Англо-саксонская и японо-германская модели корпоративного контроля.

Корпоративное управление — комплекс взаимоотношений между менеджментом корпорации, советом директоров, акционерами и прочими заинтересованными участниками (например, профсоюзами, властями). Корпоративное управление не имеет непосредственного отношения к оперативному управлению компанией. Предметом корпоративного управления является контроль за совершением корпоративных действий.

Модели корпоративного управления: 1. Англо-американскую (сильные менеджеры, слабый собственники). Для англо-американской модели характерен одноуровневый совет директоров, в который входят, в частности, исполнительные директора — непосредственные управленцы. Чтобы отделить функции надзора при совете директоров создаются контрольные комитеты, в которые исполнительные директора не входят. Собственность, как правило, сильно распылена среди множества мелких акционеров (пакет акций в 10 % может считаться доминирующим). Эти акции обращаются на фондовом рынке, где компания зачастую и черпает средства для развития, выпуская новые акции. При этом мелкие акционеры не интересуются управлением компанией; сильный менеджмент уравновешивается независимыми директорами. Данная модель ориентирована на преимущественное удовлетворение финансовых интересов акционеров. Данная система корпоративного контроля считается более гибкой и в большей степени приспособленная к риску. Модель более конкурентная. 2. Японо-германская. Функции контроля и управления разделены благодаря двухуровневой системе управления, в которую входят наблюдательный совет и правление. Контрольный пакет акций сконцентрирован у банков и партнёров компании, фондовый рынок играет вспомогательную роль. Акционеры в немецкой модели играют решающую роль в стратегическом планировании деятельности компании. В данной модели упор сделан на поддержании баланса интересов всех заинтересованных сторон и взаимной ответственности. Эта модель снижает роль банкротства, более стабильная. Считается, что следование американской модели способствует динамичности, а немецкой — устойчивости.

Регулируемые фирмы. Эффект Эверча-Джонсона.