Введение
Коммуникативные навыки рассматриваются как неотъемлемая часть додипломного и последипломного медицинского образования, непрерывного профессионального развития и являются важными для формирования и поддержки взаимоотношений врача с пациентом, сбора и обмена информацией, принятия решений, а также взаимодействия с коллегами и другими специалистами, вовлеченными в оказание медицинской и социальной помощи.
Программа дисциплины «Коммуникативные навыки -2» направлена на развитие знаний об основах эффективного общения с пациентами, изучение этических аспектов профессионального общения, культуральных, религиозных проблем общения.
Объектом изучения дисциплины являются виды общения, используемые врачом в профессиональной деятельности и направленные на обеспечение его эффективного взаимодействия с пациентами, родственниками пациентов, коллегами.
Цель дисциплины: формирование и развитие навыков, необходимых для эффективного общения врача с пациентами, родственниками пациентов и коллегами в различных ситуациях (в условиях стационарной, амбулаторной и неотложной медицинской помощи)
Задачи дисциплины:
· совершенствование навыков эффективной коммуникации с различными больными;
· формирование и развитие навыков работы в команде коллег, среднего и младшего медицинского персонала;
· формирование и развитие навыков работы с неизлечимыми больными;
· формирование мотивации на повышение собственной компетентности в области межличностных коммуникаций.
Конечные результаты обучения:
Студент должен:
Знать:
- понятия о медицинской этике;
- этические аспекты взаимоотношений между врачом и пациентом, врачом и коллегами;
- влияние религии, социального положения, культуральных различий, физических и умственных ограничений пациента на оказание медицинской помощи;
- права пациента;
- этические проблемы умирания, реанимации и смерти, понятие об эвтаназии;
- основные правила сообщения печальных новостей;
Уметь:
- применять коммуникативные навыки при консультации пациента вне зависимости от его веры, социального положения, культуральных различий, физических и умственных ограничений;
- соблюдать принципы конфиденциальности медицинского интервью;
- сообщить печальную новость (в ролевой игре);
- понимать важность непрерывного совершенствования навыков общения в профессиональной деятельности врача
Владеть навыками:
· применения эффективных подходов к построению взаимоотношений между врачом и пациентом, врачом и коллегой;
· непрерывного совершенствования коммуникативной компетентности.
Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:
Пререквизиты дисциплины:коммуникативные навыки-1, введение в клинику-1, основы психологии.
Постреквизиты дисциплины:пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, неврология, психиатрия, наркология, скорая неотложная медицинская помощь.
Краткое содержание дисциплины:
Программа дисциплины «Коммуникативные навыки -2» направлена на развитие знаний об основах эффективного общения с пациентами, изучение этических аспектов профессионального общения, культуральных, религиозных проблем общения.
Объектом изучения дисциплины являются виды общения, используемые врачом в профессиональной деятельности и направленные на обеспечение его эффективного взаимодействия с пациентами, родственниками пациентов, коллегами.
Тематический план практических занятий
№ | Наименование темы | Форма проведения | Продолжите- льность |
Медицинская этика:определение, основные принципы и понятия. Значение медицинской этики для медицинской практики | Работа в малой группе | 2 часа | |
Этические аспекты взаимоотношений врача и пациента. Подходы к решению этических вопросов/проблем в различных клинических ситуациях. Выявление явных и скрытых потребностей и опасений клиента | Дискуссия, деловая игра | 2 часа | |
Права пациента. Врачебная консультация пациента. Обсуждение плана лечения, получения информированного согласия пациента. Особенности повторного приема сложного (трудного) пациента; пациента с «острым состоянием» | Работа в парах | 2 часа | |
Комплайенс больного. Пути повышения приверженности больного лечению. Роль и ответственность врача в повышении приверженности больного лечению | Дискуссия, тренинг | 2 часа | |
Религия, медицина, этика. Влияние религии, социального положения, культуральных различий, ограниченных интеллектуальных и физических возможностей пациентов на оказание медицинской помощи | Разбор клинических случаев, контакты с больными | 2 часа | |
Сообщение печальных новостей. Этические проблемы умирания, реанимации и смерти | Дискуссия, деловая игра | 2 часа | |
Неизлечимые больные, паллиативный уход, общественные дискуссии об эвтаназии. Заключительное занятие по разделу | Собеседование | 2 часа | |
Этические аспекты взаимоотношений врача с коллегами. Особенности межличностного общения с коллегами. Работа в команде | Составление плана интервью. Ролевые игры. Работа в малых группах | 2 часа | |
Лидерские качества и их значение в профессиональной деятельности врача. Факторы, оказывающие влияние на профессиональный рост и успешность врача | Работа в отделениях, контакт с пациентами | 2 часа | |
Информирование и обучение пациентов с хронической патологией. Организация и работа школ для больных (астма-школа, школа диабета, кардиошкола) | Работа в отделениях ЛПУ под руководством пр еподавателя | 2 часа | |
Этические аспекты взаимоотношений врача с медицинскими сестрами и младшим медицинским персоналом. Эффективная коммуникация как способ мотивации среднего и младшего медицинского персонала. Навыки презентации медицинских услуг. | PBL– с использованием клинического случая | 2 часа | |
Ятрогенные болезни, врачебные ошибки. Коммуникативная составляющая факторов, их вызывающих. Пути преодоления | Работа в парах | 2 часа | |
Понятие о конфликтологии. Факторы возникновения конфликтов в медицинском коллективе и пути их разрешения | Деловая игра | 4 часа | |
Понятия о социальной помощи и социальной реабилитации больных. Роль коммуникативных навыков врача в их оказании. | Выполнение творческих заданий | 2 часа | |
Удовлетворенность пациента как главная цель коммуникативной компетентности врача. Обратная связь с пациентом. | Работа в малой группе | 2 часа | |
Итоговая консультация | Консультация | 2 часа | |
Дифференцированный зачет | Тестирование и собеседование | 2 часа | |
Всего часов: 36 |
Время консультаций:
Консультации проводятся еженедельно на кафедре по субботам с 9.00 час до 13.00 час.
Время рубежного контроля:
специальность | 1Курс/1поток/группа | дисциплина | 5Неделя/дата | время |
Общая медицина | Коммуникативные навыки-2 | 08.00-08.50 | ||
Общая медицина | Коммуникативные навыки-2 | 08.00-08.50 | ||
Общая медицина | Коммуникативные навыки-2 | 08.00-08.50 | ||
Общая медицина | Коммуникативные навыки-2 | 08.00-08.50 | ||
Общая медицина | Коммуникативные навыки-2 | 08.00-08.50 |
специальность | 1Курс/2поток/группа | дисциплина | 5Неделя/дата | время |
Общая медицина | Коммуникативные навыки-2 | 08.00-08.50 | ||
Общая медицина | Коммуникативные навыки-2 | 08.00-08.50 | ||
Общая медицина | Коммуникативные навыки-2 | 08.00-08.50 | ||
Общая медицина | Коммуникативные навыки-2 | 08.00-08.50 | ||
Общая медицина | Коммуникативные навыки-2 | 08.00-08.50 |
Время итогового контроля: в соответствии с Академическим календарем
Тематический план СРО