IV. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
Расчет и применение относительных величин, построение и преобразование динамических рядов, наглядное изображение статистической информации широко применяются в современной медицинской статистике. Названные методы необходимы при статистическом анализе заболеваемости, рождаемости, смертности, инвалидности, а также при изучении их структуры и динамики.
V. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ
1. Статистика. Медицинская статистика, ее роль в деятельности врача. Группы показателей оценки здоровья населения: медико-демографические, заболеваемости и травматизма, физического развития.
2. Объект статистического исследования. Виды статистических совокупностей. Единица статистического наблюдения, учетные признаки.
3. Статистические величины (абсолютные, относительные, средние). Виды относительных величин, значение, применение в медицине, методика вычисления.
4. Динамический ряд, уровни, виды. Показатели динамического ряда. Выравнивание динамического ряда.
5. Графические методы отображения статистических данных: виды диаграмм и графиков, требования к выбору и построению.
VI. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ
1. Плакаты и мультимедийные презентации с иллюстрациями показателей оценки состояния здоровья населения и групп факторов, влияющих на состояние здоровья населения.
2. Логическая структура изучаемой темы (рис.1.1).
3. Наглядные пособия, отражающие медико-демографические показатели, показатели заболеваемости и физического развития, для оценки которых используются относительные величины.
4. Примеры графических изображений статистических величин и их видов на ПК.
5. Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, операционная система семейства Windows, табличный процессор Microsoft Excel.
VII. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
На лечебном факультете тема изучается в течение 6 академических часов и состоит из трех частей:
Вступительное слово преподавателя.
Во вступительном слове преподаватель обращает внимание студентов на значение статистического метода для медицины и здравоохранения; знакомит с основными понятиями медицинской статистики.
Диагностика знаний студентов по теме: «Статистическая совокупность. Статистические величины».
Преподаватель выясняет исходный уровень знаний студентов.