утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.03.1997 № 360, указывается на неразвитость маркетинговых служб, слабое знание запросов потребителей и, как следствие этого, - неспособность российских предприятий к полноценному сбыту своей продукции на внутреннем и внешнем рынке. В качестве одного из направлений содействия экономическому росту Программа предусматривает развитие системы маркетинга. Необходимым условием развертывания в стране маркетинговых исследований является преобразование существующих ныне псевдомаркетинговых фирм в подлинные маркетинговые исследовательские центры и увеличение их числа, с тем чтобы обеспечить постоянное выполнение заказов производственных и оптовых торговых организаций на проведение маркетинговых изысканий.
ГК не упоминает договор маркетинга. Поэтому при заключении таких договоров стороны должны руководствоваться общими установлениями о договорах. Необходимо также учитывать положения Международного кодекса по практике маркетинговых и социальных исследований и накопленный позитивный опыт.
Интересен вопрос о классификации маркетинговых договоров. В юридической литературе их нередко относят к договорам на оказание услуг, что нельзя признать верным. Маркетинговые договоры принадлежат к типу договоров на выполнение работ. Результатом проведения маркетингового исследования является подготовленный исполнителем и содержащий необходимые данные отчет, который, в свою очередь, может быть предметом торговых сделок.
Договор маркетинга однотипен с договором на выполнение проектных и изыскательских работ. Их различия определяются сферой применения, методами выполнения и характером результата исследований. Если договор на выполнение проектных и изыскательских работ применяется в сфере капитального строительства, землеустройства и т.п., то договор на проведение маркетинговых исследований — в области производства товаров и их реализации.
Для сторон важно конкретно и четко определить задачи маркетингового исследования. Расплывчатое или неправильное определение задачи может повлечь значительные расходы, не дав желаемого результата. Поэтому в большинстве случаев заключению маркетингового договора должно предшествовать составление задания на проведение исследования.Заказчик зачастую не в состоянии сформулировать требующую решения задачу, для него существуют лишь хозяйственные проблемы, состоящие в затруднительности сбыта товара или в падении продаж. Поэтому более продуктивно, когда задание разрабатывается самим исполнителем при участии заказчика и утверждается последним.
Задание должно включать:
1) направление и цели исследования, т.е. общую формулировку задач, которые должны быть решены;
2) определение методов исследования: наблюдение, анкетирование, эксперимент, опросы, экспертные оценки и др.;
3) масштабы изучения материала;
4) допустимые величины погрешностей и другие требования.
Разработка задания позволяет определить трудоемкость, сроки исполнения и стоимость самого маркетингового исследования. Нередко при разработке задания выясняется, что затраты на исследование превысят ценность их результата, что влечет отказ заказчика от продолжения отношений. Поэтому разработку проекта задания целесообразно оформлять самостоятельным договором на оказание консультационных услугс отдельной оплатой.
В самом договоре маркетинга должен быть определен его предмет. Это — наименование работы с отсылкой к заданию на проведение. Должны быть указаны руководящие документы, в соответствии с которыми выполняется работа. Таково, прежде всего, задание на проведение маркетингового исследования, а когда сторонами установлены этапы проведения, то также программа выполнения работс указанием содержания, частных сроков и результатов каждого этапа.
Устанавливается общий срок выполнения работ, порядок сдачи работ, требования, предъявляемые к отчету исполнителя. В договоре определяются стоимость работ и порядок расчетов. Результатом работ являются выводы и рекомендации,подготовленные исполнителем на основе исследования и излагаемые в отчете.Спецификой маркетинговых работ служит конфиденциальный характер, недопустимость передачи другим лицам не только результатов исследования, но также задания на проведение исследования и всех рабочих материалов.
Выводы и рекомендации, содержащиеся в отчете исполнителя, могут касаться объемов возможных продаж определенных видов товаров, динамики колебаний спроса в будущие периоды, указания перспективных регионов сбыта и групп потенциальных покупателей товара, желательных изменений ассортимента и качественных характеристик, необходимых рекламных и информационных мер и т.п.
Необходимым требованием к результатам маркетингового исследования является достаточность содержащегося в отчете объема информации для принятия решения заказчиком о выпуске конкретного товара, объемах продаж, ассортименте и качественных показателях, уровне цен. Кроме того, заказчик должен располагать данными для определения направлений и способов продвижения товара на рынок.
Как и всякие работы, маркетинговые исследования должны обеспечиваться гарантией достоверности, надежности результатов. Для этого в договоре может предусматриваться ответственность маркетолога, например, в виде обязанности возврата части полученной платы при недостижении спрогнозированных результатов. Необходимо учитывать, что достижение ожидаемого результата в виде соответствующего увеличения продаж товара зависит не только от достоверности выводов маркетолога, но и от множества других факторов, в том числе от квалифицированности действий самого заказчика. Поэтому основания и размеры ответственности исполнителей в маркетинговых договорах должны определяться очень взвешенно.
При определении ответственности маркетологов должны применяться по аналогии положения, предусмотренные ст. 761 ГК об ответственности исполнителей по договорам на выполнение проектных и изыскательских работ. В соответствии с названной нормой при обнаружении недостатков в маркетинговых работах исполнитель обязан безвозмездно произвести необходимые дополнительные работы.
Договором может быть предусмотрено, что убытки, причиненные исполнителем заказчику, не возмещаются или подлежат возмещению в пределах стоимости (полной или частичной) работ, в которых выявлены недостатки. По смыслу п. 4 ст. 723 ГК условие договора об освобождении исполнителя от ответственности за определенные недостатки не освобождает его от ответственности, если доказано, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия исполнителя.
50+51. Договоры на распространение рекламы и на передачу информации
Важное значение для осуществления коммерческой деятельности имеют договоры на рекламу и на передачу информации.
Рекламой применительно к коммерческой деятельности признается распространение в любой форме и с помощью любых средств информации о товарах либо о юридическом лице (предпринимателе), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам или лицу и способствовать реализации товаров.
По объемам использования рекламы Россия занимает одно из ведущих мест в Европе. Несмотря на это, договорные отношения по созданию и распространению рекламы специально не регулируются ГК и другими гражданско-правовыми законами. При заключении таких договоров следует руководствоваться общими положениями ГК о договорах, нормами авторского права, иными нормативными актами, относящимися к данной деятельности. Существуют развитые обычаи делового оборота по рекламе. Международной торговой палатой в 1937 г. был принят Международный кодекс рекламной практики, который существенно обновлен в 1986 г.