В условиях насыщения товарного рынка все большее значение приобретает товарный знак. 4 страница
34. Поставка для государственных нужд
ГК предусмотрел совершенно новый для российского правопорядка вид реализационного договора — государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд.Закрепление такого договора в законе отражает переход к рыночным основам во взаимоотношениях государства с предпринимателями.
Отношения по поставкам для государственных нужд регулируются нормами § 4 гл. 30 ГК, а также федеральными законами от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и рядом других. К поставкам для государственных нужд применяются общие правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено специальными нормами, регламентирующими этот вид отношений.
Существуют два уровня государственных нужд: федеральные и региональные. Федеральные государственные нужды определяются как потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. Государственными нуждами субъектов Российской Федерации признаются потребности соответствующих субъектов Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ.
Кроме отнесенности к определяемым законом государственным нуждам вторым основанием установления договорных связей данного вида служит финансирование поставок за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Перечень федеральных целевых программ и объемы их финансирования предусматриваются в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Финансирование может производиться также из внебюджетных источников. Финансирование поставок на региональные нужды осуществляется из бюджетных средств субъектов Российской Федерации или привлекаемых для этих целей внебюджетных источников.
Для организации ресурсного обеспечения федеральных и других целевых программ Правительство РФ определяет государственных заказчиков. В регионах заказчиков определяют исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Заказчиками могут выступать только государственные организации:министерства, службы, агентства, государственные предприятия и учреждения.
Заказчик размещает заказ на конкурсной основе,выбирая таким способом поставщика (исполнителя). Для этого организуются федеральные и региональные торги. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа, контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.
В государственном контракте определяются наименование подлежащих поставке товаров, их количество, ассортимент, качество, комплектность изделий, сроки поставки, цена, способ расчетов, порядок отгрузки и другие необходимые условия. В тех случаях, когда товары должны использоваться не самим заказчиком, а другими организациями, в госконтракте предусматривается условие о выдаче заказчиком поставщику отгрузочной разнарядки с указанием в ней реквизитов получателей и сведений о товаре, подлежащем отгрузке каждому получателю. При этом обязанность оплаты стоимости товара лежит на заказчике (ст. 531 ГК).
Государственным контрактом может быть предусмотрена более сложная (двухуровневая) структура связей по поставкам для государственных нужд. В этом случае заказчик после заключения контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. На основании извещения поставщик обязан заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд.Заказчик признается поручителем по оплате покупателем стоимости товара, поставляемого по такому договору, и несет солидарную ответственность с должником (покупателем).
Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» установлена неустоечная ответственность за ряд нарушений государственных контрактов на поставку для государственных нужд. При необоснованном уклонении от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта. В случае невыполнения в установленный срок государственного контракта по объему продукции поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции. Неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательства с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки.
Рассмотрение правового регулирования реализационных договоров свидетельствует о значительных пробелах и упущениях, допущенных при подготовке соответствующих глав ГК. При нынешнем состоянии законодательства о договорах невозможно добиться развития и совершенствования торгово-хозяйственных связей, призванных служить основой товарного рынка. В интересах всего общества урегулировать реализационные договоры в специальном кодифицированном акте — Торговом кодексе России.
35 Ранее условие о ценебыло для договора поставки существенным. Сейчас ст. 424 ГК вывела цену даже из числа необходимых условий реализационных договоров. Установлено, что при отсутствии в договоре условия о цене оплата производится по той цене, которая в момент заключения договора обычно взималась за аналогичное имущество. Такой порядок неприемлем для коммерческих договоров, поскольку вносит неопределенность во взаимоотношения сторон. Определить обычно взимаемую цену на товар порой бывает довольно трудно, особенно когда дело касается нового или впервые закупаемого товара. Поэтому сторонам следует конкретно определять цену товара в договоре.
Пункт 2 ст. 424 ГК устанавливает важное правило: изменение цены после заключения договора не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором.
Цена может использоваться как средство стимулирования к надлежащему исполнению обязательств.Для этого в договоре могут устанавливаться ценовые коэффициенты или дифференцированные цены: при отгрузке товара точно в согласованный срок — большие, при задержке исполнения — меньшие. Может предусматриваться уменьшение цены при предварительной оплате и увеличение цены на случаи несвоевременной оплаты. Таким образом, договорное условие о размере цены может использоваться для решения различных задач. Одно из важнейших для сторон договора - условие о способе расчетов.Способы, или формы, расчетов предусматриваются в договоре самими контрагентами с учетом требований закона. Конкретные формы расчетов сейчас регулируются гл. 46 ГК, а также документами ЦБ РФ, в частности Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П, и иными актами.
Статья 861 ГК предусматривает общее для предпринимательских организаций требование о безналичном осуществлении расчетовчерез банки. Сейчас по установленному ЦБ РФ порядку наличные расчеты возможны на сумму до 60 тыс. руб., при закупках сельскохозяйственной продукции — до 100 тыс. руб. В мировой хозяйственной практике таких жестких ограничений не существует и достаточно широко используются наличные расчеты за товар, за перевозки и за другие услуги. Применение наличных денег сдерживается неудобствами доставки и пересчета крупных сумм и риском хищений.
Статья 862 ГК предусмотрела следующие основные способы безналичных расчетов:платежными поручениями, чеками, по аккредитиву и по инкассо. Наряду с ними признаются допустимыми иные способы расчетов, предусмотренные законом или применяемые в банковской практике.
Транзитная отгрузка не дает потребителю никаких выгод. Более того, приходится платить наценку посреднику, хотя товар грузится в адрес потребителя непосредственно изготовителем. К тому же размеры посреднических наценок в стране весьма ощутимы для покупателей, превышают существующие за рубежом. Это мотивирует потребителя к переходу на прямые связи с изготовителем.
Таким образом, включение в договор поставки условия об изменении цены товара вследствие изменения курса определенной валюты не противоречит законодательству. При этом во избежание споров необходимо во всех случаях четко и подробно определить обстоятельства, при наступлении которых допускается одностороннее изменение поставщиком цены, а также порядок такого изменения (в том числе условия о необходимости и способах уведомления покупателя) и т. п.Торговая оптовая наценка включена в общую цену товара при ее реализации розничным торговым предприятиям. Затрагивать розничную наценку не имеет смысла, но учитывать ее величину просто необходимо для перспективы продвижения товара, как формирование конкурентного преимущества в вопросах ценообразования. В конечном итоге цель одна – получение гарантированной прибыли.
Наценка воптовой торговле формируется из расчета планируемых затрат. Приведенные ниже правила приемлемы в основном для торгово-оптовой посреднической деятельности, но не для товаропроизводителя (для него наценка в оптовой торговле формируется по своим правилам).
Итак, наценка в оптовой торговле формируется оптовиком-посредником самостоятельно на основании достоверных источников информации и основных показателей:
1) Прейскурант цен от поставщика (товаропроизводителя): учитывается конечная цена (цена прихода), по которой оптовик-посредник принимает товар. Должны четко оговариваться условия (в договоре) – транспортные расходы, скидки от объема закупки, акции, совместные расходы по продвижению товара и пр.
2) Особенности отдельных видов товара: сроки реализации и хранения, т.е. для скоропортящихся и особо скоропортящихся наценка формируется в зависимости от конъюнктуры рынка и оптимизируется с привязкой к требованиям товаропроизводителя. Так же учитывается конкретный вид товара по степени его популярности, т.е скорости продаж или товарооборота.
3) Затраты складские и сбытовые: хранение товара в зависимости от его специфики, возможные потери, уценка, транспортные расходы, стимулирование сбыта, аренда площадей, канцелярия, телефоны, а так же издержки на содержание наемных работников, дополнительные активы и пр.
4) Государственное регулирование цен на отдельные виды товаров.
5) Налогообложение и пр. обязательные платежи по Закону для предпринимателей.
Наценка в оптовой торговле устанавливается из расчета экономической целесообразности проводимых работ и регулируется ее формой деятельности. Например, наценка для некоторых оптовых предприятий, торгующих только со склада (в большинстве случаев - пассивные продажи), будет отличаться от наценки оптовых предприятий, ведущих активные продажи.
Успехов Вам в любых добрых начинаниях.
36. Объемы перевозок могут определяться сторонами в договорах об организации перевозок(эти договоры упоминаются в ст. 798 ГК). На разных видах транспорта организационные договоры имеют различное название и неодинаковое содержание.
Так, согласно ст. 10 УЖТ грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. В таких договорах определяются предполагаемые объемы перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозки.
Статьей 36 УАТ предусмотрено заключение годовых договоров на перевозку грузов, которые могут оформляться на трехлетний срок. В этих договорах согласовываются объемы перевозок на каждый год (с разбивкой по кварталам), условия перевозок и порядок расчетов. До начала каждого квартала перевозчик и грузоотправитель согласовывают объемы перевозок грузов на месяцы, в соответствии с которыми определяются декадные задания на перевозку грузов. На морском транспорте в соответствии со ст. 118 КТМ стороны заключают долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов, в котором предусматривают объёмы перевозок грузов в навигационный период или на год с разбивкой по месяцам и иные вопросы организации перевозок.
Один из серьезных недочетов современного законодательства - неурегулированность процедуры заключения долгосрочных договоров. Долгосрочные договорывообще не упоминаются в ГК, хотя они представляют мощное правовое средство организации торговых и иных предпринимательских отношений. Они характеризуются более широким диапазоном возможностей, большими регулятивными способностями, нежели краткосрочные.
Более высокий эффект долгосрочных договоров создается благодаря возможности решения в них задач долговременного характера, которые не могут быть решены на основе годовых и иных краткосрочных договоров. Длительные договоры сами по себе дают значительный выигрыш за счет сокращения трансакционных издержек, обеспечения устойчивого получения прибыли. Однако главное в них — не просто срок действия, а включение обязанностей, для осуществления которых требуется несколько лет. Таковы обязанности освоения выпуска новых видов товаров с принципиально иными свойствами, улучшения качественных характеристик изделий, внесения в них конструктивных усовершенствований и др. Для выполнения таких условий требуются производственные и технологические меры долговременного характера.
В порядке заключения долгосрочных договоров имеется ряд существенных особенностей. На Западе распространенной является практика заключения двухуровневых договоров. Первый уровень составляет рамочный (основной) договор. Рамочный договор заключается на продолжительный срок, и в нем урегулируются основные вопросы взаимоотношений, обычно не подлежащие изменению в период действия обязательства. Условия изменяющегося характера оставляются открытыми - они подлежат урегулированию в отдельных договорах.
В рамочных договорах крайне важно определять, кто и в какие сроки высылает проект отдельного договора, как и в какие сроки, сообщаются и урегулируются возникающие разногласия. Здесь можно предусматривать обязанность передачи споров по условиям отдельных договоров в арбитражный суд, устанавливая срок для этого. В рамочном договоре может быть предусмотрен молчаливый акцепт поступившего проекта отдельного договора. Без определения таких вопросов основной договор становится неисполнимым.
Второй уровень — отдельные договоры, заключаемые на соответствующие краткие периоды либо на поставку разовых партий товара. В отдельных договорах определяются условия, относящиеся к особенностям деятельности в такие частные периоды. В России все чаще применяется подобное построение отношений, ибо это экономично и юридически удобно.
В торговых договорах могут и должны предусматриваться обязанности продавцов по расширению ассортимента, освоению выпуска новых видов товаров, более привлекательных по своим свойствам. Договор - единственное правовое средство решения задачи удовлетворения ассортиментных запросов потребителей. Ведущая роль договора в удовлетворении ассортиментных запросов общества пока слабо осознана нашими управленцами и правовой наукой. В законодательных актах, цивилистических трудах не найти рекомендаций об использовании возможностей договора для расширения и обновления ассортимента приобретаемых товаров.
В обстановке приниженной роли договора в советский период происходило свертывание, оскудение ассортимента товаров. В настоящее время процесс расширения ассортимента российских товаров идет крайне медленно. Сохраняется дефицит, нехватка многих видов изделий, хотя, по данным статистики, производственные мощности загружены лишь наполовину.
Движущей силой в данном деле должны стать требования оптовых и розничных торговых организаций, других потребителей к производителям при заключении договоров. Промышленность, в условиях монополизма и слабой конкуренции, сама улучшать ассортимент не начнет. Это подтверждает зарубежная и отечественная практика. Лишь когда в массе договоров появятся условия о последовательном расширении и обновлении ассортимента, только тогда дело изменится к лучшему.
Включение в договор условий об изменении ассортимента нередко требует от производителей инвестиций, финансовых затрат на закупку оборудования и материалов, разработку и освоение новых технологий. Для того чтобы быть уверенным в возмещении ему таких расходов, поставщик должен добиваться точного определения в договоре, какие конкретно новые изделия, в каких количествах и начиная с какого периода должны будут поставляться покупателю.
С предметом договора тесно связано условие о сроках.Следует, прежде всего, различать срок действия договора и срок передачи или отгрузки товара. По сроку действия различают краткосрочные, среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (пять и более лет) договоры.
Условие о частных сроках требует его увязки с ассортиментом и количеством.Изготовление изделий в широком ассортименте связано с частыми переналадками оборудования. Остановки для переналадки уменьшают выход готовой продукции. Поэтому для совмещения ассортиментных запросов потребителей с задачей сохранения объемов производства используются сложные конструкции условий о сроках. Так, применяются двойные сроки: по общим объемам поставки (они более короткие) и по развернутому ассортименту — более продолжительные.
Для этого в договорах предусматривается, например, что поставщик обязан отгружать товар в 5-дневные сроки в количествах, составляющих 1/6 стоимости месячной партии товара. Одновременно устанавливается, что в пределах месячного срока поставщик обязан поставить товар всего согласованного ассортимента. Подобный порядок позволяет производителю значительно сократить число переналадок и потери от остановок оборудования.
На определение сроков влияет и продолжительность транспортировки. По закону обязательство считается исполненным своевременно, если товар сдан перевозчику для доставки покупателю в последний день срока. Однако требуется ещё время на транспортировку, которое может быть достаточно продолжительным. Поэтому если покупатель предусмотрел поставку товаров в январе, то поставщик может отгрузить товар 31 января, и его действия будут правомерными, хотя товар поступит к получателю через полмесяца или месяц.
Для обеспечения заблаговременного получения товара стороны нередко предусматривают дискретные сроки,например месячные, но с обязанностью отгрузки товара до 10-го или 15-го числа каждого месяца. Такой режим не ухудшает положения продавца. Он располагает тем же месячным объемом времени для изготовления и отправки каждой партии, изменяется лишь порядок исчисления месяца. Зато покупатель приобретает возможность в пределах соответствующего месяца получить товар и использовать его в хозяйственных целях.
Досрочная отгрузка товара согласно ст. 457 и 508 ГК допускается лишь с согласия покупателя. Поставщики стремятся включать в договоры условие о праве досрочной отгрузки, поскольку это расширяет возможности для операций с товарами. Покупателям целесообразно ограничивать право досрочной отгрузки определенными объемами, например полумесячными или до полной загрузки транспортного средства. В обмен на возможность досрочной отгрузки покупателю следует добиваться ответных льгот для себя в определении других условий договора. Определение условий договоров в коммерческой практике обычно является результатом выторговывания взаимных льгот и преимуществ.
В договорах применяются и иные конструкции условий о сроках. Предпосылками их выработки служат не нормы закона, поскольку закон не регулирует всего многообразия возможных решений. Субъекты сами осуществляют юридико-конструктивную работу, основываясь на анализе условий деятельности, своих возможностей и интересов.
37+38+39. . Определение качества товаров
Одним из важнейших для реализационных договоров является условие о качестве продаваемых товаров. Под качеством принято понимать совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятый с учетом требований ВТО, кардинально изменил ранее существовавшую систему правового регулирования качества. Закон ввел ряд новых инструментов регламентации качества, а именно: техническое регулирование, технический регламент, международный стандарт, национальный стандарт, оценка соответствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Они требуют быстрейшего освоения и внедрения в коммерческую практику.
Закон предусматривает издание общих и специальных технических регламентов.Они принимаются международным договором России, федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Общие регламенты устанавливают обязательные для исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям, сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Специальные технические регламенты устанавливают требования к отдельным видам продукции и процессам, в отношении которых недостаточно предписаний общих технических регламентов. Всего до 2007 г. предусматривается издать 350—400 технических регламентов.
Предусмотрен отказ от централизованного определения качества товаров через множество (22 тыс.) ГОСТов и иных документов, детально регламентировавших требования к изделиям вплоть до их цвета и формы. Важнейшими принципами стандартизации названы добровольность применения стандартов и недопустимость их противоречия требованиям технических регламентов. Требования стандартов в отношении качества рассматриваются как минимальные. Они могут без ограничений дополняться в договорах более высокими показателями.
Видами стандартов, согласно ст. 13 Закона, являются национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и стандарты организаций. Закон допускает также возможность применения международных стандартов. Имеется более 12 тыс. таких стандартов, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО).
Проекты национальных стандартов могут разрабатываться любыми субъектами, которые вносят их на утверждение Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются самой организацией, заинтересованной в этом. Организация, разработавшая проект такого стандарта, может направить его на экспертизу в названную Федеральную службу, которая дает свое заключение по проекту.
Национальные стандарты и стандарты организаций применяются независимо от страны или места происхождения товара.Поэтому стандарты могут быть установлены на товары, приобретенные у других лиц либо закупленные по импорту и реализуемые в России. Данное правило означает также возможность применения одной организацией стандарта, разработанного и утвержденного другим субъектом. При этом лицо, применяющее стандарт, обязано указать, какой организацией утвержден стандарт, его название, номер и дату утверждения.
Другим инструментом регулирования качества, подлежащим применению в торговом обороте, является сертификацияили, что одно и то же, — подтверждение соответствия качества заявленным требованиям.Изготовитель или продавец подтверждают путем сертификации соответствие своих товаров требованиям применяемых стандартов или условиям заключенных договоров. Итак, сертификация служит инструментом обеспечения соблюдения применяемых стандартов или показателей качества, указываемых продавцом в договоре.
Подтверждение соответствия качества заявленным требованиям бывает обязательным или добровольным. Сама процедура подтверждения может основываться: а) на проверке качества товара органом по сертификации или б) на подаваемой заявителем декларации о соответствии.
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, установленный постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1013, предусматривал необходимость сертификации до 80% товаров потребительского назначения. Сейчас он значительно сокращен согласно постановлению Правительства РФ от 10.02.2004 № 72. Обязательная сертификация проводится органом по сертификации с проверкой самих товаров, а в необходимых случаях — даже наличия у изготовителей возможности обеспечить устойчивый уровень качества. При прохождении сертификации лицу выдается сертификат соответствия.
Наряду с этим обязательное подтверждение соответствия товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 766, осуществляется путем подачи заявителем декларациив орган по сертификации. К декларации прилагаются техническая документация, результаты исследований (испытаний) и измерений и другие доказательственные материалы. Оформленная по установленным правилам декларация подлежит регистрации Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии. Зарегистрированная декларация служит документом, подтверждающим соответствие товара положениям стандартов или условиям договоров.
Добровольное сертифицированиепроизводится по инициативе заявителя на основании договора с органом по сертификации. Коммерческая организация или объединение организаций могут создавать системы добровольной сертификации на целые группы товаров. Для подтверждения их соответствия организация или объединение направляют в орган по сертификации комплект необходимых документов. Эти документы подтверждают соответствие товара требованиям стандарта или условиям заключаемых договоров, а также наличие у заявителя возможности устойчивого обеспечения надлежащего качества товаров.
Орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия на товар, прошедший добровольную сертификацию; предоставляет заявителю право на применение знака соответствия, если это предусмотрено системой добровольной сертификации, в которую входит заявитель.
Товары, сертифицированные на соответствие национальному стандарту, могут маркироваться знаком соответствия национальному стандарту.Вид знака соответствия, предусматриваемого системой добровольной сертификации, определяется самой системой добровольной сертификации. Остальные товары, соответствие которых заявленным требованиям подтверждено в порядке, установленном Федеральным законом «О технической регулировании», маркируются знаком обращения на рынке.Указанный знак наносится в информационных целях, а его изображение устанавливается Правительством РФ.
Закупаемые по импорту товары, подлежащие обязательной сертификации, должны быть предварительно сертифицированы в России в общеустановленном порядке. Сейчас контроль за соответствием импортных товаров целям стандартизации крайне слаб. По данным печати, российский продовольственный рынок стал сегодня всемирной помойкой. В Россию нередко бесконтрольно ввозятся продукты, запрещенные к употреблению в развитых странах. Причем ввозятся по бросовым ценам, из-за чего их охотно скупают недобросовестные торговцы, наживающие на этом огромные прибыли.
Как распределяются обязанности по обеспечению качества между субъектами торгового оборота? По смыслу закона, изготовитель и оптовая организация-продавец несут ответственность за соответствие товара принятому стандарту или условиям договора, а также правильное использование сертификата соответствия, декларации о соответствии и знака соответствия или знака обращения на рынке. Оптовые и розничные торговые организации при продаже приобретенного товара отвечают за само наличие сертификата соответствия или декларации о соответствии и знака соответствия (знака обращения на рынке) на реализуемом товаре, когда сертификация обязательна либо когда ее добровольное проведение предусмотрено договором с продавцом.
Требования стандартов и способы подтверждения соответствия должны учитываться при заключении и исполнении торговых договоров. ГК вообще не упоминает о стандартах и не предусматривает механизмы привязки стандартов к условиям договоров. В результате деятельность по стандартизации и договорная работа оказались оторваны друг от друга. В немалой степени по этой причине в последние годы контролирующими органами отмечается ухудшение качества российских товаров.
Для привязки в договорах показателей качества товаров к требованиям стандартовмогут использоваться следующие приемы:
1) если на товар имеется стандарт и стороны условились им руководствоваться, то в договоре должны быть указаны наименование, номер и дата утверждения этого стандарта, а также наименование организации, утвердившей стандарт;
2) при отсутствии у покупателя текста стандарта следует предусматривать обязанность его высылки вместе с договором или в иной установленный срок, например в десятидневный. Когда в договоре назван стандарт, а работники фирмы-покупателя его не имеют и не знают, что в нем предусмотрено, они не могут проверить товар по всему перечню установленных в нем требований;