Методы и приемы работы учителя изо. ис-ва.

Преподавание строится как органичное единство учения и творчества. Учебные задачи не отделяются от творческих и не предшествуют им по времени. Создание и восприятие ребенком художественного образа является целью, а приобретение знаний, умений и навыков – необходимым средством ее достижения, не подменяющим собой цель.

Общение учителя с детьми носит преимущественно диалогический характер, качественное оценивание работ преобладает над количественной отметкой, а в начальной школе заменяет ее.

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА:

• Выстраиваем урок как органическое единство обучения и творчества; учебные задачи не отделяются от творческих и не предшествуют им во времени; создание и восприятие ребенком художественного образа является целью, а приобретенные знания, умения и навыки — необходимым средством достижения цели, не подменяющим ее собой.

• Главное — обеспечить возможности раскрытия индивидуальности каждого ребенка в собственном творчестве и в восприятии искусства.

• Огромное значение на уроках изобразительного искусства имеет наглядность, которая является не только средством, активизирующим познавательную деятельность учащихся, но и самостоятельным источником изучения, переживания, осмысления, художественного познания.

 

• Общение учителя с детьми носит преимущественно диалогический характер.

• Современный урок искусства просто необходимо строить на основе интеграции предметов искусства между собой и с другими учебными предметами, что позволяет, с одной стороны, показать родство предметов искусства как художественно-образной формы эстетического освоения действительности, а с другой — почувствовать практическую направленность уроков искусства в общеобразовательной школе, их неразрывную связь с жизнью.

• Дифференциация и индивидуализация (целостность и неспешность освоения художественного опыта) в процессе обучения изобразительному искусству обязательна, так как смысл нашего предмета — развитие личности каждого ребенка отдельно и по собственному маршруту, а не всех сразу и одинаково.

• Важный момент — преемственность, которая предполагает обязательный учет традиций русской художественной школы и реалий современного мира, преемственность в творчестве дошкольников, младших школьников и учащихся старших классов.

В обучении изобразительному искусству существуют наглядные, словесные и игровые методы и приемы работы.

К наглядным методам относится: иллюстрация, демонстрация, видеометод.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие изображаемых предметов с помошью плакатов, портретов, фотографий, рисунков, репродукций.

Эффективность Ил. в большей степени зависит от методики показа.

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с объектом в натуральном виде. Д. начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов.

Видеометодпредполагает использование источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, видеопроигрывателей). От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помошь в процессе самостоят. работы.

К словесным относится: беседа, объяснение, вопросы, поощрение, совет, художественное слово.

Беседа – это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей

представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности.

Пояснение – это словесный способ воздействия на сознание детей,

помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока

и что должны получить в результате. Пояснение делается в простой, доступной

форме одновременно всему классу или отдельным детям.

Совет – используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в

создании изображения. Но не следует спешить с советом. Дети с замедленным

темпом работы и способные по данному вопросу найти решение, часто не

нуждаются в советах.

Напоминание в виде кратких указаний – важный методический прием

обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще

всего речь идет о последовательности работы. Данные прием помогает детям

вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

Поощрение – методический прием, который следует чаще применять в

работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них

желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха.

Художественное слово широко применяется на занятиях

изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к

теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским

работам.

Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций, учитель может быть уверен в эффективности и результативности обучения. Ведь материал усваивается учащимися непринужденно, и имеет сильную степень запоминания, позволяя на каждом уроке изобразительного искусства фантазировать, изобретать, творить. Кроме этого интерес к предмету возрастает, а страх предстоящей работы уходит.

Все эти методы не отделимы друг от друга.