IV. Постановка темы урока. Работа над новым материалом.

На доске:

Подъехал, повредит, салютовать, чувствует, омолодится, празднует, съехал.

– Внимательно прочитайте слова на доске. Что их объединяет? (Это глаголы.)

– Почему? Докажите.

– Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? Какие орфограммы вы встретили? Работа в парах.

(К первой группе можно отнести слова подъехал, съехал. Они отвечают на вопрос что сделал?, стоят в форме прошедшего времени, в них есть орфограмма – разделительный твердый знак.)

(Во второй группе – слова повредит, омолодится. Они отвечают на вопрос что сделает? Стоят в форме будущего времени. В них есть орфограмма – безударный гласный в корне, который можно проверить.)

(В третьей группе – слова празднует, чувствует. Они отвечают на вопрос что делает? Стоят в форме настоящего времени. В них есть орфограмма – непроизносимый согласный.)

– Есть другие мнения или замечания? (Салютовать – "лишнее" слово? Или четвертая группа?)

-Обсудите в парах, что это за глагол. (Салютовать – это глагол, у которого нельзя определить время и число.)

– А что обозначает слово салютовать? (произвести салют)

– Назовите безударные гласные в этом слове. (В этом слове – безударные гласные а, ю, о.)

– Можно ли проверить эти безударные гласные? (Это словарное слово.)

– Запишите это слово в тетрадь с вопросом, подчеркните безударные гласные.

В тетрадях:

(Что делать?) салютовать.

– Почему глагол салютовать оказался "лишним", не попал ни в одну из трех групп? (Он отвечает на вопрос что делать? Мы не можем определить время. Глагол в неопределенной форме.)

– Ставлю над этим словом знак вопроса. К этому слову мы ещё вернёмся.

– Посмотрите на столбики слов

Нести Идти Вести Везти Войти Беречь Стеречь Увлечь Стричь Лечь

– Чем похожи данные глаголы? (Отвечают на вопрос что делать? и что сделать? имеют окончание – ти и оканчиваются на – чь)

– Какие у вас будут мнения? Как же можно назвать их? ( Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и по которым нельзя определить ни время, ни число имеют окончание -ть, – ти, и оканчиваются на – чь.)

– Да верно, это неопределенная форма глагола. Ответ на вопрос найден.

– Так кто же сформулирует тему сегодняшнего урока? (Тема урока: "Неопределенная форма глагола".)

– А теперь попробуем сформулировать правило: "Что такое неопределенная форма глагола"?

1. Как она называется? (Неопределенной формой глагола)

2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)

3. Какие окончания имеет, на что может оканчиваться? (на – чь, имеет окончания – ть, -ти)

4. Можно ли по ней определить время, лицо, число? (нельзя определить лицо, время.)

– Ребята, приведите свои примеры неопределенной формы глагола.

– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, "мы, умеющие считать". Автору неважно, кто умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем считать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение.