Другие внешние источники информации

60. Сигналы, приходящие с рынка, сквозная информация СМИ, внешние кредитные рейтинги или другие средства являются ценными источниками информации о состоянии банка и его возможных направлениях развития. Органам банковского надзора следует осторожно обращаться с информацией, полученной из этих источников, поскольку она может оказаться недостоверной. Тем не менее она нередко может служить индикатором, который стимулирует дальнейшие изыскания.

Планы на случай непредвиденных обстоятельств

61. У органов банковского надзора имеется широкий набор инструментов, которые могут использоваться для выявления и работы со слабыми банками, и очень важно, чтобы сотрудники органов надзора хорошо разбирались в этих инструментах. Такие инструменты включают в себя как юридически оформленные властные полномочия органов банковского надзора, так и их способность действовать "увещеваниями". Необходимо иметь четкое представление о пределах этих полномочий и о возможности их оспорить. Органам банковского надзора необходимо подготовить детально разработанные и чрезвычайные всеобъемлющие планы для работы со слабыми банками для четкого реагирования в периоды кризисов.

62. Органам банковского контроля следует разработать документированный план на случай непредвиденных обстоятельств, содержащий некий набор сценариев. Такой план может изменяться в масштабах, от рассчитанного на крупного, потенциально важного банка в масштабах всей банковской системы, который обанкротится по сценарию в течение суток, до мелкого, сравнительно важного банка, который находится на спаде, но который может быть извлечен из банковского сектора с незначительными проблемами. Первоклассные планы должны предусматривать:

- механизмы, с помощью которых орган банковского надзора выявляет слабый банк;

- возможности принимать решения, связанные с идентификацией и оценкой состояния слабого банка (то есть в какой момент банк перейдет из категории обычного режима надзора в категорию более интенсивного, ежедневного режима надзора);

- механизмы для проведения всесторонней, тщательной оценки, включая при необходимости использование услуг независимых экспертов;

- механизмы отчетности о полученных в результате проведенной оценки данных, а также определение тех лиц, которые получат такую информацию внутри и за пределами органа банковского надзора;

- ответственность за определение детального направления действий органа банковского надзора, включая действия, связанные с принятием на себя физического контроля над банковскими операциями, а также переводами или выплатой средств по депозитам;

- средства связи с другими соответствующими сторонами и координацию с ними надзорных действий;

- механизмы для любых публичных сообщений, где это будет приемлемо, и последующее управление общественной информацией;

- потенциальные конфликты с намерениями правительства или других соответствующих агентств и механизмы их возможного разрешения;

- механизмы мониторинга успеха или провала надзорных действий и их регулировка в случае необходимости.

63. Кроме финансовой информации, органы банковского надзора должны обладать правом быстрого доступа к широкому кругу соответствующей информации нефинансового характера, имеющей отношение к данному банку. Сюда относятся организационная и правовая структура, участие в работе платежных систем и пр. (в некоторых странах такая информация называется "книгой фактов"). Часть такой информации должна храниться в органе банковского надзора, а другая часть (исходные операционные данные, которые стремительно меняются) должна храниться в банке.

64. Органы банковского надзора должны также убедиться в том, что у банков имеются в наличии планы на случай непредвиденных обстоятельств, которые позволили бы им пережить периоды непредвиденной финансовой слабости. Такие планы должны включать в себя план ликвидности и план привлечения ресурсов, а также план восстановления капитала. В качестве побочного продукта 2000 года многие банки к настоящему времени опробовали и протестировали планы на случай непредвиденных обстоятельств, разработанные для решения проблем информационных технологий. Очень важно, чтобы органы банковского надзора поощряли банки подумать о средствах, с помощью которых можно было бы решать более масштабные финансовые затруднения.

65. Важно отметить, что любой вид финансовых затруднений (особенно если о них становится известно на рынке или есть подобные подозрения) потребует от банка иметь адекватный объем ликвидных средств, позволяющих ему отвечать по собственным обязательствам в течение того времени, пока решается проблема финансовой слабости или будут предприняты иные действия. Отсюда следует, что необходимо иметь некоторую форму планирования с расчетом на кризис ликвидности. Такой план может (и, вероятно, обязан) быть масштабнее, но как минимум он должен давать ответ на вопрос о том, как разрешать кризис ликвидности, вызванный потерей доверия к самому банку. Такой план должен демонстрировать, в случае если данный банк переживает трудности с рефинансированием своих обязательств, каким образом он сможет продолжать отвечать по своим обязательствам в течение разумного периода времени. Планы на случай непредвиденных обстоятельств направлены на обеспечение или активизацию новых источников финансовых средств, они позволяют мобилизовать капитал в течение короткого периода времени или реализовать/секьюритизировать активы. Такие планы должны регулярно запрашиваться и изучаться органами банковского надзора.

Часть II
Оздоровительные действия, решение проблем и выход из ситуации