Рязанская область

Рязанская область образована в сентябре 1937г. В составе области 12 городов и 26 поселков городского типа, где проживает 69% населения области. Всего в области проживает 1227,9 тыс. человек. Областной центр — г. Рязань с населением 521,6 тыс. человек. Наиболее крупные города области: Касимов (около 36 тыс. человек), Сасово (около 30 тыс. человек), Скопин (около 25 тыс. человек), Ряжск (около 22 тыс. человек).

Рязанская область расположена в цен­тре европейской части РФ на равнинной территории. На севере области расположена Мещерская низменность, на за­паде — Среднерусская возвышен­ность (с высотами до 236 м). на вос­токе находится Окско-Донская равнина. Климат умеренно континентальный - теплое лето и относительно мягкая зима. Область богата водными ресурсами, по её территории протекает река Ока со множеством притоков, из которых самые крупные Мокша, Гусь, Пара, Пра, Проня. Много больших озёр: Белое, Великое, Дубовое, Черное. Крупные лесные массивы сосредоточены в Мещерской низменности, на севере области преобладают хвойные леса, на юге – лиственные. Животный мир лесов разнообразен: рысь, лось, волк, кабан, лисица, бобр, барсук, заяц. Из птиц здесь живут: коршун, ястреб, сова, скопа, серая утка, кряква. В реках и озерах обитают такие виды рыб, как лещ, судак, окунь, жерех, щука, карась, язь.

В 1935 г. на юго-востоке Мещерской низменности, по левобережью реки Пры, был создан Окский запо­ведник. Территорию за­поведника покрывают еловые и сосновые леса, сохранились дубовые рощи, и значительные площади заливных лугов и бо­лот. Наряду с характерной для этих мест фауной, здесь представлены редкие виды животных, таких как зубр, белые и чёрные журавли, пятнистый олень, для которых на территории заповедника созданы специализированные питомники. В 1984 г. Окскому заповеднику присвоен статус био­сферного заповедника. В настоящее время на территории заповедника работают орнитологическая станция и музей.

Изначально, в I тыс. до н.э. территорию Рязанской области заселяли финно-угорские племена. Позже славяне — вятичи. В X— XI вв. уже существовали такие го­рода, как Рязань, Пронск, Скопин. Ко времени татаро-монгольского нашествия Старая Рязань[25] стала крупным культурным центром Руси, центром развитых ремёсел и торговли. Рынки Старой Рязани славились разнообразием и качеством товаров: благовония, цветные ткани, предметы декоративно-прикладного искусства, клинки из домасской стали ввозимые с Востока, драгоценные ткани, парча, золототканые одежды из Византии, изделия ремесленников и оружие русских княжеств и земель Западной Европы.

Как и в других крупных центрах русской культуры - Киеве, Новгороде, Владимире, в Старой Рязани создаются замечательные памятники архитектуры и художественного ремесла. В XII веке в городе был возведён один из старейших монастырей на Руси -Ольговский Успенский монастырь. Среди археологических находок на территории Старой Рязани впечатляют ювелирные изделия из так называемых «рязанских кладов». Это колты, пластины очелья, полукольца, рясны, выполненные из золота и серебра с использованием техник гравировки, чеканки, чернения, скани и зерни и украшенные драгоценными камнями. Эти немногочисленные памятники ювелирного искусства XII - начала XIII века свидетельствуют о высоком уровне мастеров Старой Рязани и развитии различных видов обработки металла.

В 1237 году Муромо-Рязанское княжество одним из первых подверглось нападению татаро-монгольских войск, было разорено и разграблено. Старая Рязань после шести дней ожесточённого героического сопротивления врагам была взята войсками Батыя. Город был полностью разрушен, а население истреблено. О борьбе рязанцев с татарами сохранился прекрасный литературный памятник «Повесть о разорении Рязани Батыем». В нём есть рассказ о ратном подвиге рязанского воеводы Евпатия Коловрата, пришедшего в город уже после его захвата татарами. С небольшим, в сравнении с татарским войском, отрядом в восемьсот человек он напал на врагов, мстя за гибель родного города, и, истребив большое их множество, сам пал в неравном бою.

Татаро-монгольское нашествие положило конец процветанию Рязанского княжества, восстановление его единства затянулось на долгое время. От такого удара Рязань так и не смогла оправиться и передала имя своё другому городу ставшему через сто лет новой столицей княжества. Этим городом стал, основанный в 1095 году на правом бере­гу Оки, город Переяславль-Рязанский. Защищённый лесами город застраивался и расширялся. Однако в период ордынского господства он не раз испытал на себе вражеские набеги и разрушения. Со второй половины XIV в. Переславль–Рязанский официально стал центром Рязанского княжества. При князе Олеге Ивановиче (княжил в 1350—1402 гг.) Переславль-Рязанский становится крупным торговым и ремесленным центром успешно торгуя с северо-восточной Русью и Востоком. Город настолько окреп, что стал претендовать на право первого города на Руси и вести за это место борьбу с Москвой. Но набравшее силу Московское княжество отвоевало у Рязани Коломну, Каширу и Серпухов, позже Верею и Боровск, а после победы при Скорнищеве в 1371 г. усилило свое влияние на Рязань. Князь Олег Иванович, будучи умелым воином и политиком искусно лавируя между Ордой, Литвой и Москвой ещё долго противодействовал Москве в ее стремлении подчинить себе Рязанское княжество, той же политики придерживались и его потомки. Только в 1503 г. по завещанию князя Федора московский великий князь стал именоваться еще и князем Рязанским. Окончательно в состав Русского централизованного государства Рязанское княжество вошло в 1521 году, когда большая часть именитых бояр переехала из Переславля-Рязанского на постоянное жительство в Москву.

В «Смутное время» рязанцы в рядах Первого ополчения (1611г.) участвовали в освобождении Москвы от поляков. Большой пожар в 1647 году и последо­вавший за ним мор нанесли страшный урон городу. В 1650-х годах в Рязани был возведён новый кремль. На территории кремля был сохранён древнейший в городе Спасский монастырь.

В XVIII веке в городе стояли 17 новых церквей, 3 монастыря, архиерейский дом, торговые ряды. На посаде и в слободах также появились новые строения - церк­ви, лавки, амбары, питейные заведения. Здесь стали возникать купеческие ману­фактуры: кожевенные, полотняные, салото­пенные и свечные. По велению Петра I в Переяславле-Рязанском появилась краскотер­ка, где вырабатывалась «вохра да чермень вишневая и черная».

В 1708 году город Переяславль-Рязанский был включен в состав Московской гу­бернии, с 1719 года он стал главным горо­дом Переяславль-Рязанской провинции. Указом Екатерины II в 1778 году он офици­ально был переименован в Рязань, хотя под этим именем город и ранее, с XVI века, упо­минался в источниках. Центром Рязанской губернии Рязань стала с 1796 года.

В XIX веке в Рязани велось активное строительство административных и иных зданий из камня, среди которых дом Благо­родного собрания, редутный дом, а также торговые ряды и гауптвахта. В начале века здесь действовало 12 небольших предприя­тий: полотняная фабрика, кожевенные, са­лотопенные, пивоваренные заводы. В 1801 го­ду в Рязани была открыта типография, а в 1838 году начала выходить собственная газе­та «Рязанские губернские ведомости». В 1858 году в городе открылись двери первой публичной библиотеки, учрежден­ной на деньги,собранные по подписке.

Во 2 половине XIX века через Ря­зань прошли железнодорожные линии, со­единившие ее с Москвой, Коломной, черно­земными центрами России и Поволжьем. В Рязани появля­ются мастерские но ремонту подвижного состава и шпалопропиточный завод. Кроме них в конце XIX века в Рязани действовало 18 промышленных предприятий, в том чис­ле заводы сельскохозяйственных орудий, свечной, винокуренный. В начале XX века к ним добавились металлообрабатывающие, кирпичные, гончарное и лесопильное пред­приятия.

Рязань считалась одним из самых куль­турных городов России. В 1787 году здесь был создан оперно-драматический театр, один из старейших в России. В Рязани было открыто свыше 30 учебных заведений, где обучалось более 3 тыс. человек. В начале XX века всего в Рязани проживало около 30 тысяч человек. Значит, учился каждый десятый житель города, что свидетельствует о высо­ком уровне образования для того времени.

В годы советской власти Рязань стала центром округа, входившего в состав Московской области. С 1930 г., после ликвидации округов, город был районным центром. Лишь в 1937 г. Рязань получила статус областного города.

Рязанская земля богата памятниками исторического и культурного наследия. В 50 км к юго-востоку от современной Рязани, на правом берегу Оки, на месте бывшей столицы Рязанского княжества создан историко-археологический запо­ведник «Старая Рязань». Археологические работы на этом средневековом го­родище ведутся с 1836 г. Раскопками вскрыты остатки трех каменных со­боров - Борисоглебского, Спасского и Успенского. Открыты многочисленные развалины ремесленных мастерских, жи­лых зданий. Найдены предметы утвари и домашнего обихода из керамики, кости, рога, а также ювелирные изделия из зо­лота, серебра, меди.

В Рязани расположены уникальные архитектурные памят­ники средневековой Руси. На территории кремля расположено 17 памятников архитектуры XV—XIX вв. Среди них Христорождественский собор, самое древнее каменное со­оружение кремля, архиерейский дом XVII века, Архангельский собор и др. Неповторимым произведением архитек­туры XVII в. является расположенный в рязанском кремле новый Успенский собор. Собор, возведённый в 1693—1699 годах русским зодчим Я.Г.Бухвостовым, стоит на месте снесённого обветшавшего древнего Успенского собора. Новый Успенский собор оказался больше всех известных к тому времени русских храмов.

К более позднему периоду относится застройка централь­ных улиц Рязани в стиле класси­цизма: здания Дворянского собрания (конец XVIII—XIX в.), больницы (начало XIX в.), торговых рядов (XIX в.) и др.

В окрестностях Рязани, в долине реки Солотчи и старицы реки Оки сохранился прекрасный ансамбль солотчинского Покровского монастыря (XVII в.), осно­ванного в 1390 году рязанским князем Олегом Ивановичем. Среди сохранившихся монастырских строений - Рождественская церковь (XVI-XVII вв.), надвратная Предтеченская церковь (1688— 1699 гг., архитектор Бухвостов), трапезная с церко­вью Св. Духа (1688— 1689 гг.). В Солотче жили и работали художники А.Е. Архипов, пи­сатели А.П. Гайдар, К.Г. Паустовский, Р.И. Фраерман[26].

Интересны достопримечательности одного из городов Рязанской области - Касимова. Город Касимов первоначально назывался Городец Мещерский по имени обитавшего здесь племени Мещера. Был основан суздальс­ким князем Юрием Долгоруким в 1152 году и служил опорным пунктом на юго-восточных границах его владений. Позднее Городец был разрушен и после этого возник уже на новом месте, несколько севернее первоначального поселения, на высоком левом берегу Оки.

В XV веке великий князь Василий Тёмный, пожаловал Городец Мещерский татарскому царевичу Касиму. После смерти Касима, верно служившего Руси, Гордец был переименован в Касимов.

Город постепенно заселялся татарами, прибывавшими сюда из татарских государств, образовавшихся при распаде Золотой Орды. Увеличивалось и русское население города, заселялись его посады. Касимов включал в себя Пушкарскую, Татарскую, Ямскую слободы.

Выгодное географическое положение Касимова на перекрестке торговых путей сделало его крупным торговым центром. По реке Оке Касимов имел удобные связи с крупнейшими торговыми центрами Рос­сии Большой известностью пользовались кожи и меха, выделанные здесь, а касимовский каракуль имел огромный спрос на ежегодной Лейпцигской ярмарке. Славился город и поддужными колокольчиками, получивших название «касимовских».

С развитием парового судоходства по Оке значение Касимова как торгового центра воз­растает еще более. Город превращается в «столицу купечества»: треть купцов Касимоваимели звание купцов 1-й гильдии. Купечес­кие династии занимали ключевое место в эко­номической жизни города вплоть до 1917 года.

Развитие различных ремесел в первой половине XIX века положило начало промы­шленному производству, а к концу XIX века Касимов стал одним из наиболее развитых торговых и промышленных городов Рязан­ской губернии. В нем работали такие гиган­ты, как акционерная компания «Троицкая машинно-канатная фабрика», которая бы­ла самым крупным предприятием не толь­ко в городе, но и в Европе.

Большой торгово-промышленный город Касимов в начале XX века продолжал расширяться и благоустраиваться. По 35 ули­цам и 11 площадям разъезжали 160 извозчиков, работали библиотеки и типографии, большое количество учебных заведений, на которые городской бюджет выделял ежегод­но средства. В городе была проведена телефонная линия на 150 номеров. Касимов стал первым из уездных городов Рязанской губернии, в котором появился водопровод.

В настоящее время в Касимове одних только сохранившихся архитектурных памятников республиканского значения насчитывается более 14. По свидетельству писцовой книги 1627 года, все постройки в Касимове, за исключением мечети, дома царевича, мавзолея Шах-Али и двух «палаток» на Старом посаде, были деревянны­ми. Улицы были вымощены бревнами и досками. Город часто горел; особенно большой пожар, охвативший почти весь город, был в 1828 году.

Самые древние памятники архитектуры в Касимове сохранились на территории бывшей Татарской слободы. Это мечеть XVIII-XIX веков с минаретом XV века, мавзолей Шах-Али 1555 года и мавзолей Авган-Мухаммед-султана 1649 года на Старом Посаде.

Мечеть с минаретом была построена при Касиме в 1467 году. Мечеть изначально строилась из крупного кирпича «больше 13 дюймов», камень возили за 11 верст, из деревни Малеево. К началу XVIII века ее стали активно разрушать. Минарет сохранил­ся до наших дней без существенных переделок.

В 1768 году мечеть восстановили вновь в один этаж из белого камня, в 1830 надстроили второй с тесовой крышей, завершенной шпилем с шаром и «железной луной, золоченой через огонь», а стены внутри отделали мрамором. К более новому времени от­носятся украшающие верхний ярус архитектурные детали во вку­се Николая I, дорические колонны.

Мавзолей Шах-Али-хана расположен к юго-западу от мечети. Там же поблизости находился и дворец касимовского царя, ко­торый был разобран в XVIII веке. Мавзолей построен в форме небольшого прямоугольного объема. Внутреннее пространство разделено стеной на два неравных помещения: большее - соб­ственно усыпальница и меньшее - молельня. Внизу - подвал, в который проделан отдельный ход с улицы, также служивший усыпальницей.

Все архитектурные средства строители мавзолея сосредоточили у входа в усыпальницу. Над входом помещена белокаменная доска с высеченной на ней арабской надписью. Доска заключена в рамку из профилированных блоков белого камня и завершается карнизом стрельчатой формы. Арабская надпись над входом в мавзолей гла­сит: «Строитель и собственник этого здания - Шах-Али-хан, сын Шайх-Аулияр-султана, 21 числа месяца Рамазана 962 года (9 авгу­ста 1555). (По краю) Бог, нет Бога кроме Него, Бога живого и Бога сущего. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на земле. Кто может быть перед Ним заступником иначе как с Его разрешения? Он знает будущее и прошедшее, и люди из того, что Он ведает, постигают лишь то, что Он Сам захотел открыть им. Престол Его простирается над небе­сами и землею, и Ему ничего не стоит оберегать их. Один Он всевышний и великий».

В мавзолее были погребены Шах-Али, умерший в 1567 году, его жена и ближайшие родственники {в 1863 году еще видно было 11 надгробных камней, описанных Вельяминовым-Зерновым).

Авган-Мухаммед-султан, родной брат хивинского хана, был вы­везен из Хивы в 1621 году русским послом. Достигнув совершен­нолетия, Авган поступил на службу к московскому царю. В 1 648 году Авган умер и был похоронен на татарском кладбище за Старым посадом. В 1 649 г. над его могилой был сооружен мавзолей. Архи­тектура мавзолея — пример прямого влияния русского национально­го зодчества на культуру касимовских татар. Мавзолей Авган-Мухаммед-султана — прямоугольное в плане кирпичное зда­ние, основанное набелокаменном цоколе и перекрытое сводом. Вход в мавзолей расположен в западной стороне и богато декорирован резными кирпичными и белокаменными деталями и изразцами. Над входом в рамке из профилированных кирпичей помещена белока­менная доска с арабской надписью, в которой указывается дата смерти Авган-Мухаммед-султана.

В мавзолее шесть окон — по два окна в западной и восточной стенах и по одному в северной и южной. Наличники окон кирпич­ные, они одинаковы по размеру, но отличаются один от другого характером завершения. Углы мавзолея декорированы кирпичны­ми полуколоннами, пилястрами и изразцами. Мавзолей завершает­ся тремя поясами изразцов, разделенных горизонтальными валиками, выполненными из тесаного кирпича. В настоящее время многие эле­менты декора утеряны.

Церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца, считав­шегося покровителем ратных людей, — самый ранний из сохранив­шихся памятников русской архитектуры Касимова. Она расположена на территории бывшей Пушкарской слободы (в настоящее время Октябрьская улица). За ее алтарем находится могила Балакирева, придворного шута Петра I. Пятиглавая, с высоким четвериком и низкими апсидами, эта цер­ковь построена в 1700 году. Декоративная обработка фасадов церкви выполнена в стиле барокко.

В 1701-1703 г.г. на другом конце города (площадь Пионеров) была сооружена одноглавая, с четвериком кубической формы Ни­кольская церковь в древнерусском стиле. Касимовские церкви, возникшие после 1701 года, в той или иной степени повторяли один из этих двух образцов.

Благовещенская церковь - одноглавая, с четвериком кубической формы - располагается на пути от Советской площади к Оке. Церковь построена в 1740 году. Колокольня, имеющая шатровое завершение, и паперти заново перестроены в XIX веке.

На Советской площади стоит пятиглавая Успенская церковь, построенная в 1775 году. Ее архитектура повторяет стиль Богоявлен­ской, тоже барокко, такие же декоративные «раковины», но нет той стройности. В 1830 году к ней пристроены полукруглые папер­ти, а в 1911-1912 годах - новая трапезная.

Архитектура Троицкой церкви, сооруженной в 1753-1755 годах, необычна для Касимова. По своему стилю она напоминает церкви так называемого «нарышкинского барокко». Основной куб ниж­ней церкви переходит в верхней части в восьмерик, где и устроена колокольня. Под колокольней расположена верхняя церковь. Крыша на галерее искажает первоначальный вид церкви.

Строителями церквей в Касимове обычно были купцы. Так, Бого­явленскую (Георгиевскую) церковь построили купцы Гагины, Ус­пенскую - Миловановы, Троицкую - Полежаевы. Иногда церковь строили всем приходом, например Благовещенскую, а каменный собор Вознесения (1748 г.) был построен на месте деревянной церкви воеводой Ховриным.

Собор Вознесения 1748 года существовал до 50-х годов XIX века. В середине XIX века он был разобран, а на его месте по проекту П.И.Воронихина был построен существующий и теперь Возне-сенский собор, располагающийся в центре Советской площади (бывшая соборная).

Детальный проект планировки бывшей Соборной площади был разработан касимовским архитектором-самоучкой И.С.Гагиным. По его проекту, с востока вход на площадь оформлялся колоннадой, расположенной полукругом и раскры­той к собору, стоящему в центре площади. В западной части площади проектировался грандиозный ансамбль Торговых рядов, четы­ре корпуса которых должны были архитектурно оформлять въезд в город со стороны реки.

Проект И.С.Гагина частично был осуществлен. В 30-х годах XIX века под его руководством были построены три корпуса Торговых рядов (1818-1824 гг.). Монументальные и выразительные по своей архи­тектуре, Торговые ряды до сих пор являются украшением Советской площади.

В северо-восточной части Советской площади находится памят­ник архитектуры начала XIX века - дом Наставиных. Дом построен в 1813 году княгиней Путятиной, а название свое получил по фами­лии последних владельцев - купцов Наставиных.

Четырехколонный портик тосканского ордера декорирует сред­нюю часть главного фасада дома и объединяет первый этаж с ме­зонином. Между колонн на уровне первого этажа и на балконе мезонина установлена металлическая ажурная решетка. Стены дома украшены различной формы неглубокими нишами. Дом - кирпич­ный, цоколь - из белого камня.

К северо-западу от Советской площади, на набережной Оки, стоит дом Барковых, построенный в начале XIX века. Первоначально цент­ральная часть фасада была декорирована четырехколонным порти­ком. В 30-х годах XIX века дом был перестроен, портик стал шестиколонным, над портиком появился ложный фронтон. Большая арка под террасой была закрыта глухой железной дверью.

Своей самобытностью город привлекает кинорежиссеров. Здесь снято 19 художественных фильмов («Мусульманин», «Инкогнито из Петербурга», «Батальоны просят огня», «Туча над Борском» ...)

Ценность и своеобразие архитектурных памятников Касимова главным образом в том, что, возникнув в условиях близкого со­седства русской и татарской культуры, эти произведения, остава­ясь бесспорно русскими по существу и по форме, свидетельствуют о степени взаимодействия этих двух национальных культур.

История Рязанского края неразрывно связана со многими людьми, прославившими Россию своими научными достижениями, успешной деятельностью на поприще искусства и литературы. Одним из таких людей, составившим гордость российской науки, является выдающийся российский физиолог И.П.Павлов (1849-1936). В Рязани расположен небольшой дере­вянный дом постройки начала XIX в., на фасаде которого установлена мемориальная доска с надписью «Здесь родился и жил с 1849 по 1870 г. академик И.П. Павлов». Первый русский – лауреат Нобелевской премии, Павлов стал создателем учения о высшей нервной деятельности и крупнейшей физиологической школы современности.

Другим выдающимся представителем русской науки является уроженец рязанской земли К.Э.Циолковский (родился в селе Ижевское, 1857- 1935). Видный российский ученый и изобретатель, основоположник современной космо­навтики. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. Технические идеи Циолковского находят применение при создании ракетно-космической техники.

В селе Константинове родился известный русский поэт С.А. Есенин[21 сентября (3 октября) 1895 - 28 декабря 1925, Ленинград]. Сейчас в доме поэта открыт литературно-мемориальный му­зей знаменитого поэта. Есенин - тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.

Известный российский певец (баритон) и оперный режиссер П.С.Оленин родился в селе Истомине (1870-1922).

И.В.Мичурин, известный российский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, родился в поместье Вершина Пронского района (1855 – 1935).

А.Е.Архипов родился в деревне Егорово (1862 - 1930), российский живописец, народный художник России (1927). Передвижник. Пленэрные лирические жанрово-пейзажные полотна («По реке Оке», 1890), картины тяжелой трудовой жизни народа («Прачки», 1901), мажорные по цвету фигуры персонажей («Девушка с кувшином», 1927).

ТЕСТЫ

1В Рязанской области, на юго-востоке Мещерской низменности, по левому берегу р. Пры, был создан …

1. Окский запо­ведник 3. Турдейский природный

заповедник

2. заповедник«Гаяичья гора» 4. Баргузинский заповедник

2. На территории Рязанской области находятся, выберите четыре города

1. Адоев 2. Алексин 3.Скопин

4. Касимов 5. Сасово 4. Ряжск

3. Главная и самая полноводная река, протекающая по территории области

1. Упа 2. Ока

2.Волга 3.Вазуза

4. Самым древним из перечисленных городов Рязанской области является

1. Кадом 2.Чучково

2. Скопин 3. Спас-клепики

5. Современный город Рязань стоит на месте

1. древней столицы Муромо-Рязанского княжества города Рязани

2. основанного в 1095 году города Переславля- Рязанского

3. древнего города Муромо-Рязанского княжества города Пронска

6. Когда рязанское княжество вошло в состав Русского централизованного государства?

1.Во второй половине XIV века при рязанском князе Олеге Ивановиче

2.В середине XV века

3. В первой трети XVI века

7. В настоящее время на территории рязанского кремля стоит отреставрированный памятник архитектуры - Успенский собор, который был возведён в …

1. В XVII веке зодчим Я.Г. Бухвостовым

2. В XVII веке, зодчий не известен

3. Во второй половине XIV века рязанским князем Олегом Ивановичем

8. Какими ювелирными украшениями украшали рязанские женщины знатного положения голову и головные уборы? Укажите три соответствия.

1. Колты 2. Кации 2. Очелья

3. Рясны 3.Цаты 3. Хоросы

9. Где находится Покровский Монастырь постройки XVII века, основанный в 1390 году великим князем рязанским Олегом Ивановичем?

1. В историко-археологическом заповеднике «Старая Рязань»

2. В историко-архитектурном музее-заповеднике, на территории рязанского кремля.

3. В окрестностях Рязани в долине реки Солотчи

10. Какие древнейшие памятники мусульманской архитектуры сохранились в г. Касимове на территории бывшей татарской слободы? Найдите два соответствия

1.Мечеть XVIII- XIX веков с минаретом XV века

2. Мавзолей Шах-Али 1555 года

3. Мечеть XVI века без минарета

4. Дворец касимовского царя

 

ЛИТЕРАТУРА:

Семёнов Тян-Шанский В.П. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.1-13

Ягодинская Н.В., Малышкин С.А. Культурно-исторические центры России. М., 2007.

Родин Н.А. Касимов-городец мещерский. Рязань: «Узорочье», 2000.

Города России. Изд-во «БЕЛЫЙ ГОРОД», М.,2005

Путеводитель по святым местам России. Автор-составитель Гусев И.Е., Мн, 2006

Иванова О.Ю. Монастыри России.- Смоленск: Русич, 2004.