В условиях насыщения товарного рынка все большее значение приобретает товарный знак. 3 страница

Участниками операций по электронной торговле могут быть только пользователи Интернет. Субъекты указанных отношений подразделяются на три группы. В Типовом за­коне об электронной торговле их называют составителем, адресатом и посредником.

В связи с осуществлением торговых операций указан­ные субъекты подразделяются:

1) на продавцов.В электронной торговле они выступа­ют в большинстве случаев в виде электронного магазина. Электронные магазины в основном осуществляют торгов­лю по каталогам, выполняя по заказам покупателей обра­ботку и доставку товаров;

2) покупателей.Они знакомятся с информацией о соответ­ствующем товаре, сопоставляют характеристики предлага­емых изделий, осуществляют покупки и оплачивают их сто­имость;

3) провайдеров.Это операторы, имеющие лицензию на оказание услуг телекоммуникационных сетей и передачи данных. Провайдерами в основном выступают организа­ции связи общего пользования.

Совершению торговых операций предшествует заклю­чение договора между провайдером и продавцом на обес­печение доступа к серверу провайдера и оказание инфор­мационных и сервисных услуг. По договору продавца с провайдером или иной специализированной организаци­ей последние осуществляют разработку сайта как совокуп­ности (сборника) текстовых документов в электронном виде или web-страницы, образующих «электронный мага­зин» продавца. Он размещается на сервере провайдера. Услуги провайдера состоят также в оказании технической поддержки участникам торговых операций, обеспечении ведения интерактивного (синхронного) режима перегово­ров и др.

Договоры в сети Интернет заключаются по стандар­тизированной форме, изложенной на сайте в виде так назы­ваемой web-формы. Вместе с тем это не договор присоеди­нения, поскольку покупатель в процессе переговоров индивидуально определяет ассортимент и количество това­ра, может согласовать изменение цены, предусмотреть же­лаемые сроки доставки товара и другие необходимые усло­вия.

Договоры, подпадающие под определение электронной торговли, являются обычными договорами торгового и гражданского права. Их особенности обусловливаются лишь формой, заключением с использованием телекомму­никационных средств. В этой связи возникают проблемы подтверждения факта заключения договора самими сторо­нами, достижения определенности по предмету сделки и ее условиям. Порядок фиксирования договора должен позво­лять в случае необходимости получить достоверные данные для разрешения могущего возникнуть спора в судебном: по­рядке.

Авторизация договорных документов, передаваемых с использованием ЭВМ, обеспечивается применением элект­ронной цифровой подписи,хотя между контрагентами, имеющими сложившиеся связи и подробные банки данных друг о друге, она может осуществляться упрощенно.

Применение электронной цифровой подписи регулиру­ется Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Действие названного За­кона распространяется на отношения, возникающие при заключении торговых договоров с помощью электронных документов. Электронной цифровой подписью (ЭЦП) при­знается реквизит электронного документа, предназначен­ный для защиты документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информа­ции с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяю­щий идентифицировать владельца ключа подписи, а также установить отсутствие искажений информации в электрон­ном документе.

ЭЦП в электронном документе равнозначна собствен­норучной подписи лица в документе на бумажном носителе при соблюдении установленных законом требований.

При создании ключей ЭЦП одновременно составляется сертификат ключа подписи.В сертификате ключа подписи указываются, в частности:

- уникальный регистрационный номер сертификата ключа подписи, даты начала и окончания срока действия сертификата ключа подписи, находящегося в реестре удос­товеряющего центра;

- фамилия, имя и отчество владельца сертификата ключа;

- открытый ключ ЭЦП;

- наименование и место нахождения удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи.

Сертификаты ключа подписи выдаются удостоверяю­щим центром клиенту в форме документов на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов с ин­формацией об их действии. При ведении переписки с ис­пользованием ЭЦП владелец сертификата ключа подписи может предъявить открытый ключ адресату документа для проверки подлинности подписи. Удостоверяющие центры также осуществляют по обращениям пользователей серти­фикатов ключей подписей подтверждение подлинности ЭЦП в электронном документе.

Помимо открытого ключа ЭЦП владельцу сертификата сообщается закрытый ключ ЭЦП,который он обязан хра­нить в тайне. Закрытый ключ необходим клиенту для крип­тографического преобразования его подписи в ЭЦП на до­кументах.

30.Согласно ст. 1005 ГК по агентскому договору одна сто­рона — агент обязуется совершить по поручению другой стороны — принципала юридические и иные действия от своего имени и за счет принципала либо от имени и за счет принципала.В зарубежной практике допускается воз­можность для агента действовать в интересах принципала, не называя имени этого принципала в целях сохранения коммерческой тайны.

31+33. Договор поставки — это российское явление, продукт отечественной правовой и предпринимательской мысли. Разработан он был наряду с уже существовавшим догово­ром купли-продажи и предназначался для решения таких задач, для которых модель купли-продажи была явно не­пригодной. Это были закупки ресурсов для государствен­ных, прежде всего — военных, нужд. Поставки носили, как правило, крупномасштабный и долговременный характер, с регулярно повторяющимися операциями по передаче то­вара и оплате его стоимости. Весьма наглядно эти призна­ки прослеживаются на ранних этапах существования дого­вора поставки — в указах Петра Великого о казенных подрядах и поставках.

В последующие периоды видовые сущностные черты до­говора поставки то размывались, ион сближался до неразличимости с куплей-продажей, то вновь под влиянием по­требностей хозяйственной практики выходили на первый план, получая соответствующее закрепление в законода­тельстве.

Так это было в Положениях о поставках продукции и товаров 1969 и 1981 гг., которые даже в условиях подчине­ния договора системе планового распределения закрепили ряд значимых возможностей. Так, был определен порядок заключения долгосрочных договоров, установлен пример­ный круг вопросов, подлежащих урегулированию на ряд лет. Подобные перспективные условия должны были пре­дусматривать, в частности, последовательное расширение и обновление ассортимента, улучшение качества товаров, со­вершенствование тары, упаковки, способов отгрузки това­ров и др. Другой важный момент состоял в допущении воз­можности воздействия покупателей на основе договора на производственную деятельность поставщиков в целях бо­лее полного удовлетворения интересов потребителей. На эти значимые свойства договора поставки обращали вни­мание известные российские цивилисты З.Г. Крылова, Р.О. Халфина, Д.Н. Сафиуллин, В.А. Язев и др.

К сожалению, указанные особенности были утрачены в ГК, что резко свернуло и принизило возможности договора поставки. Модель договора поставки в ее нынешнем виде стала малопродуктивной, она не имеет четкого функцио­нального предназначения.

В настоящее время отличия договора поставки и купли-продажи определяются, прежде всего, составом лиц, способ­ных выступать в качестве поставщиков (в договорах по­ставки) и продавцов (в договорах купли-продажи).

Согласно ст. 506 ГК в качестве поставщикаможет вы­ступать лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и производящее или закупающее реализуе­мые им товары.Закупки товаров для последующей их по­ставки могут производиться специализированными орга­низациями, профессионально осуществляющими такую деятельность. Термин «закупка» применяется в ГК лишь в отношении организаций, осуществляющих контрактацию сельскохозяйственной продукции (ст. 535).

Таким образом, формально не могут выступать в каче­стве поставщиков оптовые торговые организации, не яв­ляющиеся заготовителями соответствующих товаров. Не вправе заключать договоры на поставку созданных ими товаров непредпринимательские организации. Не могут быть поставщиками многие другие субъекты торгового оборота, не обладающие признаками, указанными в ст. 506 ГК.

В отличие от поставки договор купли-продажи являет­ся универсальной правовой моделью,применяемой во всех сферах торговой деятельности, где законом не пред­писано использование других видов договоров. Договор купли-продажи может заключаться любыми субъектами торгового оборота, в том числе некоммерческими (непред­принимательскими) организациями.

В юридической литературе высказано мнение, что дого­вор поставки «наиболее оптимален» для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и по­ставщиками сырья, материалов либо комплектующих изде­лий; между изготовителями товаров и оптовыми торговы­ми организациями, специализирующимися на реализации указанных товаров[3]. Однако считать договор поставки «наиболее оптимальным» для регулирования отношений между изготовителями и оптовыми торговыми органи­зациями едва ли верно из-за полного игнорирования в законодательстве о поставках условий, необходимых для последующей продажи товаров населению.

Статья 454 ГК предусматривает, что по договору купли-продажи продавец обязуется передать в собственность покупателю вещь (товар). Более точной представляется формулировка ст. 237 ГК РСФСР, согласно которой прода­вец обязывался передать покупателю имущество. Запись в законе о передаче вещи (товара) на практике не рассматри­вается как обязанность передать лишь материальный пред­мет. Товаром по договору купли-продажи может быть лю­бое имущество, включая ценные бумаги, информацию, объекты интеллектуальной собственности и др.

Предметом договора поставки ст. 506 ГК называет това­ры. Как отмечалось ранее, не все то, что признается товаром в праве гражданском, является объектом коммерческого права.

Договоры купли-продажи и поставки в одинаковой мере выполняют функцию организации актов обмена товара на деньги и денег на товар. В соответствии с принципами по­строения ГК, общие положения о купле-продаже, регулирующие договоры купли-продажи, сосредоточены в § 1 гл. 30 Кодекса. Общие положения о купле-продаже применяются также к отношениям по поставкам, если иное не предусмот­рено нормами кодекса о договоре поставки. Применительно к договору поставки специальные правила, регулирующие отношения по поставкам, имеют приоритет над указанны­ми общими положениями.

При анализе закрепленных в законе особенностей дого­вора поставки выделяется их крайняя скудость и, что более существенно, искусственный характер отнесения их исклю­чительно к договору поставки. По своей природе эти «осо­бенности» договора поставки носят общий характер для ре­ализационных договоров, а нередко — для всех договоров коммерческого права.

В качестве особенности заключения договора поставки отмечается предусмотренный ГК специальный порядок урегулирования разногласий, возникших между сторонами относительно отдельных условий договора. Сторона, по­лучившая подтверждение о согласии заключить договор, но на иных условиях, должна в течение 30 дней принять меры к согласованию условий договора, по которым возникли разногласия.

Данное правило на практике не соблюдается, поскольку закон не предусмотрел последствий несоблюдения указан­ного требования и не урегулировал, хотя бы в основных моментах, процедуру согласования разногласий. Кроме того, в обстановке развала договорно-хозяйственных связей государство обязано содействовать их налаживанию. По­этому требование об урегулировании разногласий с указа­нием общего порядка преддоговорных контактов следовало бы установить для всех видов коммерческих договоров.

Условие договора поставки, предусматривающее постав­ку товаров отдельными партиями в частные сроки в тече­ние всего времени действия договора, конечно же, носит не специальный, а общий характер для всех видов реализаци­онных договоров. Поскольку в общих положениях о купле-продаже такое правило отсутствует, стороны могут по своей инициативе воспроизводить его в договоре купли-продажи и других видах торговых договоров.

Давно известный инструмент организации торговых отношений — отгрузочная разнарядка, выдаваемая покупа­телем продавцу при необходимости отгрузки товаров в ад­рес конкретных получателей, также не может считаться спецификой поставочных отношений. Условие о выдаче от­грузочной разнарядки при необходимости может преду­сматриваться во всех других реализационных договорах.

Совершенно неосновательно в качестве особенности договора поставки названа возможность поставки по согла­сованной сторонами графику: декадному, суточному, часо­вому. Временные графики выполнения договорных обязан­ностей — чрезвычайно важный инструмент упорядочения и повышения эффективности хозяйственной деятельности. В развитых странах общей практикой является согласование в договорах графиков выполнения тех или иных условий. Поэтому норма о согласовании графиков должна содер­жаться не в параграфе о договоре поставки, а в общих положениях о договоре.

В настоящее время сохраняется тенденция к примене­нию договора поставки для регулирования отношений крупномасштабного и долговременного характера,отно­шений между отраслями хозяйства и регионами. Достаточ­но указать на группу законов о поставках для государствен­ных нужд, на периодически издаваемые постановления Правительства РФ о поставках товаров в районы Крайне­го Севера, поставках техники, горючего, химикатов для нужд сельского хозяйства и др.

В указанных актах отражается общая предназначен­ность поставки для налаживания фундаментальных отно­шений между отраслями хозяйства, а также отношений производственной кооперации, когда предприятия устой­чиво сцеплены между собой процессами переработки сырья и материалов, обеспечения комплектующими узлами и де­талями. Кооперационные связи головного производителя и смежников, сырьевых и перерабатывающих предприятий — это всегда поставка, но не купля-продажа.

Таким образом, существует объективно проявляющаяся необходимость в договоре, организующем крупномасштаб­ные, долговременные отношения по обеспечению сырьевы­ми и материальными ресурсами и реализации готовых то­варов. Это предполагает существенную переработку норм ГК о договоре поставки.

Договор поставки должен регулировать никак не упорядоченные сейчас отношения долгосрочного характе­ра, обеспечивая длительное хозяйственное сотрудничество субъектов по реализации ресурсов, организацию иных крупномасштабных связей. В договоре поставки наряду с вопросами реализации товаров должны находить решение связанные с нею задачи производственного, технологичес­кого и организационного характера. Установление возможно­сти воздействия покупателей на хозяйственную деятельность поставщиков призвано обеспечивать последовательное улучшение конструктивных характеристик, качественных показателей изделий на основе внедрения новых техноло­гий и материалов в целях превращения наших товаров в конкурентоспособные на внешнем рынке.

32. Выяснение сущности оптовой торговли дает основания для выделения в качестве самостоятельного вида реали­зационных договоров договора оптовой купли-прода­жи.Его первичными отличительными признаками будут:

1) определенная сфера применения — оптовая торговля;

2) специальный субъектный состав участников;

3) целевая предназначенность реализуемых товаров — поступление в розничную торговую сеть для последующей продажи насе­лению.

Оптовая торговля есть отрасль экономики и вид ком­мерческой деятельности. Она предшествует процессу розничной торговли как важный и обязательный этап.

Участниками оптовой торговли выступают, прежде все­го, изготовители товара. Другие основные ее участники — оптовые торговые и посреднические организации, осуще­ствляющие разные виды операций по подготовке и продви­жению товара. Конечными звеньями выступают организа­ции розничной торговли или индивидуальные торговые предприниматели.

Принципиальные отличия имеются в требованиях к предмету договора оптовой купли-продажи по сравнению с другими реализационными договорами.

Предметом договора оптовой купли-продажи служат только вещи, которые: а) могут предлагаться к продаже в розничных торговых организациях и б) в конечном счете предназначены для продажи в розничной торговой сети. Если какой-то товар в принципе не может быть предложен для продажи в магазинах гражданам, то на его реализацию не могут заключаться договоры оптовой купли-продажи. Если же он может продаваться в розничной сети и в конеч­ном счете попадет на прилавок магазина, то договоры, за­ключаемые любым числом лиц по пути движения этого то­вара, будут договорами оптовой купли-продажи.

Для определения требований к содержанию договора необходимо проанализировать связь оптовой торговли с розничной. Предназначение розничной торговли – продавать товары гражданам. Отношения торговых организа­ций с покупателями оформляются договором розничной купли-продажи.

Гражданину в магазине противостоит специальный субъект — продавец, действующий как торговый предпри­ниматель, коммерсант. Коммерсант — это тот, кто по роду своих занятий обладает специальными знаниями или опы­том в отношении операций или товаров, являющихся пред­метом сделки. Покупатель, конечно же, подобными специ­альными знаниями и опытом не обладает. Учитывая такое реально существующее неравенство, закон предоставляет повышенную защиту более слабой стороне — покупателю.

Ряд федеральных законов и иных правовых актов пре­дусматривает различные правовые и организационные требования к розничным торговым организациям, направ­ленные на защиту интересов населения. Такие требования адресуются розничным организациям, однако они предва­рительно должны быть выполнены изготовителями или оптовыми организациями, имеющими необходимое произ­водственное оборудование и помещения. Собственными си­лами розничные торговые организации не в состоянии ис­полнить соответствующие требования. Поэтому обязанности их выполнения должны предусматриваться вдоговорах оп­товой купли-продажи, заключаемых с изготовителями и оптовиками.

Необходимость учета и урегулирования множества воп­росов, диктуемых требованиями розничной торговли, созда­ет видовые особенности договора оптовой купли-продажи. Можно предложить следующее определение этого договора.

По договору оптовой купли-продажи продавец обязу­ется в согласованный срок (или сроки) передать в соб­ственность покупателю товары, предназначенные для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять товары и оплатить их сто­имость.

Требования к розничной торговле, подлежащие отраже­нию в договорах оптовой купли-продажи, определяются различными федеральными законами и иными правовыми актами. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов това­ров. Правила предусматривают ряд важных положений.

Так, согласно п. 11 Правил продавец обязан доводить до покупателей информацию об изготовителе товара, месте нахождения изготовителя или уполномоченной им органи­зации, обязанной принимать претензии от покупателя, осу­ществлять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание товара. Продавец должен иметь и предъявить покупателю подлинник сертификата соответствия на товар либо копию сертификата, заверенную продавцом, нотариусом или ор­ганом сертификации.

Товары бытового назначения должны иметь маркировку на каждом изделии или ярлыки с указанием наименования изделия, цены, размеров, роста и иных сведений. При обна­ружении недоброкачественности товара покупатель вправе потребовать замены, уценки либо незамедлительного без­возмездного устранения недостатков товара (п. 27 Правил). Информацию об организациях, выполняющих ремонтные и восстановительные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товара.

Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установил, что в роз­ничной торговле не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов. На этикетках, ярлы­ках (либо вкладышах) пищевых продуктов кроме информа­ции, установленной Федеральным законом «О защите прав потребителей», должна быть указана следующая информа­ция на русском языке: о пищевой ценности продуктов, о на­значении и условиях применения, об условиях хранения и приготовления, дата изготовления и дата упаковки и др.

Как выглядят условия договоров оптовой купли-продажи, обеспечивающие выполнение указанных требований? Это мо­гут быть пункты, предусматривающие обязанность продавца (изготовителя или оптовика) произвести поставку товаров в соответствующей упаковке и расфасовке, обеспечить наличие на каждой единице товара необходимой маркировки либо яр­лыков со всеми требуемыми сведениями. Должно предусмат­риваться представление копий сертификатов соответствия, заверенных уполномоченным лицом.

Для выполнения обязанности незамедлительной замены возвращаемых потребителями вещей в договоре должно предусматриваться создание в магазине обменного фонда на период гарантийного срока (при отсутствии специали­зированной гарантийной организации) или установлен­ных сроков замены товара. Расходы по созданию обменного фонда возлагаются на изготовителя или оптовую органи­зацию, поставляющих товар.

В договоре оптовой купли-продажи должна быть опре­делена организация, которая по поручению изготовителя будет осуществлять гарантийный ремонт и техническое об­служивание изделий. Со своей стороны изготовитель или оптовик обязаны заключить с такой организацией договор о гарантийном или сервисном обслуживании граждан, ку­пивших соответствующие товары. Наименование и адрес этой организации доводятся магазином до сведения потре­бителей.

Можно назвать следующие задачи, для решения кото­рых предназначен договор оптовой купли-продажи.Это: 1) обеспечение ритмичного и бесперебойного поступления товаров в розничную торговую сеть; 2) обеспечение нали­чия ассортимента товаров, максимально удовлетворяюще­го интересы покупателей, постоянное обновление и улучше­ние ассортимента; 3) поступление в магазины товаров высокого качества, безопасных для жизни к здоровья граж­дан; 4) поступление товаров в упаковке и расфасовке, удоб­ных для пользования и хранения; 5) обеспечение полноты информации для покупателей о характеристиках товара, порядке пользования и хранения, сроках годности и др.; 6) обеспечение для покупателей возможности замены товара, его гарантийного ремонта и сервисного обслуживания и др.

Законодательство о розничной торговле в настоящее время предусматривает множество различных требований по обеспечению интересов населения, которые, чтобы быть исполненными, предполагают привлечение усилий изгото­вителей и оптовых организаций. Правовой основой для ре­шения указанных задач служит договор оптовой купли-продажи, нуждающийся в законодательном закреплении и регламентации.

Статья 421 ГК позволяет сторонам самим составить договор оптовой купли-продажи или соответствующим об­разом дополнить договор поставки. Однако в обстановке слабой конкуренции розничные торговые организации практически лишены возможности добиться от продавцов включения в договоры необходимых условий, поскольку ни нормы о договоре поставки, ни глава 30 ГК в целом не пре­дусматривают соответствующих прав розничных торговых организаций во взаимоотношениях с продавцами (постав­щиками). Проводившиеся обследования показывают, что сейчас лишь в трети договоров между поставщиками и роз­ничными торговыми организациями содержатся все необходимые условия, обеспечивающие соответствие товара правилам продажи в розничной сети.

Договор оптовой купли-продажи объективно необходим для создания отечественного товарного рынка. Просчетом ГК является то, что, предусмотрев в § 2 гл. 30 о договоре розничной купли-продажи положения, направленные на защиту прав потребителей, кодекс не установил соответ­ствующих обязанностей изготовителей и оптовых органи­заций, усилиями которых только и возможно обеспечить выполнение необходимых требований относительно прода­ваемого товара. Отсутствие законодательного урегулиро­вания договора оптовой купли-продажи закрепляет прими­тивный уровень нашей торговли, препятствует улучшению обслуживания населения, ведет к массовым нарушениям законных интересов граждан.

43. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции

Гражданский кодекс сохранил такой особый вид реали­зационных договоров, как договор контрактации сельско­хозяйственной продукции.Он имеет значительную специ­фику.

По договору контрактации производитель сельскохозяй­ственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию за­готовителю — лицу, осуществляющему закупки такой про­дукции для переработки или продажи.

Одной из сторон в договоре всегда должна быть организа­ция или фермер (он признается индивидуальным предприни­мателем), сами производящие продукцию. Заключенный до­говор контрактации служит основанием для осуществления хозяйством деятельности по выращиванию или производству продукции. Другой стороной выступает организация-загото­витель, закупающая продукцию для переработки или прода­жи. Заготовительные функции выполняют различные орга­низации: кооперативы, элеваторы, молокозаводы и др.

Предметом контрактации служит только сельскохо­зяйственная продукцияв сыром виде или прошедшая не­обходимую первичную обработку (сушку, фильтрацию, охлаждение и т.п.). Если выращенная или произведенная продукция прошла производственную переработку, то со­зданные продовольственные или промышленные товары уже не могут контрактоваться. Речь идет, например, о масле, сыре, мясопродуктах и др. Их реализация осу­ществляется уже на основании договоров поставки или оп­товой купли-продажи, поскольку требует учета правил продажи товаров населению.

Договором контрактации оформляется также поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Особенностью договора контрактации является включе­ние в него условий об обязанности заготовителя обеспечи­вать хозяйство тарой, упаковочными материалами, оказывать помощь в приобретении горюче-смазочных материалов и иных ресурсов. Помощь может выражаться в вывозе про­дукции транспортом заготовителя. Статья 536 ГК устанав­ливает, что заготовитель обязан принять сельскохозяй­ственную продукцию по месту нахождения и обеспечить ее вывоз.

Обязанность оказания встречных услуг обусловливается слабым развитием, примитивным состоянием системы снаб­жения и рыночной инфраструктуры сельского хозяйства. Между тем именно их развитие решающим образом влияет на доходность производства. У нас самая низкая в Европе урожайность, но даже из собранного мы почти четверть теряем из-за отсутствия хранилищ, холодильников, а глав­ное — из-за неналаженности системы сбыта.

Если своеобразие договора поставки отражает специфи­ку крупномасштабных, регулярно повторяющихся актов продажи товара, то особенности контрактации порождают­ся отсутствием в стране упорядоченного снабжения произ­водителей и системы сбыта сельскохозяйственной продук­ции. В силу этих обстоятельств обязанности снабжения тарой и необходимыми материалами стали возлагаться на тех, кто покупает сельхозпродукцию, — на заготовителей. От этого пока трудно отказаться, и договор контрактации вновь закреплен законом.

Предусмотренные нормами о договоре контрактации преимущества для сельскохозяйственных производителей могут быть реально обеспечены лишь соответствующей практикой судебно-арбитражных органов. Пленум Выс­шего Арбитражного Суда РФ принял постановление от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с при­менением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки». Названным Постанов­лением (п. 5) установлено, что, квалифицируя отношения участников спора, судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных ст. 506 Кодекса, неза­висимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте доку­мента.

Для договора поставки подобные защитные меры прак­тически не требуются. В то же время такие меры крайне необходимы для договора контрактации, поскольку загото­вители уклоняются от исполнения возлагаемых на них законом достаточно обременительных обязанностей, согла­шаясь заключать с хозяйством вместо договора контрак­тации лишь договор поставки или купли-продажи, не предъявляющие к ним требований о помощи в снабжении ресурсами и вывозе продукции.

Контрактант (заготовитель) может принимать на себя обязанности встречной продажихозяйству отходов от пе­реработки полученной продукции. Это весьма значимое в экономическом отношении условие. В соответствии с таки­ми соглашениями молокозаводы после выгрузки молока возвращают фермам «снятое» молоко для выпаивания те­лят, масло- и сахарозаводы отгружают хозяйствам жмых и патоку на корм скоту. Из-за низкой правовой подготовки подобные условия редко встречаются в договорах, хотя в развитых странах такая практика является общепринятой.

То обстоятельство, что продукция производится (выра­щивается) по заказу заготовителя, налагает на последнего повышенную ответственность за принятие продукции от хозяйства и оплату ее стоимости. В случае отказа заготови­теля взять подготовленную для него продукцию возможно­сти продажи ее другим лицам у хозяйства весьма ограниче­ны, особенно когда продукция является скоропортящейся. Поэтому ст. 536 ГК воспроизвела ранее существовавшее правило о недопустимости отказа заготовителя от приня­тия продукции,представленной в соответствии с догово­ром. В случае отказа с заготовителя взыскивается полная стоимость такой продукции.