Западная биржа
1. Обычно является некоммерческой, хотя и самоокупаемой организацией.
2. Торгует одноименным взаимозаменяемым товаром. Это всегда массовый сырьевой товар. Всего в мире насчитывается около 70 биржевых товаров: нефть, металл, хлопок и др.
3. Товар продается биржевыми партиями строго установленного размера или в количествах, кратных биржевой партии.
4. Условные продажи составляют 97%, реальные - 2-3% (по отдельным товарам - до 10%). На биржах торгуются, покупают, но реально не поставляют и не получают.
Указанные различия демонстрируют принципиальную противоположность зарубежных и отечественных бирж. По своей сущности российские «биржи» являются организациями мелкопартионной торговли различными товарами.
Российские биржи в принципе не способны осуществлять биржевые торги по стандартным контрактам, поскольку каждый продаваемый товар по виду, количеству и стоимости несопоставим с другим и требует индивидуальной выработки условий контракта. По причине разнородности и невзаимозаменяемости поступающих на торги товаров биржи не могут перейти на фьючерсную и опционную торговлю. Полностью исключено страхование (хеджирование) контрактов и ликвидация их через расчетную палату фирмы.
Главная функция биржи — формирование общественно обоснованных цен на товары в рыночных условиях. Биржа служит механизмом выявления соотношения спроса и предложения, определения общественно необходимых цен на основные сырьевые ресурсы и отсюда - на огромное количество производных и зависимых товаров. Надлежаще организованные биржевые торги содействуют стабилизации цен на товарных рынках, сдерживают инфляционные процессы. Отсутствие нормально работающих бирж - одна из причин неспособности властных структур справиться с инфляцией.
В стране существуют серьезные проблемы с ценообразованием на зерно, нефтепродукты, ряд других ресурсов. Диктат и сговоры монополистов позволяют, с одной стороны, обрушивать закупочные цены на зерно, понуждая производителей продавать его почти по себестоимости, а с другой - постоянно наращивать цены на горючее и химикаты для тех же сельхозпроизводителей.
Отсюда возникает стратегическая задача создания нескольких подлинных бирж, организующих торговлю массовыми сырьевыми товарами: лесом, металлом, зерном, углем и др.
В процессе лицензирования бирж должна быть обеспечена их строгая специализация на торговле определенным видом сырьевых ресурсов. Следует проверять соответствие принимаемых биржами правил проведения торгов требованиям закона, чтобы исключить превращение бирж в магазины оптовой торговли. Для каждой биржи требуется создание разветвленной сети брокерских организаций, позволяющих вовлечь в биржевые торги максимально широкий круг производителей, потребителей и торговцев соответствующими ресурсами. Без правовой поддержки и стимулирующих мер со стороны государства в России едва ли удастся создать биржи как инструменты рыночного формирования цен на соответствующие сырьевые товары, а следовательно, и построить нормальные рыночные отношения.
Серьезные правовые и организационные меры требуются для налаживания такого механизма организации товарного рынка, как оптовые ярмарки.Во всех развитых странах они используются как эффективное средство формирования договорно-хозяйственных связей между изготовителями, потребителями и посредниками.
В стране до настоящего времени не выработано общегосударственной концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности. Не налажено составление координированных планов проведения ярмарок, позволяющих обеспечить согласованность этих мероприятий. Следовало бы предусмотреть регулярное проведение в России нескольких международных ярмарок для содействия продвижению отечественных товаров на зарубежные рынки. Как свидетельствует современный зарубежный опыт, оптовые ярмарки служат важными механизмами установления торговых связей, развития рыночных процессов.
Один из основных просчетов состоит в том, что до настоящего времени отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность оптовых ярмарок и выставок.
Оптовые продовольственныерынки призваны выполнять важные задачи организации оптовой продажи продукции, производимой сельскохозяйственными организациями и фермерами, для магазинов, точек питания и других крупных потребителей. Кроме отличия по предмету, а это только сельскохозяйственная продукция, рынки отличаются от оптовых ярмарок тем, что работают постоянно, круглогодично.
В Федеральной программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 № 471, признано необходимым создание оптовых продовольственных рынков. Вместе с тем полноценная правовая основа организации и деятельности оптовых продовольственных рынков отсутствует. Этим в немалой степени обусловливается их крайне слабое развитие в России.
Опыт стран Европейского союза, США, Японии свидетельствует о том, что оптовые продовольственные рынки способствуют активизации обращения товаров, более полному удовлетворению запросов населения, сдерживают рост цен на продукты питания. Создание оптовых продовольственных рынков - это необходимый этап структурной перестройки каналов продвижения значительной части сельскохозяйственной продукции. Дальнейшее их развитие за рубежом идет по пути специализации оптовых рынков на продаже определенных видов товаров. Одновременно происходит установление прямых связей по поставкам продовольствия в супермаркеты и другим крупным потребителям. Сами оптовые рынки обрастают хранилищами, холодильниками, транспортным хозяйством и становятся в существенной степени центрами распределения продукции по заказам покупателей.
Важным сектором товарного рынка является осуществление поставок для государственных нужд.Порядок поставок регулируется ст. 525-534 ГК, Федеральным законом от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и рядом других законов. Этими актами предусмотрено заключение контрактов на приобретение ресурсов для выполнения государственных программ. Программы различаются по уровням: федеральные и региональные. Они разнообразны по направлениям: удовлетворение нужд обороны, закладка в госрезерв, обеспечение здравоохранения, просвещения и иные цели.
Указом Президента РФ от 07.08.1992 № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» предусмотрено создание федеральной контрактной системы. Эта задача была возложена на федеральную корпорацию «Росконтракт». Кроме того, постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 № 1224 при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ было создано Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка.
К сожалению, названные органы не обеспечили решение своей главной задачи - формирование в стране контрактной системы поставок. Целостная, координировано работающая система поставок для госнужд в стране отсутствует.
Соответствующую организационную работу приходится осуществлять непосредственно государственным заказчикам, производящим закупки товаров для обеспечения публичных нужд.
На товарных рынках действуют и иные субъекты, способствующие организации оптовой торговли товарами.
В качестве таковых следует рассматривать, например, организаторов коммерческих торгов.Организаторы коммерческих торгов, обычно проводимых в форме конкурсов и реже - аукционов, осуществляют деятельность по содействию реализации имущества, принадлежащего определенному лицу, либо по отбору более предпочтительного поставщика (покупателя) соответствующих товаров. Организаторами торгов обычно выступают специализированные организации, располагающие необходимыми помещениями и подготовленным персоналом.
Можно утверждать, что примитивное состояние структуры нашего товарного рынка во многом предопределяется недостатками правового регулирования. Не созданы условия для надлежащей деятельности товарных бирж, вообще не определены статус и задачи оптовых ярмарок, выставок товаров, оптовых продовольственных рынков и других организаторов торгового оборота.
Формирование структуры рынка во многом зависит от усилий региональных органов исполнительной власти. До 1993 г. крайисполкомы и облисполкомы были обязаны содействовать развитию торговых связей на своей территории; обеспечивать работу региональных ярмарок; развивать оптовую и фирменную торговлю; обеспечивать заключение торговых соглашений с другими республиками И областями о взаимном снабжении товарами и др. Эти задачи в той или иной степени выполнялись.
С изменением законодательства эти требования перестали предъявляться, вообще исчезли правовые ориентиры для действий региональных органов по развитию товарного рынка. Между тем без правовой и организационной помощи государства сами по себе современные рыночные отношения возникнуть не могут. Мировой экономический опыт и 15-летний российский опыт однозначно свидетельствуют о вздорности суждений о рынке как о саморегулируемой системе, о «невидимой руке рынка», якобы самой устраняющей все несоответствия и затруднения в хозяйственной деятельности. Отсутствие последовательных, целенаправленных усилий государственных органов в центре и на местах по формированию структуры товарного рынка, невнятный характер и неисполнение принимаемых решений в этом направлении служат основной причиной слабости и организационной неупорядоченности рыночных отношений в стране.
18.Наряду со структурными преобразованиями необходимо создание инфраструктуры товарного рынка.Слово инфраструктура переводится как то, что находится ниже, под структурой. Применительно к коммерческой сфере инфраструктура — это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения. От уровня развития инфраструктуры во многом зависит дальнейшее совершенствование товародвижения в стране, становление национального товарного рынка.
Государство уделяет определенное внимание развитию рыночной инфраструктуры. Постановлением Правительства РФ от 13.06.1998 № 593 одобрена Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации на 1998-2005 годы. В числе других мер названная Комплексная программа предусматривает разработку нормативных правовых актов по совершенствованию организации оптовой торговли, разработку методических документов по снабженческо-сбытовой и торговой деятельности и др.
Внутри инфраструктуры принято выделять несколько подсистем.Одна из них - подсистема складского хозяйства -в России пока неразвита: отсутствуют в необходимом количестве специализированные склады, оборудованные для хранения продовольственных и промышленных товаров. Лишь третья часть оптовых торговых и посреднических организаций располагает складскими помещениями, что резко ограничивает возможности совершения товарных операций. Значимым фактором развития инфраструктуры товарного рынка служит создание сетей товарных складов и холодильников в портовых городах и иных транспортных узлах.
Важная роль отводится транспортной подсистеме, обслуживающей продвижение товаров от изготовителей до потребителей. С ней непосредственно связаны организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность. Особенности взаимоотношений по оказанию транспортно-экспедиционных услуг определяются Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
В качестве самостоятельной выделяется подсистема тароупаковочной индустрии, значительно влияющая на конкурентоспособность товаров.
Одна из первоочередных проблем – создание подсистемы информационного обеспечения. Необходим информационный банк данных об изготовителях товаров, их производственных возможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей, ценах на товары и др. Следует учитывать масштабность данной работы, ведь информация должна включать 25-30 млн. наименований изделий и быть доступной нескольким миллионам пользователей.
Перед российским бизнесом стоит задача создать во всех регионах звенья, занимающиеся сбором, обработкой и передачей данных о ресурсах и спросе. По всей территории страны должны быть созданы информационно-коммерческие центры и бюро, ведущие такую работу, налажен взаимный обмен информацией, установлены связи между ними и клиентами. Предоставление необходимой информации клиентам может осуществляться на постоянной договорной основе либо по разовым заказам.
Службы коммерческой информации начали действовать при торгово-промышленных палатах, которые сейчас имеются в каждом регионе. Наряду с телекоммуникационной сетью важно развивать информационные печатные издания. В издаваемых бюллетенях должна даваться конкретная информация для изготовителей, оптовиков и потребителей, причем рассылаться она должна адресно. Подобные издания должны опираться на помощь государственных органов, торговых представительств за рубежом.
На Западе такая работа ведется весьма широко и разнообразно. Так, в печати освещается деятельность транснациональных дилерско-дистрибьюторских сетей. Сети создают на местах свои агентства; согласно публикациям, в них работает до 200 тыс. человек. Агентства заключают с организациями договоры на информационное, консультационное обслуживание, предоставление сведений о спросе на товар или о наличии товара, о финансовой надежности контрагентов. В них действует порядок, согласно которому за привлечение каждого клиента агент получает проценты с вносимого клиентом вступительного взноса. Сети демонстрируют высокую эффективность своей работы. По публикуемым данным, лишь за счет получения доступа к коммерческой информации мелкие и средние фирмы в течение полугода оказываются в состоянии в 10-15 раз увеличить объемы торговых операций.
Анализ российского законодательства о структуре рынка свидетельствует о серьезных просчетах в ее правовом регулировании. Многие важные вопросы пока не получают решения. Отставание законодательной базы, недостаточность государственной поддержки сдерживают развитие товарного рынка в России.
19. Для выделения коммерческого права в самостоятельную отрасль возникает необходимость разграничения торговых и гражданско-правовых договоров.
По каким основаниям проводилось прежде разграничение торговых и гражданско-правовых договоров? Г.Ф. Шершеневич предлагал относить к торговым те, которые имеют целью дальнейшую перепродажу товара. Кроме того, одной из сторон в таком договоре обязательно должен быть торговый посредник (торговая фирма или купец).
Ранее было показано, что такой подход нельзя считать приемлемым. В настоящее время продажа созданного товара стала основной задачей любой организации-изготовителя. Подобным же образом покупка ресурсов для собственных нужд является необходимым условием деятельности всякой организации. При этом не имеет значения, участвует или нет посредническая организация в перемещении товара от изготовителя к потребителю.
В зарубежном законодательстве договоры классифицируются как торговые по содержанию обязательства, предусматривающего возмездное отчуждение товара (Франция, Испания), либо по признаку заключения его коммерсантом (Германия, Япония).
За последнее столетие в связи с увеличением объемов и усложнением торговых процессов наметились и получили свое закрепление отличительные признаки торговых договоров, отделяющие их от договоров гражданско-правовых. В России основные источником договорного права остается ГК. Вследствие этого четкое разграничение между гражданско-правовыми и торговыми договорами отсутствует. Однако даже в ГК внутри договорных институтов можно найти немало положений, рассчитанных на применение соответствующего договора в основном или даже исключительно в коммерческих отношениях.
В качестве наиболее общих критериев для выделения договоров коммерческого праваможно назвать:
1) связь с торговым оборотом, процессом продвижения товаров от изготовителей к потребителям;
2) наличие хотя бы с одной стороны субъекта, действующего в качестве предпринимателя (коммерческой организации);
3) возмездный характер, наличие экономического интереса у каждой из сторон.
Необходимость разделения коммерческих и гражданско-правовых договоров диктуется потребностями торгового оборота, общественными интересами. Разнообразные специальные признаки имеются также у торговых договоров, применяемых в различных областях коммерческой деятельности.
Анализ соотношения договоров коммерческого и гражданского права позволяет выделить в гражданском законодательстве, во-первых, договорные институты, в которых появились черты и признаки, предназначенные для регулирования именно торговых отношений («коммерциализации договоров»); во-вторых, договорные институты, в которых произошло фактическое разделение и наряду с гражданско-правовыми институтами возникли соответствующие институты торгового права (например, коммерческое поручение в совокупности с представительством, существующее наряду с общегражданским поручением и представительством). Наконец, необходимо указать на ряд важных договоров коммерческого права, вообще не упоминаемых в ГК в силу известной отдаленности цивилистики от проблем торгового оборота. Таковы договоры оптовой купли-продажи, на проведение маркетинговых исследований, на передачу коммерческой информации, об электронной торговле и др.
Очевидно, что процессы развития каждой из указанных групп договоров будут протекать различно. Дальнейшая коммерциализация договоров, остающихся в составе ГК, прямо зависит от потребностей развития торгового оборота. Соответствующие изменения будут происходить в результате дополнения договорных институтов успешным опытом, а также торговыми обычаями, прежде всего - документированными обычаями международной торговли, которые уже в настоящее время придают совершенно иной вид многим договорам.
Должную роль призвана сыграть в этих важных процессах наука коммерческого права, исследующая позитивную практику применения договоров в торговом обороте и обосновывающая предложения о ее всемерном использовании и об изменении законодательства о договорах.
20.Опыты классификации торговых договоров многократно предпринимались в российской и зарубежной юридической науке. Расцвет российского коммерческого права приходится на конец XIX — начало XX в. Поэтому наиболее разработанные классификации можно найти в трудах Г.Ф. Шершеневича и других российских ученых-коммерциалистов того времени. С учетом происшедших за столетие изменений в праве предлагаемые ими рубрикации выглядят устаревшими.
В качестве основной группы торговых договоров прежде предлагалось выделять договоры покупки товаров с целью их продажи. В эту группу включались договоры купли-продажи, поставки, мены и др.
С учетом общего понятия коммерческого права торговыми договорами должны признаваться прежде всего такие, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Данную группу договоров можно условно назвать реализационными договорами. Они образуют ядро торгового оборота.
К числу реализационных относятся договоры оптовой купли-продажи, поставки товаров, контрактации сельскохозяйственной продукции, поставки товаров для государственных нужд, а также договор мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью. Сюда же следует отнести и такой договор, предусмотренный ст. 822 ГК, как товарный кредит. Он включен в главу о кредитовании, хотя фактически предусматривает продажу с условием оплаты стоимости товара в будущем.
Помимо общих целей важной особенностью договоров на реализацию товара для предпринимательских и хозяйственных нужд является особый субъектный состав. Участниками таких договоров могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели, но не физические лица. Названные особенности дают основания и возможность безболезненно перенести нормы о реализационных договорах в специальный акт - Торговый кодекс, с тем чтобы более четко, детально и взаимосвязанно урегулировать соответствующие обязательства.
Вторую самостоятельную группу составляют посреднические договоры.По классификации ГК они в основном являются договорами на возмездное оказание услуг. В сфере торговли содержанием таких договоров становится совершение обязанным лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота. К данной группе относятся договоры комиссии, в том числе внешнеторговой комиссии (консигнации), коммерческого поручения. В круг посреднических входят также договоры торгового агентирования, которые широко применяются в зарубежной практике и постепенно получают распространение в России, и ряд других.
Третью группу составляют договоры, содействующие торговле.Развитие торгового оборота привело к видоизменению прежних и появлению новых видов таких договоров. Некоторые из них используются преимущественно в коммерции, другие имеют как торговое, так и общегражданское применение.
Таковы договоры на проведение маркетинговых исследований; создание рекламной продукции; распространение рекламы; предоставление коммерческой информации.
К данной группе можно также отнести договоры коммерческой концессии, хранения товаров, страхования товаров и коммерческих рисков, перевозки грузов, транспортной экспедиции и ряд других.
Среди рассматриваемых договоров важно различать договоры на оказание услуг и на выполнение работ. Основной отличительный признак — договоры на выполнение работ, как правило, имеют результатом создание определенного материального или идеального продукта. Созданный продукт может быть предметом последующих продаж. Что касается договоров на услуги, то они предусматривают совершение должником определенных действий в пользу кредитора. Само совершение действий (хранение, перевозка, агентирование и т.п.) является желаемым благом и создает исполнение договора. Требования к договорам на работы и услуги весьма различны.
Наконец, имеется четвертая группа — организационные договоры.В данную группу, в частности, входят договоры о взаимосвязанной деятельности по снабжению или сбыту товаров; договоры органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров; договоры органов власти и местного самоуправления с коммерческими организациями по вопросам производства и торговли и др.
Итак, при классификации договоров мы можем выделить те, которые образуют собственное содержание коммерческой деятельности. Это, прежде всего, реализационные и торгово-посреднические договоры. Они целиком относятся к сфере коммерческого права, поскольку предназначены для обслуживания товарного обращения. Что касается договоров, содействующих торговле, то они наряду с коммерческой могут использоваться и в иной предпринимательской деятельности, и даже в отношениях с участием граждан. Торговое законодательство регулирует лишь те особенности таких договоров, которые связаны с их применением в области товарного обращения.
21.Выделение коммерческого права в самостоятельную подотрасль требует разграничения общегражданских договоров и договоров торгового права, а также классификации договоров, предназначенных для регулирования торговых отношений.
К договорам торгового права относятся прежде Всего те, которые регулируют отношения по возмездной реализации товаров для предпринимательских и хозяйственных целей. Они образуют ядро торгового оборота.
Первую группу договоров можно условно назвать реализационными или собственно торговыми договорами. К числу реализационных относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, закупки для государственных нужд, контрактации сельскохозяйственной продукции. Сюда же можно отнести договор товарного кредита (ст. 822 ГК РФ), который предусматривает обязательство купли-продажи или поставки с условием оплаты стоимости товара в будущем. Б торговых и хозяйственных целях используется также договор мены.
Отличительным признаком договоров данной группы является то, что их сторонами могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели. Кроме того, названные договоры всегда заключаются лицами, отчуждающими товар с предпринимательской целью. Сторона, приобретающая товар, может действовать с предпринимательской целью либо закупать товар для производственных или хозяйственных нужд.
Курс на создание рыночной экономики повлек изменения в регулировании торговых отношений в России. Под влиянием зарубежного права Гражданский кодекс РФ закрепил в качестве общевидовой модели торговых договоров договор купли-продажи. Так, глава 30 ГК РФ называется "Купля-продажа". Она включает в себя основные, виды реализационных договоров: поставки, контрактации сельскохозяйственной продукции, поставки для государственных нужд и иные.
22.Средства индивидуализации товаров