Внешние аудиторы

52. Сотрудничество между внешними аудиторами и органами банковского надзора весьма полезно для выявления слабых банков 17 . Внешние аудиторы могли бы выявлять слабые места до начала работы органа банковского надзора. Такое может произойти во время очередной аудиторской проверки финансового состояния банка или в ходе осуществления внутренней проверки на месте от имени и по поручению органа банковского надзора. Такое сотрудничество могло бы основываться на периодических встречах между внешними аудиторами и представителями органов банковского надзора.

53. Органам банковского надзора следует регулярно знакомиться с аудиторскими отчетами и письмами банку и его совету директоров, которые должны быть всегда доступны для органов банковского надзора в данном банке. Органы банковского надзора могут договориться с банком о том, чтобы аудиторы получили указание отправлять копии всех этих отчетов непосредственно органам банковского надзора. Ознакомление с отчетами и письмами аудиторов поможет органам банковского надзора выявлять слабые места в системе контроля, а также области с высокой степенью риска в деятельности данного банка. В странах, где органы банковского надзора имеют доступ к рабочим документам аудиторов и возможность их анализа, проще сфокусировать ресурсы органов надзора в надлежащем направлении и избежать ненужного дублирования.

54. Конфликты интересов могут ограничить роль внешних банковских аудиторов, которую они могли бы сыграть в выявлении слабых мест. Конфликты интересов могут возникать, например, в тех случаях, когда внешняя аудиторская компания оказывает консалтинговые услуги банку, в котором осуществляет аудиторскую проверку. Вполне возможно, что внешняя аудиторская компания должна будет определить качество модели оценки банковских активов, разработанной консультантами - сотрудниками самой аудиторской компании. В подобных случаях у внешних аудиторов может не появиться надлежащих стимулов, чтобы отразить в отчете все сомнительные моменты. Очень важно, чтобы органы банковского надзора были осведомлены об этих проблемах тогда, когда они рассчитывают на надлежащую работу внешних аудиторов. Некоторым органам банковского надзора, возможно, удастся заключить контракт с аудиторами или другими экспертами на проведение ими сбора не месте информационных данных. Выбор для этих целей внешней аудиторской компании данного банка может оказаться полезным, поскольку данная компания знакома с операционными, контрольными и прочими системами, однако существует опасность того, что данная компания не будет держать необходимую дистанцию в отношениях с данным банком и рискует повторить ошибки, сделанные в процессе аудиторской проверки.