Составление сметы прибылей и убытков

 

Для оценки показателей финансово-хозяйственной деятельности существует расчет прибылей и убытков. В этом документе сосредоточены все показатели доходов и расходов, связанных с работой предприятия, которые представлены так, чтобы было легко рассчитать сумму прибыли или убытков от деятельности вашей фирмы. В одной из последующих глав мы расскажем о методах бухгалтерского учета и отчетности, которые используются при составлении этого документа.

Расчет прибылей и убытков может быть представлен в двух вариантах: отчет о прибылях и убытках и смета прибылей и убытков. Первый документ содержит данные за какой-то отчетный период, как правило за месяц или год. В этой же главе речь пойдет о втором, то есть о смете прибылей и убытков, которая представляет собой прогноз будущих показателей.

Прежде чем открывать дело, вам надо определить, как оно будет функционировать. Если возможны несколько вариантов, то нужно будет выбрать один. Для этого, возможно, потребуется проработать несколько смет прибылей и убытков с тем, чтобы выбрать оптимальный прогноз, который обещает наивысшую прибыль от вложенного капитала. Такой "вариантный" анализ может подсказать более эффективное решение или продемонстрировать несостоятельность первоначально избранного. Не обязательно сразу использовать весь стартовый капитал, лучше кое-что оставить "в резерве".

В конце концов владелец предприятия должен принять решение по стратегии развития бизнеса и выбрать наилучший вариант прогноза прибылей и убытков. Этот прогноз становится сметой прибылей и убытков, то есть основополагающим документом для владельца предприятия.

Период, на который составляется смета прибылей и убытков, зависит от масштабов создаваемого дела. Смета малого предприятия с небольшим стартовым капиталом составляется на несколько месяцев. Если же требуются более значительные первоначальные вложения, то смета составляется на несколько лет и содержит такие разделы, как платежи в погашение кредита и крупные статьи расходов.

У каждого предприятия будет своя смета прибылей и убытков, но есть статьи доходов и расходов, которые содержатся в каждой смете. Это проиллюстрировано ниже.

Итого…

Месяц………………….…..1………2….…..3………4...............12……………... за 1-й год

Выручка от реализации

Изделие А

Изделие Б

Услуга В

1. Итого выручка от реализации

Прямые расходы

а) Товарные запасы на начало периода

б) Остаток товарных запасов на конец периода

в) Стоимость закупленных материалов за период

г) Расход товарных запасов за период (А+В-Б)

д) Заработная плата

2. Производственная себестоимость реализованной продукции (г+д)

3. ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ = 1 - 2

4. Валовая прибыль в % от реализации = 3/1 х 100

 

Накладные расходы

Производственная себестоимость, исключая прямые расходы

Затраты на реализацию, исключая прямые расходы

Транспортные расходы

Административные расходы

Расходы на рекламу

Расходы на услуги связи

Аренда и содержание помещений

Содержание автотранспорта

Банковские услуги

Прочие расходы

Отчисления в фонд социального страхования и прочие фонды

5. Итого накладных расходов

6. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ДО ВЫЧЕТА НАЛОГОВ = 3-5

7. Налоги в федеральный и местный бюджет

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ПОСЛЕ ВЫЧЕТА НАЛОГОВ = 6-7

Предел безубыточности - "мертвая точка" -для данного показателя реализации =5/4х100

При составлении сметы совершенно необходимо обеспечить сопоставление всех доходов и расходов за плановый период. Например, если вы готовите смету на каждый месяц, то арендную плату следует также разбить по месяцам, независимо оттого, с какой периодичностью она выплачивается: ежемесячно или ежеквартально. Благодаря этому, ваша смета будет отражать истинное положение с рентабельностью вашего предприятия.

Смета - это документ, который должен быть постоянно перед глазами предпринимателя. Сопоставляя фактические показатели с теми, которые заложены в бюджетные предположения, он может контролировать выполнение планов финансовой деятельности.

Если правильно им пользоваться, он может дать первое предупреждение о том, что расходы или доходы не соответствуют запланированным показателям. В этом случае предприниматель может откорректировать смету и дать более точный прогноз будущей деятельности своего предприятия или же принять какие-то меры.

И наконец, еще одна статья расходов, которая не фигурировала в вышеприведенных расчетах - это налоги в госбюджет, такие, как налог на прибыль и НДС.

При проведении ваших исследований до создания предприятия вам надлежит детально ознакомиться с законами по налогообложению и их применением. Возможно, вам даже потребуется консультация у других предпринимателей или какой-то специализированной фирмы.

 

" Бухгалтер - это не просто счетовод, а ответственное лицо, которое помогает вам правильно платить налоги и следит за расходами фирмы."

 

"Если фирма только что создана, ее бухгалтер должен очень хорошо ориентироваться в действующем законодательстве и помогать руководителю принимать правильные решения в области финансов. Бухгалтер - это не просто счетовод, как принято было к нему относиться, а ответственное лицо, которое помогает вам правильно платить налоги и следит за расходами фирмы, что достаточно сложно в обстановке ежеквартально меняющегося законодательства."

Сергей Балканов, консультант по вопросам предпринимательства, Москва.

 

Смета прибылей и убытков является важным инструментом в руках предпринимателя. По ней он может сверять фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности. Смету можно и нужно корректировать по мере поступления более точных данных по будущей деятельности предприятия. Кроме того, для оценки вашей идеи потребуется проработать еще один аспект будущего бизнеса, а именно: расчет движения денежных средств.

Смета прибылей и убытков предприятия по изготовлению окопных рам

В качестве примера рассмотрим смету этого предприятия на первые б месяцев. Он составлялся по данным, полученным в ходе исследования рынка, и исходя из оценочных параметров и предположительных затрат.

 

Месяц Итого
Реализация рам 1 550 1 600 1 650
Выручка ($5 за штуку)  
Итого выручка от реализации, ($) б 000
Материалы для рам ($1.50 за штуку)  
Заработная плата ($ 1 ) 1 550 1 600 1 650  
Производственная себестоимость, ($)
Валовая прибыль, ($) 3 875
Накладные расходы:              
Арендная плата  
Реклама  
Зарплата штатных работников  
Прочие расходы  
Итого накладных расходов
Чистая прибыль до вычета налогов, ($) -500 -125

 

Результаты исследования, проведенного владельцем, показали, что приемлемые показатели дохода от реализации продукции могут быть достигнуты только через 4 месяца. Владелец считает необходимым поддерживать темпы прироста объема производства на уровне последних двух месяцев, т.е. плюс 50 рам, до конца года. Если это получится, то предприятие будет рентабельным по итогам первого года, тем более, что к тому времени доля накладных в общих затратах значительно снизится.

Этот предприниматель добросовестно старался свести затраты к минимуму, не торопясь с приемом в штат новых сотрудников и активизируя рекламную кампанию вплоть до достижения достаточного объема реализации.

Согласно прогнозам владельца к концу года реализация составит 1 950 рам в месяц, и если накладные останутся в тех же пределах, то ежемесции.

Согласно прогнозам владельца к концу года реализация составит 1 950 рам в месяц, и если накладные останутся в тех же пределах, то ежемесячная чистая прибыль до вычета налогов составит S875. Такой расклад устраивает нашего предпринимателя, и он приступает к разработке плана движения денежных средств на базе этих показателей.