ИНТЕРМЕДИЯ

 

После посещения только что исполненных картин, София на следующий день снова встречается с Эстеллой. Разговор происходит в той же комнате.

 

София.

 

Прости, милая Эстелла, что я заставила тебя ждать: мне нужно было позаботиться о детях.

 

Эстелла.

 

Вот я и опять у тебя! Я так тебя люблю, что всегда в тебе нуждаюсь, когда что-нибудь сильно волнует меня.

 

София.

 

Моя дружба и сочувствие всегда с тобой.

 

Эстелла.

 

Меня так взволновали эти "Обездоленные телом и душой". Тебе покажется странным, но минутами мне казалось, что передо мной вновь

прошли все человеческие страдания, виденные мною в жизни. С величайшей художественной силой изображены в этом произведении не только те внешние несчастья, которые обычно встречаются в жизни, но с удивительной зоркостью нарисованы в нем и глубочайшие душевные страданья.

 

София.

 

Хоть и нельзя себе представить произведение искусства, если знать только его содержание, но все-таки мне было бы приятно, если бы ты поделилась со мною своими впечатлениями.

 

Эстелла.

 

Изумительная композиция! Драматург изображает одного молодого живописца, теряющего всякую творческую радость из-за сомнения

в любви одной женщины. Благодаря этой женщине развил он свои богатые задатки. А в ней из чистого увлечения его искусством возникла прекрасная жертвенная любовь; и только благодаря этой любви он и достиг полного расцвета. Как цветок на солнце расцветает он в лучах своей благодетельницы. И его благодарность превращается в нем в страстную любовь. Из-за этой любви он все больше забывает одну преданную ему девушку, которая в конце концов умирает от горя, убедившись, что его сердце для нее потеряно. Весть об ее смерти не особенно расстраивает его, ибо его чувства принадлежат другой.

 

Но вот он убеждается, что ее благородное чувство дружбы никогда не превратится в страсть. И это сознание вытравляет из его души всякую

творческую радость. Он чувствует себя все опустошеннее. В таком состоянии он вновь вспоминает бедную покинутую девушку и из человека, полного надежд, превращается в развалину. Не веря больше ни во что светлое, он в конце концов увядает. Все это показано с величайшей драматической правдивостью.

 

София.

 

Да, я представляю, как сильно должна была затронуть тебя, моя милая Эстелла, эта драма людей, вовлеченных в столь трудные житейские

конфликты и в столь тяжелую душевную беду. Ведь ты сама столько перестрадала в юности.