Принципы работы со слабыми банками

12. В качестве одного из условий осуществления данной работы наша специализированная комиссия рассмотрела вопрос о причине необходимости и желательности работы со слабыми банками. Ответ на этот вопрос связан с фундаментальными целями деятельности органов банковского надзора. Они, конечно, несколько варьируются в тех или иных странах, а в некоторых случаях эти цели прямо и ясно отражены в законодательстве страны. Следует, однако, сказать, что в качестве основной задачи главной целью органов банковского надзора является обеспечение стабильности и атмосферы доверия в рамках финансовой системы, что тем самым способствует уменьшению уровня риска потерь для депозиторов и других кредиторов. Эффективная работа со слабыми банками полностью согласуется с этой более масштабной целью.

13. При работе со слабыми банками эта цель трансформируется в действия органов банковского надзора, направленные на сохранение стоимости активов данного банка при нанесении минимального ущерба в отношении его операционной деятельности (то есть сохранении экономической единицы) при условии минимизации любых издержек, связанных с разрешением проблем. В определенных случаях вполне может оказаться, что данный банк должен прекратить свое существование в качестве юридического лица.

14. Руководящие принципы работы органов банковского надзора со слабыми банками включают в себя:

- Оперативность.Органы банковского надзора должны действовать быстро. Опыт многих стран показывает: промедление в действиях регулирующих и надзорных органов усугубляло проблемы слабых банков. Если не решать проблемы быстро, то они стремительно растут, делая более затруднительными и дорогостоящими усилия по окончательному их разрешению, при потенциальной вероятности их превращения в более масштабные и системные проблемы.

- Затраты-эффективность.Критерием наименьших затрат должны руководствоваться органы банковского надзора при выборе альтернативных действий, направленных на достижение целей органов надзора. Очень важно, чтобы органы банковского надзора при выборе направления своих действий учитывали все издержки, включая затраты, связанные с внешними факторами, такими, например, как нестабильность финансовой системы.

- Гибкость.В правовой сфере нередко принимается подход, основанный на совокупности норм права. Однако полезно было бы, если бы законодательство позволяло органам банковского надзора осуществлять маневрирование в деле распределения и сроках применения инструментов и механизмов банковского надзора. Предписывать природу и характер правовой структуры какой-либо стране выходит за рамки компетенции нашей Специальной комиссии - достаточно сказать, что органам банковского надзора следует быть готовыми действовать достаточно гибко при рассмотрении всего арсенала имеющихся у них властных полномочий для работы со слабым банком.

- Последовательность.Последовательные и правильно воспринимаемые действия органов банковского надзора не будут деформировать конкурентную среду. Подобный подход также будет минимизировать состояние неразберихи и неопределенности в периоды кризисов. К одним и тем же проблемам различных банков, крупных и мелких, частных и государственных 4 , должен осуществляться одинаковый подход.

- Проблема морального риска.Мероприятия органов банковского надзора не должны создавать стимулы для банков, действовать таким образом, чтобы нести издержки, груз которых они никоим образом не должны испытывать. Держатели акций не должны получать компенсацию убытков в случае, если банк переживает трудные времена; в противном случае это могло бы поощрять другие банки вести себя менее осмотрительно и осторожно в ожидании того, что они получат такую же помощь, если у них возникнут проблемы. Точно так же действия органов банковского надзора не должны защищать интересы корпоративных служащих проблемного банка. Как писал Бейджгот: "Любая помощь существующему плохому банку - это наивероятнейший способ предотвратить в будущем появление хорошего банка" 5 .

- Прозрачность и сотрудничество.Неадекватная или некорректная информация, поступающая из банка, увеличивает неопределенность для каждого участника отношений с этим банком. Такая информация может дезориентировать действия органов банковского контроля и увеличить расходы на решение проблем этого банка. Сам банк и органы банковского контроля должны быть нацелены на высокую степень прозрачности и обмена информацией, касающейся совместных действий, которые они намерены предпринять. Решения о раскрытии (или нераскрытии) информации для более широкой финансовой общины и общественности - это трудные решения, они должны приниматься в зависимости от конкретной ситуации. Обычно они подлежат тщательной оценке, и в каждом конкретном случае это должны быть взвешенные решения. Основным соображением при этом должен быть ответ на вопрос: способствует ли такое раскрытие информации достижению целей органов банковского надзора в части решения проблем слабого банка и сохранения более масштабной системной стабильности?