ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

Одним из ресурсов развития культурно-досуговой сферы является поиск

внебюджетных источников финансирования. Актуальность данного направления

совершенствования системы финансирования вызвана, во-первых, ограниченностью

бюджетных средств, выделяемых на культуру в последние годы. Как известно,

установленные законодательством о культуре нормативы федерального и местных

бюджетов не выполняются. Во-вторых, знание стратегии и тактики поиска

внебюджетных источников финансирования актуально в связи с тем, что в

последнее время появилось большое количество фондов, ассоциаций, коммерческих

фирм, готовых финансировать проекты в сфере культуры, искусства и досуга.

Фонды. Основным внебюджетным источником финансирования социокультурных

программ являются Фонды, которых только на территории Российской Федерации

насчитывается несколько десятков. В сфере культуры и искусства действуют такие

известные фонды как Международный Фонд “Культурная инициатива” (Дж. Сорос);

Фонд помощи творческой молодежи; Международный Евразийский Фонд

“Демократические реформы. Средства массовой информации. Развитие

негосударственных организаций”; Фонд Г.Вишневской; Фонд художников Белютина и

Молевой; Фонд Фахтангова, 12-А”. Фонды в общественно-политической и социальной

сфере: Институт “Открытое общество” (аккредитованное представительство

расположенной в Нью-Йорке благотворительной организации “Открытое общество”,

которая координирует работу независимых национальных фондов, действующих во

многих странах мира. Основатель Джордж Сорос), Санкт-Петербургский центр

“Стратегия” и др.

Рассмотрим типичную структуру заявки на получение средств из фонда:

1. Титульный лист ("визитная карточка" программы). Он содержит следующую

информацию:

— Название проекта, которое должно быть кратким, образным и ярким (напр.

"Возвращенные имена", "Будущее не ждет", "Живая история", "Истоки" и т.д.);

— Организация-исполнитель название, адрес, телефон, номер расчетного счета);

— Организация-партнер, т.е. государственная или общественная организация,

поддерживающая программу или принимающая участие в ее реализации — ее

наименование, адрес, вклад в проект;

— Руководитель проекта — ФИО, звание, должность;

— Радиус действия программы;

— Срок выполнения (как правило, не более 2-3 лет);

— Стоимость проекта (требуемый объем финансирования и доля источников

финансирования).

2. Аннотация программы (не более двух страниц). Она представляет собой

краткое изложение проекта, предельно конкретно, сжато и выразительно отражающая

смысл его основных разделов. В ней содержится информация о заявителе, его

прежних достижениях, излагается актуальность программы, ее цели, задачи, форма

реализации и содержание деятельности, ресурсы организации, запрашиваемая сумма.

3. Введение. Основная задача это раздела заявки — показать связь между

интересами организации, разрабатывающей программу и интересами финансирующего

органа.

Введение содержит: цели и задачи учреждения или организации, подающей заявку;

ресурсы организации (финансовые, материально-технические, кадровые и т.д.);

уникальность организации, ее наиболее впечатляющие достижения; оценку и

признание результатов прежних проектов, аналогичных предлагаемому; прецеденты

финансовой поддержки, получаемой из других источников; доказательства уровня

квалификации и компетентности, необходимого и достаточного для выполнения

поставленных задач.

4. Актуальность проекта. В этом разделе дается характеристика ситуации,

определяющей актуальность проекта, т.е. описание проблем, которые необходимо

решить с помощью данного проекта. Здесь необходимо учитывать следующее:

— в характеристику ситуации не следует включать внутренние проблемы

деятельности организации или учреждения (например, недостаток финансовых

средств, отсутствие кадров, слабая материально-техническая база и т.п.);

— обозначенные проблемы, определившие актуальность программы, необходимо

проиллюстрировать материалами социологических исследований, публикациями в

прессе, статистическими данными;

— проблемы, решаемые в рамках проекта, связать с функциями и задачами

организации;

— масштаб проблем должен быть в пределах разумного, а их характер и

содержание должно быть связано с интересами организации, выделяющей средства.

5. Цели и задачи проекта. Следует обратить внимание на то, чтобы цели

были связаны с проблемами, а задачи представляли собой конкретные и поддающиеся

измерению способы изменения ситуации, характеристика которой давалась ранее.

6. Методы. Этот раздел содержит описание форм и содержания деятельности

(мероприятий), необходимых для получения желаемых результатов с помощью

имеющихся ресурсов. Финансирующей организации должно быть ясно: что будет

сделано; кто, как, когда и в какой последовательности будет осуществлять

действия; какие ресурсы будут при этом использованы. Формулируя эти позиции,

важно проследить смысловую и содержательную взаимосвязь логической цепочки

"проблемы — цели — задачи — методы".

7. Бюджет (смета расходов). В сложившейся практике финансирования

некоммерческих проектов и программ наиболее типичными являются следующие статьи

бюджета:

— оплата труда;

— консультации и контрактные услуги;

— аренда помещений, коммунальные услуги;

— аренда и покупка оборудования;

— расходные материалы (канцелярские принадлежности, книги, проезд на

транспорте и т.п.);

— прочие расходы (телефонные разговоры, проведение конференций, совещаний,

организация и проведение исследований).

Спонсоры. Формы финансовой помощи со стороны фирмы, банка, общественной

организации могут быть самыми различными — непосредственное финансирование

проектов программ; предоставление фирмой или организацией товаров, услуг;

предоставление льготных кредитов и др.

Главными условиями получения средств в данном случае являются:

1. Наличие благоприятного имиджа той организации, которая просит деньги

(имидж — это наличие собственного «лица», некоторые признаки, отличающие данную

организацию от всех других, благоприятное общественное мнение). Для

формирования позитивного образа организации (в глазах общественности, в

средствах массовой информации) большое значение имеет участие в проведении или

финансирование мероприятий и благотворительных программ для социально

ослабленных категорий и групп населения, проведение пресс-конференций и

презентаций, посвященных началу или окончанию социально значимых проектов,

издание бюллетеней с рассказом о благотворительных акциях и т.д.

Имидж организации во многом определяется ее миссией, т.е. социальной

значимостью, ролью, назначением организации, которое должно быть известно

населению, средствам массовой информации, властям, потенциальным спонсорам.

Миссия оформляется в виде одной странички текста, из которого должно быть

ясно: кто вы; что вы делаете; чьим интересам служите.

Залогом благоприятного решения в пользу финансирования проекта является также

личное обаяние человека, вступающего в диалог со спонсором, владение им

техникой межличностной коммуникации.

2. Знание возможных мотивов финансирования проекта. Автору программы или

заявки (или представителю организации-просителя), вступающему в диалог со

спонсором, необходимо не просто знать мотивы финансовой благотворительности, но

очень важно проговорить (или оформить в тексте заявки) те проблемы, которые

волнуют организацию-спонсора, предельно конкретно и точно сформулировать:

— что вы хотите получить и под что конкретно;

— что вы можете дать организации-спонсору;

— в чем сильная сторона вашей организации (ее уникальность, непохожесть);

— какова общественная значимость того дела, которое нуждается финансировании.

В процессе общения с представителем организации-спонсора следует иметь в

виду, что стимулом к выделению средств могут быть следующие мотивы:

— доступ к рынку с помощью финансируемой акции;

— реклама продукции (особенно, если такая реклама запрещена[101];

— ассоциативный престиж — название корпорации ассоциируется с именем

известной личности, по отношению к которой оказывается благотворительность;

— имидж предприятия — финансирование культурных мероприятий с целью повышения

его привлекательности для сотрудников, населения, а также как способ заявить

о своей финансовой состоятельности.

Мотивы личной благотворительности (спонсорства, меценатства) связаны, как

правило, с налоговыми льготами (рациональная выгода); чувством социальной

ответственности (чувством долга — перед обществом, культурой); личным

искуплением (чувством вины, страха); стремлением адаптироваться к обществу,

культуре, социальному окружению (снять личностный дискомфорт, вызванный

неблагоприятным общественным мнением); потребностью в личностной

самореализации (поиском в благотворительности дополнительных источников

смысла жизни).

Таким образом, мотивы индивидуальной благотворительности могут быть связаны

как с рациональной выгодой, так и продиктованы желанием избавиться от ряда

проблем, стремлением удовлетворить актуальные для личности потребности.

К сожалению, в настоящее время данный ресурс финансирования проектов (да и

сферы культуры в целом) используется не в полной мере. Проблемы получения

внебюджетных источников заключаются в отсутствии технологий взаимодействия с

финансовыми структурами (слабо развития техника межличностной коммуникации,

неумение оформить заявку и др.), в неразвитости инфраструктуры

благотворительной деятельности и несформированности самого института

благотворительности.