Введение

Коммуникативные навыки рассматриваются как неотъемлемая часть додипломного и последипломного медицинского образования, непрерывного профессионального развития и являются важными для формирования и поддержки взаимоотношений врача с пациентом, сбора и обмена информацией, принятия решений, а также взаимодействия с коллегами и другими специалистами, вовлеченными в оказание медицинской и социальной помощи.

Программа дисциплины «Коммуникативные навыки -2» направлена на развитие знаний об основах эффективного общения с пациентами, изучение этических аспектов профессионального общения, культуральных, религиозных проблем общения.

Объектом изучения дисциплины являются виды общения, используемые врачом в профессиональной деятельности и направленные на обеспечение его эффективного взаимодействия с пациентами, родственниками пациентов, коллегами.

 

Цель дисциплины: формирование и развитие навыков, необходимых для эффективного общения врача с пациентами, родственниками пациентов и коллегами в различных ситуациях (в условиях стационарной, амбулаторной и неотложной медицинской помощи)

 

Задачи дисциплины:

· совершенствование навыков эффективной коммуникации с различными больными;

· формирование и развитие навыков работы в команде коллег, среднего и младшего медицинского персонала;

· формирование и развитие навыков работы с неизлечимыми больными;

· формирование мотивации на повышение собственной компетентности в области межличностных коммуникаций.

Конечные результаты обучения:

Студент должен:

Знать:

  • понятия о медицинской этике;
  • этические аспекты взаимоотношений между врачом и пациентом, врачом и коллегами;
  • влияние религии, социального положения, культуральных различий, физических и умственных ограничений пациента на оказание медицинской помощи;
  • права пациента;
  • этические проблемы умирания, реанимации и смерти, понятие об эвтаназии;
  • основные правила сообщения печальных новостей;

Уметь:

  • применять коммуникативные навыки при консультации пациента вне зависимости от его веры, социального положения, культуральных различий, физических и умственных ограничений;
  • соблюдать принципы конфиденциальности медицинского интервью;
  • сообщить печальную новость (в ролевой игре);
  • понимать важность непрерывного совершенствования навыков общения в профессиональной деятельности врача

Владеть навыками:

· применения эффективных подходов к построению взаимоотношений между врачом и пациентом, врачом и коллегой;

· непрерывного совершенствования коммуникативной компетентности.

 

Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:

Пререквизиты дисциплины:коммуникативные навыки-1, введение в клинику-1, основы психологии.

Постреквизиты дисциплины:пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, неврология, психиатрия, наркология, скорая неотложная медицинская помощь.

 

Краткое содержание дисциплины:

Программа дисциплины «Коммуникативные навыки -2» направлена на развитие знаний об основах эффективного общения с пациентами, изучение этических аспектов профессионального общения, культуральных, религиозных проблем общения.

Объектом изучения дисциплины являются виды общения, используемые врачом в профессиональной деятельности и направленные на обеспечение его эффективного взаимодействия с пациентами, родственниками пациентов, коллегами.

Тематический план практических занятий

 

Наименование темы Форма проведения Продолжите- льность
Медицинская этика:определение, основные принципы и понятия. Значение медицинской этики для медицинской практики Работа в малой группе 2 часа
Этические аспекты взаимоотношений врача и пациента. Подходы к решению этических вопросов/проблем в различных клинических ситуациях. Выявление явных и скрытых потребностей и опасений клиента Дискуссия, деловая игра 2 часа
Права пациента. Врачебная консультация пациента. Обсуждение плана лечения, получения информированного согласия пациента. Особенности повторного приема сложного (трудного) пациента; пациента с «острым состоянием» Работа в парах 2 часа
Комплайенс больного. Пути повышения приверженности больного лечению. Роль и ответственность врача в повышении приверженности больного лечению Дискуссия, тренинг 2 часа
Религия, медицина, этика. Влияние религии, социального положения, культуральных различий, ограниченных интеллектуальных и физических возможностей пациентов на оказание медицинской помощи Разбор клинических случаев, контакты с больными 2 часа
Сообщение печальных новостей. Этические проблемы умирания, реанимации и смерти Дискуссия, деловая игра 2 часа
Неизлечимые больные, паллиативный уход, общественные дискуссии об эвтаназии. Заключительное занятие по разделу Собеседование 2 часа
Этические аспекты взаимоотношений врача с коллегами. Особенности межличностного общения с коллегами. Работа в команде Составление плана интервью. Ролевые игры. Работа в малых группах 2 часа
Лидерские качества и их значение в профессиональной деятельности врача. Факторы, оказывающие влияние на профессиональный рост и успешность врача Работа в отделениях, контакт с пациентами 2 часа
Информирование и обучение пациентов с хронической патологией. Организация и работа школ для больных (астма-школа, школа диабета, кардиошкола) Работа в отделениях ЛПУ под руководством пр еподавателя 2 часа
Этические аспекты взаимоотношений врача с медицинскими сестрами и младшим медицинским персоналом. Эффективная коммуникация как способ мотивации среднего и младшего медицинского персонала. Навыки презентации медицинских услуг. PBL– с использованием клинического случая 2 часа
Ятрогенные болезни, врачебные ошибки. Коммуникативная составляющая факторов, их вызывающих. Пути преодоления Работа в парах 2 часа
Понятие о конфликтологии. Факторы возникновения конфликтов в медицинском коллективе и пути их разрешения Деловая игра 4 часа
Понятия о социальной помощи и социальной реабилитации больных. Роль коммуникативных навыков врача в их оказании. Выполнение творческих заданий 2 часа
Удовлетворенность пациента как главная цель коммуникативной компетентности врача. Обратная связь с пациентом. Работа в малой группе 2 часа
Итоговая консультация Консультация 2 часа
Дифференцированный зачет Тестирование и собеседование 2 часа
  Всего часов: 36

Время консультаций:

Консультации проводятся еженедельно на кафедре по субботам с 9.00 час до 13.00 час.

 

 

Время рубежного контроля:

 

специальность 1Курс/1поток/группа дисциплина 5Неделя/дата время
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50

 

специальность 1Курс/2поток/группа дисциплина 5Неделя/дата время
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50

 

Время итогового контроля: в соответствии с Академическим календарем

 

Тематический план СРО