Рекламная кампания
Под термином «рекламная кампания»– комплекс рекламных мероприятий, связанных единой концепцией и рекламной идеей, направленных на достижение конкретной маркетинговой цели в рамках маркетинговой стратегии рекламодателя.
Можно сказать, что вся рекламная деятельность рекламодателя является совокупностью рекламных кампаний. Рекламная кампания является основным инструментом реализации фирмой своей рекламной стратегии, одним из элементов тактического планирования рекламной деятельности. В ходе проведения рекламной кампании для достижения поставленной цели зачастую используются приемы и методы других форм маркетинговых коммуникаций: паблик рилейшнз, сейлз промоушн, выставок.
Рекламные кампанииотличаются разнообразием по многим признакам. Из множества возможных классификаций целесообразно выделить следующие:
♦ по преследуемым целям (поддержка конкретного товара, формирование благоприятного имиджа рекламодателя и т. д.);
♦ по территориальному охвату (локальные, региональные, национальные, международные, глобальные);
♦ по интенсивности воздействия (ровные, нарастающие, нисходящие).
В рамках ровной рекламной кампании мероприятия распределяются равномерно по времени, например телевизионная реклама – один раз в неделю в определенный день, рекламные публикации в газете – также через равные промежутки времени. Этот тип рекламных кампаний имеет смысл при достаточно высокой известности рекламодателя, при напоминающей рекламе.
Нарастающая рекламная кампания строится по принципу усиления воздействия на аудиторию. Такой подход целесообразен при постепенном увеличении объема выпуска рекламируемого товара или его поставок от производителя.
Нисходящая рекламная кампания является наиболее приемлемым ее типом при реализации ограниченной по объему партии рекламируемого товара. По мере его реализации, уменьшения его количества на складах снижается интенсивность рекламной поддержки.
Проведение рекламной кампаниипроходит несколько основных этапов.
1) Определяется «портрет» потенциального потребителя
2) Формируются цели рекламной кампании
3) Разрабатывается основная идея рекламной кампании и принимаются решения о рекламном обращении
4) Выбираются формы размещения рекламы
5) Разрабатывается бюджет рекламной кампании
6) Подводятся итоги рекламной кампании и оценивается ее эффективность
1. «Портрет потенциального покупателя. Планирование рекламной кампании начинается с изучения потенциальных потребителей. В процессе изучения исследователи должны найти ответы на следующие вопросы:
– Кто потенциальные потребители? (пол; возраст; уровень доходов; семейное положение; образ жизни и пр.);
– Зачем они делают покупки? (для удовлетворения текущих потребностей; в подарок кому-то; для себя в качестве предмета роскоши; в связи с экстренной ситуацией; для досуга или как предмет увлечения; чтобы продемонстрировать свой достаток и вкус и пр.);
– Какие блага получат ваши клиенты, приобретая ваши товары и услуги? (надежность; изящество; цвет; цена; качество; удобство; сервис и пр.);
– Когда ваши клиенты делают эти покупки? (регулярно в течение всего года; сезонно, с подъемами и спадами в вашей реализации; по особым случаям, праздникам и юбилеям; в определенное время дня; редко – однажды или раз в пять лет; редко, но регулярно, раз в 2 года; часто и регулярно; часто, но не регулярно);
– Где ваши клиенты делают эти покупки? (где им удобнее; они готовы ехать куда-то, чтобы сделать эту покупку; у вас; у себя дома, т. е. с доставкой и пр.).
2. На втором этапе рекламной кампании определяется ее цель, дается четкий ответ на вопрос, для чего она проводится. При этом необходимо обеспечить соответствие этой цели маркетинговой и рекламной стратегиям фирмы.
♦ создание имиджа новому товару;
♦ улучшение имиджа давно существующего товара;
♦ обеспечение регулярного спроса;
♦ стимулирование сбыта товара или увеличение объема реализации услуг;
♦ ускорение товарооборота (для магазина);
♦ внедрение на рынок новых товаров (услуг) и др.
Формулировка цели должна быть конкретной и однозначной, желательно придать ей количественную определенность (например, добиться уровня осведомленности 25% целевой аудитории; увеличить сбыт на 15% и т. п.).
Решение этой одной из наиболее сложных задач всей рекламной кампании осуществляется совместными усилиями рекламодателя и рекламного агентства. Инструментом из совместной работы выступает документ, называемый брифом.
«Бриф – это краткое техническое задание, руководство к действию, необходимое профессионалам – креаторам, эккаунт-менеджерам, медиапланерам – для создания медиа- и креативных стратегий, проведения исследований, разработки рекламных материалов и многого другого. По своей сути бриф – это задача, сформулированная клиентом в сжатой форме, которую он ставит перед агентством».
Бриф разрабатывается следующим образом. Клиенту рекламного агентства в самом начале рекламной кампании вручается достаточно объемный вопросник. Подробно и точно отвечая на заданные вопросы, рекламодатель описывает свое видение проблемы, сложившейся в его рыночной практике, и пути ее решения в ходе рекламной кампании.
Существует несколько типов брифов:
♦ маркетинговый (marketing brief);
♦ творческий (creative brief);
♦ медиабриф на разработку медиастратегий (media brief);
♦ задание на разработку стратегии продвижения бренда (strategic planning brief);
♦ задание на дизайн/производственные работы (design/production brief);
♦ задание на проведение маркетинговых и медиаисследований (research brief);
♦ бриф на проведение промоушн-мероприятий (promotion brief).
Процесс разработки брифа очень важен как для рекламного агентства, так и для рекламодателя. Рекламное агентство получает документ, в котором сформулированы задачи, поставленные заказчиком (это особенно важно на этапе подведения итогов кампании). Рекламодатель получает дополнительную возможность взглянуть на проблемы со стороны, соотнести свои пожелания и возможности, а также принять непосредственное участие в разработке рекламы.
Рассмотрим понятия «бриф» и «брифинг» дифференцированно. Так, она отмечает: «Брифинг или брифование – это процесс.Между клиентом и агентством или внутри агентства, между разными подразделениями. Главная задача брифинга в том, чтобы описать проект, его сроки и задачи, а также дать максимум информации к размышлению: о рекламируемом продукте, марке и ее особенностях, маркетинговых исследованиях и гипотезах стратегической группы клиента или агентства. По большому счету, это сессия «вопрос – ответ» между клиентом и агентством или между стратегическим и креативным отделом агентства.
Бриф– это внутренний документ агентства,в котором в форме тезисов изложены основные находки брифинга. Другими словами, бриф – это факты, которые, по мнению стратегической группы агентства, вызовут максимальный резонанс в умах сотрудников креативного отдела. Поэтому толковый бриф должен быть простым для понимания и вдохновляющим по тональности, т. е. оживляющим в памяти все то, что вы узнали в процессе брифинга.
Толковый бриф в первую очередь дает четкое определение целевого потребителя и действия, которое потребитель должен совершить в ответ на воплощенные рекламные идеи. Бриф никогда не заполняется клиентом. Клиенту вообще лучше не знать, как выглядит этот документ. Зачем, если главная ценность рекламного агентства заключается именно в том, чтобы правильно преобразовывать бизнес-задачи своего клиента в задачи коммуникативные?».
После постановки задачи перед рабочей группой ее сотрудники, тесно взаимодействуя с отделами, которые они представляют, разрабатывают планы рекламной кампании. Они утверждаются, с одной стороны – клиентом, с другой – представителями высшего руководства агентства (иногда – создаваемым в агентстве экспертным советом). После этого начинается процесс окончательной разработки обращений и производства рекламоносителей.
Существует несколько видов брифов. Среди них нужно отметить бриф креативный (или творческий, если бороться за чистоту языка), бриф медийный, задание на дизайн, BTL, маркетинг-бриф.
После формирования цели рекламной кампании необходимо определить рекламную идею или рекламную тему.
3. Определяется предварительная сумма, ассигнуемая на проведение рекламной кампании.
4. Рекламодатель обязательно должен назначить ответственных за проведение рекламной кампании из числа своих сотрудников, делегировать им необходимые полномочия и определить степень их ответственности за успех кампании. Одновременно принимается решение о привлечении к проведению кампании внешних рекламных агентств и функциях, осуществление которых им поручается. Схема взаимодействия рекламодателя с агентством на протяжении всей рекламной кампании приведена на рисунке.
5. Определяется рекламная идея, основная мысль, стержень, вокруг которого объединяются все мероприятия рекламной кампании. На ее основе разрабатывается концепция рекламной кампании.
Идея (тема) рекламной кампании должна соответствовать целям рекламной кампании, товару (услуге), который рекламируется, и должна прослеживаться в течение всей рекламной кампании.
Процесс выбора темы можно условно разбить на несколько этапов:
♦ на первом этапе составляется перечень преимуществ, прежде всего тех, которые производитель товара может предложить;
♦ на втором этапе изучаются выгоды или мотивы, которые необходимы для проведения мотивационного анализа.
В ходе мотивационного анализа производитель, встав на точку зрения потребителя, должен ответить на вопросы:
♦ Почему на месте потенциального потребителя я бы воспользовался этим товаром (услугой)?
♦ Что в данном товаре я мог бы найти для себя?
♦ Что убедило меня совершить покупку: цена, качество, удобство, дизайн?
♦ Что мне препятствует в совершении покупки?
Мотивационный анализ позволяет выделить основные мотивы, приводящие к совершению покупки, которые связаны с методами изготовления изделий, престижем, ценовой доступностью и удобством приобретения.
При проведении мотивационного анализа необходимо учитывать, что результаты анализа следует периодически проверять для того, чтобы избежать ошибок, и что мотивы совершения покупок носят частично иррациональный характер, т. е. такой, какой не может быть объяснен с позиции элементарной человеческой логики.
После проведения мотивационного анализа необходимо оценить преимущества предприятия и покупательские мотивы с точки зрения рынка;
♦ на третьем этапе проводится анализ рынка.
После трех стадий: перечня преимуществ, мотивационного анализа и анализа рынка – можно приступить к формированию идеи (темы) рекламной кампании.
Необходимо сделать так, чтобы потребитель запомнил название товара и связал бы его с наиболее важным качеством товара и с основным мотивом для покупки. Этим объясняется и определяется тема рекламной кампании. На этой стадии необходимо разработать рекламный девиз (слоган), который должен соответствовать рекламной теме. Необходимо иметь в виду, что в течение рекламной кампании нельзя менять основную рекламно-коммерческую тему и соответствующий ей девиз.
Например, целью рекламной кампании является увеличение сбыта автомобилей на конкретном рынке. Изучив особенности целевой аудитории, ее потребности, тщательно проанализировав характеристики рекламируемого товара, его относительные преимущества перед конкурентами, позиционировав указанный товар, можно использовать в качестве основной идеи рекламной кампании надежность и безопасность автомобиля.
После выбора темы принимается решение о рекламном обращении, которое представляет собой средство представления информации коммуникатора получателю, имеющее конкретную форму и поступающее адресату с помощью конкретного канала коммуникации.
Основными составляющими рекламного обращения являются содержание, форма и структура обращения.
6. Определяются средства рекламы и оптимальные каналы коммуникации, которые будут использованы в ходе кампании.
Выбор формы размещения рекламы в основном зависит от следующих условий:
♦ целей, которые предприятие преследует своим рекламным объявлением;
♦ размера денежных средств, которыми располагает предприятие;
♦ особенностей региона, в котором работает предприятие.
Приступая к выбору формы размещения рекламы, необходимо еще раз проанализировать ситуацию:
♦ какие результаты дали предыдущие рекламные мероприятия;
♦ на какой стадии жизненного цикла находится товар;
♦ какую цель вы преследуете в данном рекламном мероприятии;
♦ «портрет» вашего покупателя.
Кроме того, обязательно следует:
♦ составить перечень средств массовой информации, радио-телепередач, которые могут интересовать потенциальных покупателей;
♦ позвонить в редакцию, уточнить расценки, возможности публикаций (трансляций) в интересующее предприятие время;
♦ рассмотреть возможность рассылки рекламы, коммерческих предложений потенциальным покупателям.
Процесс выбора формы размещения рекламы состоит из нескольких этапов.
На первом этапе осуществляется принятие решений о широте охвата, частоте появления и силе воздействия рекламы.
Широта охвата – рекламодателю следует определить, какое число лиц в рамках целевой аудитории должно познакомиться с его рекламной кампанией за определенный период времени. Например, рекламодатель может стремиться обеспечить охват 70% целевой аудитории в течение первого года.
Частота появления рекламы. Рекламодателю следует решить, сколько раз за определенный период времени должен столкнуться с его рекламным обращением средний представитель целевой аудитории.
Сила воздействия. Рекламодателю следует продумать, какой силой воздействия должен обладать контакт с его рекламой. Обращения по телевидению обычно производят более сильное впечатление, чем обращение по радио, потому что телевидение – это не просто звук, а сочетание изображения и звука.
На втором этапе проводится отбор основных средств распространения рекламы. По показателям объема размещенной в них рекламы средства распространения располагаются в следующем порядке: газеты, телевидение, «директ мейл», радио, журналы, наружная реклама.
Специалист по средствам рекламы, планирующий их использование, производит отбор основных средств на основе ряда характеристик, важнейшими из которых являются:
♦ приверженность целевой аудитории к определенным средствам информации. Например, радио и телевидение наиболее эффективны для охвата аудитории подростков;
♦ специфика товара, например, женские платья лучше представлять в цветных журналах, а цифровые кинокамеры по телевидению. У разных средств информации разные потенциальные возможности демонстрации товара и его наглядного представления, разная степень достоверности и использования цвета;
♦ специфика обращения. Обращение, несущее весть о крупной распродаже, которая состоится завтра, требует использовать радио или газету. Обращение, содержащее большой объем технической информации, может потребовать использования специализированных журналов;
♦ стоимость. На первом месте по стоимости является телевидение.
На третьем этапе осуществляется выбор конкретных носителей рекламы и показатель стоимости рекламы в расчете на 1000 человек. На этом этапе специалист выбирает наиболее эффективные средства распространения рекламы. Учитываются следующие характеристики носителей рекламы:
♦ объем реализации – дает представление о количестве экземпляров, проданных в киосках или полученных по подписке, а также реализованных бесплатно;
♦ тираж издания – общее количество напечатанных экземпляров;
♦ коэффициент обращения (Коб – это теоретически предполагаемое среднее число потребителей, через руки которых проходит один экземпляр данного носителя рекламы. Это число может превышать число покупателей, если речь идет о газетах, журналах:
где
ЧАо – Общая численность аудитории;
ОР – объем реализации;
♦ аудитория – это совокупность лиц, которые читают или просматривают данное издание, слушают программу данной радиостанции, смотрят Данный телеканал или рекламный ролик в кино, задерживаются перед рекламными плакатами;
♦ полезная аудитория – это часть аудитории, на которую рассчитана данная реклама.
Затем специалист по рекламе проводит оценку журналов или других средств по таким показателям, как: достоверность, престижность, наличие региональных изданий, изданий с профессиональным уклоном, качество полиграфического воспроизведения, длительность сроков заказа, психология, воздействие на читателей.
Специалисты по средствам рекламы выводят стоимость обращения в конкретном носителе на 1000 человек. Специалисты ранжируют журналы по показателям стоимости в расчете на 1000 читателей и обычно отдают предпочтение изданиям с более низкими расчетными ставками.
На четвертом этапе формируется смета расходов на проведение кампании, которая сопоставляется с предварительными ассигнованиями. В случае необходимости осуществляется корректировка.
На пятом этапе принимается решение о графике использования средств рекламы. График использования средств рекламы определяет продолжительность и цикличность публикаций и демонстраций рекламных обращений, используемые рекламные средства, последовательность, степень важности и приоритеты рекламных мероприятий. Использование рекламных носителей во времени может быть сплошным (непрерывным), прерывистым и пульсирующим.
Сплошной график представляет равномерное размещение рекламы в рамках определенного временного периода. Например, при использовании сплошного графика трансляции распределяются равномерно (в среднем одна трансляция в 3 дня).
Прерывистый график представляет собой чередование активного размещения рекламы с периодами затишья, обусловленное факторами сезонности и конъюнктурными изменениями.
Пульсирующий график представляет собой неравномерное размещение, рекламы (сочетание первых двух вариантов) в рамках определенного временного периода. Например, при использовании пульсирующего графика трансляции распределяются по пять выходов в день в начале и середине месяцев.
Как правило, календарный график рекламных мероприятий носит форму таблицы. Пример такого графика приведен в таблице.
Разработка календарного графика является частью процесса организации рекламной кампании. Достаточно велико его значение при разработке сметы рекламной кампании, организации ее материально-технического обеспечения, определении ответственных за конкретные этапы, контроле эффективности рекламных затрат.
7. Разрабатываются рекламные обращения и мероприятия других форм маркетинговых коммуникаций: коммерческой пропаганды, сейлз промоушн.
10. Производство рекламоносителей, закупка места и времени в средствах массовой информации.
11. Практическая реализация мероприятий рекламной кампании.
12. Определение эффективности рекламной кампании.
Последний этап являться не единственным элементом контроля в ходе рекламной кампании. Контрольные мероприятия осуществляются практически на всех этапах. Комплексному рассмотрению проблем контроля рекламной деятельности посвящена следующая лекция.