РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

 

В 1914 г. учёный монах-иезуит отец Антон Даймель издал в Риме на латинском языке свой труд под названием «Panteon Babilonicum» — «Вавилонский пантеон». В книге перечислялись в алфавитном порядке имена месопотамских божеств, которые учёный выписал, читая шумерийские, вавилонские и ассирийские клинописные таблички.

Составленный А. Даймелем перечень включал 3300 имён; за прошедшие с начала века десятилетия этот список был уточнён и существенно расширен. Конечно, не все имена в списке, так сказать, равноценны. Одни встречаются постоянно, тысячи раз, в табличках, относящихся ко всем историческим периодам и происходящих из всех городов и областей Месопотамии; другие характерны для надписей какой-то одной эпохи или местности и лишь изредка упоминаются в иных текстах. Есть и такие имена, которые встречаются в клинописных документах всего два-три раза. Не равны по своему могуществу и рангу были и носители этих имён, например бог Солнца и бог, ведавший всего-навсего формами

для изготовления кирпичей. Но даже самый незначительный демон, мелкий бес или какой-либо из бесчисленных этэмму (не обретший успокоения дух умершего) мог причинить немало бед, и человеку приходилось всё время держаться настороже, чтобы не рассердить кого-нибудь из них.

 

Трудно представить, в каком постоянном напряжении жили шумерийцы и вавилоняне, насколько их повседневная жизнь, включая самые обыденные поступки и простейшие действия, была опутана сетью строгих предписаний и запретов. И чем выше было положение человека в обществе, тем больше он зависел от требований традиции: жрец высокого ранга или царь и шагу не мог ступить по собственному усмотрению — всё регулировалось до мелочей расписанным ритуалом.

 

Огромный пантеон доставлял много затруднений месопотамским жрецам. Необозримый сонм богов требовал упорядочения, установления известной иерархии, отношений старшинства, родства, верховенства и подчинённости. В разных городах в разные исторические периоды учёные жрецы трактовали эти отношения неодинаково, вольно или невольно выдвигая на первые роли «своих» богов, традиционно почитавшихся в данной местности. Древним «богословам» приходилось решать сложные задачи. Признание и восхваление какого-либо одного божества, олицетворявшего природное (например, бурю) или социальное (например, клятву) явление, не означало отрицания других божеств с такими же функциями и признаками; им тоже нужно было найти какое-то место в божественной иерархии. Нередко их пытались отождествить с данным божеством или объявить частными проявлениями этого бога. Всё это создавало крайне запутанную картину (не говоря уже об остающихся почти неизвестными религиозных представлениях простонародья), и месопотамским жрецам так и не удалось создать единой чёткой иерархии в мире богов.

 

Не в лучшем положении оказались и современные исследователи месопотамской религии. Сколько-нибудь подробной и достоверной истории религии Месопотамии пока так и не написано. Проследить её удаётся лишь в самых общих чертах и в некоторых частностях, о чём речь пойдёт ниже. Однако, прежде чем переходить к рассказу о шумеро-вавилонской религии, следует хотя бы кратко остановиться на более чем трёхтысячелетней истории месопотамской цивилизации.

 

 

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ — политеистич. система религии, зародившаяся в глубокой древности среди первобытнородовых скотоводч. и земледельч. племен долины Нила и получившая дальнейшее развитие в эпоху раннерабовладельч. общества, когда оформилась деспотия фараонов. Гл. объектом поклонения древних египтян была природа, имевшая для Египта, с.-х. страны, громадное значение. Нил, разливы к-рого обеспечивали урожай, олицетворялся в образе бога Ха-пи, солнце — в образе бога Ра и т. д. Для Д-е. р. были весьма характерны зооморфизм и тотемизм, развившиеся благодаря значит. роли скотоводства и охоты в экономике страны. Богиня Сохмет, напр., изображалась в виде коровы, бог бальзамирования Any бис — с головой шакала и т. д. Глубокий отпечаток на Д.-е. р. наложил возникший еще в до-государственную эпоху культ мертвых. По представлениям египтян, у каждого человека имеются душа ба, изображавшаяся в виде птицы с головой человека, и дух-двойник ка. Считалось, что в «загробном мире» сподобиться блаженства мог лишь тот, чье тело как «вместилище души» сохранялось в целости. Отсюда забота египтян о сохранении тела после смерти (гробницы-пирамиды и мумификация). Для «загробного существования» покойник снабжался предметами, употреблявшимися им при жизни, или их моделями и изображениями, а магич. формулы и заклинания, начертанные на стенах пирамид, саркофагах и папирусах (т. н. Книга мертвых), должны были обеспечить ему посмертное блаженство на «полях Иалу», как в Д.-е. р. назывался «рай».

Каждый город, бывший первоначально самостоят, общиной, имел собств. систему богов, обычно во главе с триадой, состоявшей из бога-отца, богини-матери и бога-сына. Так, в Мемфисе почиталась триада Пта — Сохмет — Нефертум, в Фивах триаду образовывали Амон, Мут и их сын Хон-су. По мере полит, объединения Египта (с конца IV тысячелетия до н. э.) значение большинства местных богов падало, культы же нек-рых богов распространялись по всей стране, причем особенно выделялись боги городов, занимавших первенствующее положение в определ. период. Когда столицей Египта стал г. Он (греч. Гелиополь), его бог Ра возглавил пантеон гос. религии. В эпохи Ср. и Нового царства (в конце III — сер. II тысячелетия до н. э.) гл. городом стали Фивы — и место Ра занял Амон. Представление о верховном боге в Египте склады валось по образцу земных владык — фараонов, считавшихся неогранич. владыками всех подданных и их имущества. Д.-е. р. при посредстве жречества освящала власть фараона, объявляя его сыном бога и живым богом на земле. Жречество составляло одну из важнейших основ гос. власти в Египте. Однако усиление полит, влияния и экономич. могущества жречества, в первую очередь жрецов Амона, иногда создавало угрозу фараонам. В XV в. до н. э. это послужило причиной попытки религ. реформации: Аменхотеп IV пытался заменить культ Амона-Ра и др. богов культом солнечного диска — Атона. Новой религии были присущи черты монотеизма. Однако после смерти Аменхотепа IV было восстановлено почитание прежних богов, а в XI в. до н. э. на нек-рое время власть в Фивах захватили местные жрецы.

Особое место в Д-е. р. занимали «земледельч.» боги Осирис и Исида, культ к-рых был воспринят и гос. религией. Мифы о них символизировали последоват. смену земледельч. циклов, чем и объясняется популярность этих богов. Культ Осириса и Исиды, как и культ Амона, сыграл большую роль в создании новой, своеобр. религ. системы эллинистич. Египта, сочетавшей др.-греч. и егип. религ. представления. Немалую роль сыграла Д.-е. р. и в формировании христианства. Напр., миф об «умирающем и воскресающем» Осирисе, наряду с мифами об Аттисе и Адонисе, оказал существ, влияние на разработку мифа о Христе. Сохранившийся местами до наших дней обычай выращивать овес и просо к христ. пасхе — пережиток егип, магич. обряда из культа Осириса.