В условиях насыщения товарного рынка все большее значение приобретает товарный знак. 1 страница

Товарный знак регулируется Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Товарный знак или знак обслуживания – это обозначение, которое способствует различению товара или услуги одних юридических или физических лиц от товаров и услуг других юридических или физических лиц. В качестве товарного знака можно регистрировать словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации на имя юридического лица, а также физического лица. Регистрация товарного знака производится в любом цвете и цветосочетании. Звук также может быть признан товарным знаком.

Функции товарного знака:

1. выделение товара среди однородных товаров;

2. указание на источник происхождения товара;

3. указание на определенное качество товара;

4. рекламирование данного товара.

23.

24. От собственно ценных бумаг следует отличать товаро­распорядительныедокументы, которые безосновательно смешивают с ценными бумагами. Передача товарораспоря­дительного документа на товар приравнивается к передаче самого товара (п. 3 ст. 224 ГК), поэтому товарораспоряди­тельные документы используются в торговом обороте и от­носятся к объектам торгового права.

Товарораспорядительные документы представляют со­бой составленные на формулярных бланках, т.е. бланках с обязательными реквизитами, тексты договоров.

Законодательство называет два вида таких документов: коносаменты на морскую перевозку и складские свидетель­ства. Документы эти всегда выдаются профессиональными перевозчиками или хранителями.

25.Выяснение сущности оптовой торговли дает основания для выделения в качестве самостоятельного вида реали­зационных договоров договора оптовой купли-прода­жи.Его первичными отличительными признаками будут:

1) определенная сфера применения — оптовая торговля;

2) специальный субъектный состав участников;

3) целевая предназначенность реализуемых товаров — поступление в розничную торговую сеть для последующей продажи насе­лению.

Оптовая торговля есть отрасль экономики и вид ком­мерческой деятельности. Она предшествует процессу розничной торговли как важный и обязательный этап.

Участниками оптовой торговли выступают, прежде все­го, изготовители товара. Другие основные ее участники — оптовые торговые и посреднические организации, осуще­ствляющие разные виды операций по подготовке и продви­жению товара. Конечными звеньями выступают организа­ции розничной торговли или индивидуальные торговые предприниматели.

Принципиальные отличия имеются в требованиях к предмету договора оптовой купли-продажи по сравнению с другими реализационными договорами.

Предметом договора оптовой купли-продажи служат только вещи, которые: а) могут предлагаться к продаже в розничных торговых организациях и б) в конечном счете предназначены для продажи в розничной торговой сети. Если какой-то товар в принципе не может быть предложен для продажи в магазинах гражданам, то на его реализацию не могут заключаться договоры оптовой купли-продажи. Если же он может продаваться в розничной сети и в конеч­ном счете попадет на прилавок магазина, то договоры, за­ключаемые любым числом лиц по пути движения этого то­вара, будут договорами оптовой купли-продажи.

Для определения требований к содержанию договора необходимо проанализировать связь оптовой торговли с розничной. Предназначение розничной торговли – продавать товары гражданам. Отношения торговых организа­ций с покупателями оформляются договором розничной купли-продажи.

Гражданину в магазине противостоит специальный субъект — продавец, действующий как торговый предпри­ниматель, коммерсант. Коммерсант — это тот, кто по роду своих занятий обладает специальными знаниями или опы­том в отношении операций или товаров, являющихся пред­метом сделки. Покупатель, конечно же, подобными специ­альными знаниями и опытом не обладает. Учитывая такое реально существующее неравенство, закон предоставляет повышенную защиту более слабой стороне — покупателю.

Ряд федеральных законов и иных правовых актов пре­дусматривает различные правовые и организационные требования к розничным торговым организациям, направ­ленные на защиту интересов населения. Такие требования адресуются розничным организациям, однако они предва­рительно должны быть выполнены изготовителями или оптовыми организациями, имеющими необходимое произ­водственное оборудование и помещения. Собственными си­лами розничные торговые организации не в состоянии ис­полнить соответствующие требования. Поэтому обязанности их выполнения должны предусматриваться вдоговорах оп­товой купли-продажи, заключаемых с изготовителями и оптовиками.

Необходимость учета и урегулирования множества воп­росов, диктуемых требованиями розничной торговли, созда­ет видовые особенности договора оптовой купли-продажи. Можно предложить следующее определение этого договора.

По договору оптовой купли-продажи продавец обязу­ется в согласованный срок (или сроки) передать в соб­ственность покупателю товары, предназначенные для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять товары и оплатить их сто­имость.

Требования к розничной торговле, подлежащие отраже­нию в договорах оптовой купли-продажи, определяются различными федеральными законами и иными правовыми актами. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов това­ров. Правила предусматривают ряд важных положений.

Так, согласно п. 11 Правил продавец обязан доводить до покупателей информацию об изготовителе товара, месте нахождения изготовителя или уполномоченной им органи­зации, обязанной принимать претензии от покупателя, осу­ществлять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание товара. Продавец должен иметь и предъявить покупателю подлинник сертификата соответствия на товар либо копию сертификата, заверенную продавцом, нотариусом или ор­ганом сертификации.

Товары бытового назначения должны иметь маркировку на каждом изделии или ярлыки с указанием наименования изделия, цены, размеров, роста и иных сведений. При обна­ружении недоброкачественности товара покупатель вправе потребовать замены, уценки либо незамедлительного без­возмездного устранения недостатков товара (п. 27 Правил). Информацию об организациях, выполняющих ремонтные и восстановительные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товара.

Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установил, что в роз­ничной торговле не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов. На этикетках, ярлы­ках (либо вкладышах) пищевых продуктов кроме информа­ции, установленной Федеральным законом «О защите прав потребителей», должна быть указана следующая информа­ция на русском языке: о пищевой ценности продуктов, о на­значении и условиях применения, об условиях хранения и приготовления, дата изготовления и дата упаковки и др.

Как выглядят условия договоров оптовой купли-продажи, обеспечивающие выполнение указанных требований? Это мо­гут быть пункты, предусматривающие обязанность продавца (изготовителя или оптовика) произвести поставку товаров в соответствующей упаковке и расфасовке, обеспечить наличие на каждой единице товара необходимой маркировки либо яр­лыков со всеми требуемыми сведениями. Должно предусмат­риваться представление копий сертификатов соответствия, заверенных уполномоченным лицом.

Для выполнения обязанности незамедлительной замены возвращаемых потребителями вещей в договоре должно предусматриваться создание в магазине обменного фонда на период гарантийного срока (при отсутствии специали­зированной гарантийной организации) или установлен­ных сроков замены товара. Расходы по созданию обменного фонда возлагаются на изготовителя или оптовую органи­зацию, поставляющих товар.

В договоре оптовой купли-продажи должна быть опре­делена организация, которая по поручению изготовителя будет осуществлять гарантийный ремонт и техническое об­служивание изделий. Со своей стороны изготовитель или оптовик обязаны заключить с такой организацией договор о гарантийном или сервисном обслуживании граждан, ку­пивших соответствующие товары. Наименование и адрес этой организации доводятся магазином до сведения потре­бителей.

Можно назвать следующие задачи, для решения кото­рых предназначен договор оптовой купли-продажи.Это: 1) обеспечение ритмичного и бесперебойного поступления товаров в розничную торговую сеть; 2) обеспечение нали­чия ассортимента товаров, максимально удовлетворяюще­го интересы покупателей, постоянное обновление и улучше­ние ассортимента; 3) поступление в магазины товаров высокого качества, безопасных для жизни к здоровья граж­дан; 4) поступление товаров в упаковке и расфасовке, удоб­ных для пользования и хранения; 5) обеспечение полноты информации для покупателей о характеристиках товара, порядке пользования и хранения, сроках годности и др.; 6) обеспечение для покупателей возможности замены товара, его гарантийного ремонта и сервисного обслуживания и др.

Законодательство о розничной торговле в настоящее время предусматривает множество различных требований по обеспечению интересов населения, которые, чтобы быть исполненными, предполагают привлечение усилий изгото­вителей и оптовых организаций. Правовой основой для ре­шения указанных задач служит договор оптовой купли-продажи, нуждающийся в законодательном закреплении и регламентации.

Статья 421 ГК позволяет сторонам самим составить договор оптовой купли-продажи или соответствующим об­разом дополнить договор поставки. Однако в обстановке слабой конкуренции розничные торговые организации практически лишены возможности добиться от продавцов включения в договоры необходимых условий, поскольку ни нормы о договоре поставки, ни глава 30 ГК в целом не пре­дусматривают соответствующих прав розничных торговых организаций во взаимоотношениях с продавцами (постав­щиками). Проводившиеся обследования показывают, что сейчас лишь в трети договоров между поставщиками и роз­ничными торговыми организациями содержатся все необходимые условия, обеспечивающие соответствие товара правилам продажи в розничной сети.

Договор оптовой купли-продажи объективно необходим для создания отечественного товарного рынка. Просчетом ГК является то, что, предусмотрев в § 2 гл. 30 о договоре розничной купли-продажи положения, направленные на защиту прав потребителей, кодекс не установил соответ­ствующих обязанностей изготовителей и оптовых органи­заций, усилиями которых только и возможно обеспечить выполнение необходимых требований относительно прода­ваемого товара. Отсутствие законодательного урегулиро­вания договора оптовой купли-продажи закрепляет прими­тивный уровень нашей торговли, препятствует улучшению обслуживания населения, ведет к массовым нарушениям законных интересов граждан.

В этой связи рассмотрим отличительные черты догово­ров поставки и купли-продажи,являющихся наряду с оп­товой куплей-продажей основными договорами товарного обращения.

Договор поставки — это российское явление, продукт отечественной правовой и предпринимательской мысли. Разработан он был наряду с уже существовавшим догово­ром купли-продажи и предназначался для решения таких задач, для которых модель купли-продажи была явно не­пригодной. Это были закупки ресурсов для государствен­ных, прежде всего — военных, нужд. Поставки носили, как правило, крупномасштабный и долговременный характер, с регулярно повторяющимися операциями по передаче то­вара и оплате его стоимости. Весьма наглядно эти призна­ки прослеживаются на ранних этапах существования дого­вора поставки — в указах Петра Великого о казенных подрядах и поставках.

В последующие периоды видовые сущностные черты до­говора поставки то размывались, ион сближался до неразличимости с куплей-продажей, то вновь под влиянием по­требностей хозяйственной практики выходили на первый план, получая соответствующее закрепление в законода­тельстве.

Так это было в Положениях о поставках продукции и товаров 1969 и 1981 гг., которые даже в условиях подчине­ния договора системе планового распределения закрепили ряд значимых возможностей. Так, был определен порядок заключения долгосрочных договоров, установлен пример­ный круг вопросов, подлежащих урегулированию на ряд лет. Подобные перспективные условия должны были пре­дусматривать, в частности, последовательное расширение и обновление ассортимента, улучшение качества товаров, со­вершенствование тары, упаковки, способов отгрузки това­ров и др. Другой важный момент состоял в допущении воз­можности воздействия покупателей на основе договора на производственную деятельность поставщиков в целях бо­лее полного удовлетворения интересов потребителей. На эти значимые свойства договора поставки обращали вни­мание известные российские цивилисты З.Г. Крылова, Р.О. Халфина, Д.Н. Сафиуллин, В.А. Язев и др.

К сожалению, указанные особенности были утрачены в ГК, что резко свернуло и принизило возможности договора поставки. Модель договора поставки в ее нынешнем виде стала малопродуктивной, она не имеет четкого функцио­нального предназначения.

В настоящее время отличия договора поставки и купли-продажи определяются, прежде всего, составом лиц, способ­ных выступать в качестве поставщиков (в договорах по­ставки) и продавцов (в договорах купли-продажи).

Согласно ст. 506 ГК в качестве поставщикаможет вы­ступать лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и производящее или закупающее реализуе­мые им товары.Закупки товаров для последующей их по­ставки могут производиться специализированными орга­низациями, профессионально осуществляющими такую деятельность. Термин «закупка» применяется в ГК лишь в отношении организаций, осуществляющих контрактацию сельскохозяйственной продукции (ст. 535).

Таким образом, формально не могут выступать в каче­стве поставщиков оптовые торговые организации, не яв­ляющиеся заготовителями соответствующих товаров. Не вправе заключать договоры на поставку созданных ими товаров непредпринимательские организации. Не могут быть поставщиками многие другие субъекты торгового оборота, не обладающие признаками, указанными в ст. 506 ГК.

В отличие от поставки договор купли-продажи являет­ся универсальной правовой моделью,применяемой во всех сферах торговой деятельности, где законом не пред­писано использование других видов договоров. Договор купли-продажи может заключаться любыми субъектами торгового оборота, в том числе некоммерческими (непред­принимательскими) организациями.

В юридической литературе высказано мнение, что дого­вор поставки «наиболее оптимален» для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и по­ставщиками сырья, материалов либо комплектующих изде­лий; между изготовителями товаров и оптовыми торговы­ми организациями, специализирующимися на реализации указанных товаров[2]. Однако считать договор поставки «наиболее оптимальным» для регулирования отношений между изготовителями и оптовыми торговыми органи­зациями едва ли верно из-за полного игнорирования в законодательстве о поставках условий, необходимых для последующей продажи товаров населению.

Статья 454 ГК предусматривает, что по договору купли-продажи продавец обязуется передать в собственность покупателю вещь (товар). Более точной представляется формулировка ст. 237 ГК РСФСР, согласно которой прода­вец обязывался передать покупателю имущество. Запись в законе о передаче вещи (товара) на практике не рассматри­вается как обязанность передать лишь материальный пред­мет. Товаром по договору купли-продажи может быть лю­бое имущество, включая ценные бумаги, информацию, объекты интеллектуальной собственности и др.

Предметом договора поставки ст. 506 ГК называет това­ры. Как отмечалось ранее, не все то, что признается товаром в праве гражданском, является объектом коммерческого права.

Договоры купли-продажи и поставки в одинаковой мере выполняют функцию организации актов обмена товара на деньги и денег на товар. В соответствии с принципами по­строения ГК, общие положения о купле-продаже, регулирующие договоры купли-продажи, сосредоточены в § 1 гл. 30 Кодекса. Общие положения о купле-продаже применяются также к отношениям по поставкам, если иное не предусмот­рено нормами кодекса о договоре поставки. Применительно к договору поставки специальные правила, регулирующие отношения по поставкам, имеют приоритет над указанны­ми общими положениями.

При анализе закрепленных в законе особенностей дого­вора поставки выделяется их крайняя скудость и, что более существенно, искусственный характер отнесения их исклю­чительно к договору поставки. По своей природе эти «осо­бенности» договора поставки носят общий характер для ре­ализационных договоров, а нередко — для всех договоров коммерческого права.

В качестве особенности заключения договора поставки отмечается предусмотренный ГК специальный порядок урегулирования разногласий, возникших между сторонами относительно отдельных условий договора. Сторона, по­лучившая подтверждение о согласии заключить договор, но на иных условиях, должна в течение 30 дней принять меры к согласованию условий договора, по которым возникли разногласия.

Данное правило на практике не соблюдается, поскольку закон не предусмотрел последствий несоблюдения указан­ного требования и не урегулировал, хотя бы в основных моментах, процедуру согласования разногласий. Кроме того, в обстановке развала договорно-хозяйственных связей государство обязано содействовать их налаживанию. По­этому требование об урегулировании разногласий с указа­нием общего порядка преддоговорных контактов следовало бы установить для всех видов коммерческих договоров.

Условие договора поставки, предусматривающее постав­ку товаров отдельными партиями в частные сроки в тече­ние всего времени действия договора, конечно же, носит не специальный, а общий характер для всех видов реализаци­онных договоров. Поскольку в общих положениях о купле-продаже такое правило отсутствует, стороны могут по своей инициативе воспроизводить его в договоре купли-продажи и других видах торговых договоров.

Давно известный инструмент организации торговых отношений — отгрузочная разнарядка, выдаваемая покупа­телем продавцу при необходимости отгрузки товаров в ад­рес конкретных получателей, также не может считаться спецификой поставочных отношений. Условие о выдаче от­грузочной разнарядки при необходимости может преду­сматриваться во всех других реализационных договорах.

Совершенно неосновательно в качестве особенности договора поставки названа возможность поставки по согла­сованной сторонами графику: декадному, суточному, часо­вому. Временные графики выполнения договорных обязан­ностей — чрезвычайно важный инструмент упорядочения и повышения эффективности хозяйственной деятельности. В развитых странах общей практикой является согласование в договорах графиков выполнения тех или иных условий. Поэтому норма о согласовании графиков должна содер­жаться не в параграфе о договоре поставки, а в общих положениях о договоре.

В настоящее время сохраняется тенденция к примене­нию договора поставки для регулирования отношений крупномасштабного и долговременного характера,отно­шений между отраслями хозяйства и регионами. Достаточ­но указать на группу законов о поставках для государствен­ных нужд, на периодически издаваемые постановления Правительства РФ о поставках товаров в районы Крайне­го Севера, поставках техники, горючего, химикатов для нужд сельского хозяйства и др.

В указанных актах отражается общая предназначен­ность поставки для налаживания фундаментальных отно­шений между отраслями хозяйства, а также отношений производственной кооперации, когда предприятия устой­чиво сцеплены между собой процессами переработки сырья и материалов, обеспечения комплектующими узлами и де­талями. Кооперационные связи головного производителя и смежников, сырьевых и перерабатывающих предприятий — это всегда поставка, но не купля-продажа.

Таким образом, существует объективно проявляющаяся необходимость в договоре, организующем крупномасштаб­ные, долговременные отношения по обеспечению сырьевы­ми и материальными ресурсами и реализации готовых то­варов. Это предполагает существенную переработку норм ГК о договоре поставки.

Договор поставки должен регулировать никак не упорядоченные сейчас отношения долгосрочного характе­ра, обеспечивая длительное хозяйственное сотрудничество субъектов по реализации ресурсов, организацию иных крупномасштабных связей. В договоре поставки наряду с вопросами реализации товаров должны находить решение связанные с нею задачи производственного, технологичес­кого и организационного характера. Установление возможно­сти воздействия покупателей на хозяйственную деятельность поставщиков призвано обеспечивать последовательное улучшение конструктивных характеристик, качественных показателей изделий на основе внедрения новых техноло­гий и материалов в целях превращения наших товаров в конкурентоспособные на внешнем рынке.

26. В теории договора кроме формы выделяют также спосо­бы заключенияи порядок заключениядоговоров. Под способами заключения договоров следует понимать различ­ные приемы, методы установления договорных отношений. Что касается порядка, то он представляет собой процедуру, последовательность совершения действий, необходимых для заключения договора тем или иным способом.

ГК закрепил в качестве единственного способа, если не считать торгов, дачу предложения о заключении договора (оферта) одним лицом и согласие на его принятие (акцепт) другим. Установление такого способа как единого и един­ственного противоречит потребностям практики, прежде всего - коммерческой. Зарубежное законодательство, как правило, не содержит столь жесткой регламентации. Так, согласно ст. 2-204 Единообразного торгового кодекса США договор продажи может быть заключен любым способом, достаточным для того, чтобы доказать наличие соглашения. Здесь имеет значение не только допускаемая законом многовариантность способов заключения договоров, но и свя­занное с этим безразличие к соблюдению какой-либо про­цедуры. Если нарушение схемы оферта-акцепт и других предусмотренных ГК правил заключения договора может повлечь признание договора незаключенным или недей­ствительным, то в силу американского закона единствен­ным последствием неподтвержденности наличия соглаше­ния будет отказ в судебной защите.

Порядок заключения договоровпо схеме оферта-акцепт в самом общем виде закреплен в ст. 432-449 ГК. Согласно этим нормам заинтересованная сторона направляет другой стороне предложение о заключении договора. Предложение мо­жет адресоваться конкретному лицу или неопределенному кругу лиц, но в этом случае оно должно содержать существен­ные условия договора. При отсутствии существенных условий такое обращение рассматривается не как предложение о дого­воре, а как деловая информация, реклама.

Предложение о заключении договора связывает давшую его сторону, налагает определенную ответственность. Та­кая ответственность может состоять в обязанности возме­щения убытков при отказе от собственного предложения, если другая сторона начала подготовку к исполнению дого­вора и понесла определенные затраты.

Предложение о договоре может делаться следующими основными способами:

1) направление другой стороне подготовленного проекта договора. Ранее действовавшие Положения о поставках продукции и товаров предусматривали высылку заинтересо­ванной стороной двух экземпляров проекта. ГК не регули­рует данный вопрос. Практика свидетельствует об удобстве и экономичности посылки двух экземпляров проекта дого­вора. Вместо посылки проекта договора возможно направ­ление к другой стороне уполномоченного представителя и совместное подписание ими проекта договора;

2) направление письма, телеграммы или иного отправле­ния, содержащих предложение о договоре.

В предложении о заключении договора может быть ука­зано время для ответа. Следует постоянно учитывать эту возможность и использовать ее, когда требуется ускорить решение вопроса о договоре. Если в назначенный лицом срок ответ не поступил, то предложение считается не приня­тым и лицо вправе подыскивать себе другого контрагента.

Когда в предложении не указано время для ответа, то в силу ст. 441 ГК ответ должен быть дан в течение нормально необходимого времени. Законодательной ориентировкой для определения продолжительности срока может служить ст. 445 ГК, которая установила 30-дневный срок для ответа на предложение, когда заключение договора является обя­зательным. Поэтому по аналогии можно придерживаться 30-дневного срока ожидания ответа, если только иной срок не указан в самом предложении.

Договор считается заключенным,если вторая сторона возвратила подписанный экземпляр договора либо присла­ла письмо, телеграмму, факсограмму и т.п., подтверждаю­щие согласие с предложением.

Сторона, получившая проект или предложение о заклю­чении договора, нередко соглашается заключить договор, но на иных условиях. Такие контрпредложения должны быть ею высказаны. Когда договор заключается путем под­писания составленного проекта, то оправданным является порядок, который прежде был установлен Положениями о поставках продукции и товаров. Ими предусматривалось, что договор подписывается с отметкой перед подписью о наличии разногласий, т.е. перед подписью делается запись «с разногласиями». К возвращаемому экземпляру договора прилагается протокол разногласий.Этот документ упо­минается в ст. 445 и 528 ГК лишь по отношению к догово­рам, заключаемым в обязательном порядке, и контрактам на поставку для государственных нужд, хотя он может со­ставляться по любым договорам. На практике он оформляется как сопоставительная таблица текстов предложения и ответа либо как изложение встречной редакции договорных пунктов.

Несоблюдение изложенного порядка может влечь отри­цательные последствия для нарушителей. Целесообразно по аналогии применять данный порядок при заключении любых торговых договоров.

При заключении договора путем обмена письмами, телеграммами, факсограммами и т.п. в даваемых ответах следует указывать вносимые контрпредложения, выделять их в тексте ответа. Во избежание осложнений работники договорной службы всегда обязаны сравнивать, сопостав­лять текст посланного предложения и полученного ответа.

По правилам ГК акцепт должен быть полным и безого­ворочным.Даваемое согласие на заключение договора не допускает расхождений с текстом предложения.

Зарубежная законодательная и внешнеторговая практи­ка более гибки.

В соответствии с п. 2 ст. 438 ГК молчание признается ак­цептом, если это вытекает из прежних деловых отношений сторон. Судебно-арбитражная практика признает допусти­мыми соглашения сторон о молчаливом акцепте проектов до­говоров, подлежащих заключению в последующие периоды.

Таким образом, сами стороны вправе заключить согла­шение о том, что последующие договоры будут оформлять­ся путем молчаливого принятия продавцом к исполнению заказа покупателя. Установление подобного способа заклю­чения договоров особенно значимо для сторон, связанных регулярными отгрузками товаров. При этом важно обеспе­чить доказанность факта получения продавцом заказа. Продавцу также должно быть предоставлено право в установленный срок (например, десять дней) уведомить поку­пателя о полном или частичном отказе от исполнения его заказа. В отношении формы торговых договоровприменяется общее правило: договоры между юридическими лицами или с их участием заключаются в простой письменной форме. Наряду с этим имеется специальная норма - это п. 2 ст. 159 ГК, согласно которой если сделка целиком исполняется в момент совершения, то достаточно устной формы договора. Поэтому если организация покупает, например, телефон­ный аппарат, стулья или иное имущество на сравнительно незначительную сумму и оплачивает их стоимость в мо­мент покупки наличными деньгами, то письменного оформ­ления такого договора не требуется.

Почти все торговые договоры рассчитаны на последую­щее исполнение тех или иных условий, например, на безна­личный порядок расчетов, который всегда отдален во вре­мени, либо на отгрузку товара к будущему сроку. Поэтому для торговых договоров обычно необходима простая пись­менная форма.

Несоблюдение простой письменной формы не влечет не­действительности договора. Отрицательным последствием нарушения формы, согласно ст. 162 ГК, служит лишь недо­пустимость ссылок на свидетельские показания в случае возникновения спора. Невозможность ссылаться на свиде­телей не лишает права ссылаться на документы. Однако получить документы, подтверждающие содержание усло­вий устного договора, нередко оказывается затруднитель­ным. Поэтому споры по устным договорам обычно прихо­дится рассматривать как вытекающие из недоговорных обязательств, регулируемых гл. 60 ГК о неосновательном приобретении имущества.

27. По некоторым видам договоров ГК устанавливает стро­гую письменную форму,предусматривая, что несоблюде­ние письменной формы влечет недействительность догово­ра. Таковы все внешнеторговые сделки (ст. 162), договоры страхования (ст. 940), хранения с условием обязанности хранителя принять вещь (ст. 887), коммерческой концессии (ст. 1028). Необходимо учитывать, что требования к форме касаются не только заключения, но также изменения и рас­торжения договоров.