КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

СХОДЫ-ЛЕСТНИЦЫ И СХОДЫ-ПРИЧАЛЫ

На городских набережных различают сходы-лестницы и сходы-причалы.

Сходы-лестницы, имеющие сравнительно небольшую ширину (2—3м), устраивают обычно в местах сопряжения набережные различного типа, в местах примыкания к мостам и на парковых участках (рис. 1, схема 1).

В парковых набережных сходы-лестницы часто устраивают двухъярусного типа и многоярусные, где они связывают парковый проезд верх­него яруса с нижней прогулочной дорожкой вдоль реки.

Длина таких сходов зависит от расстояния в плане междупарковым проездом и прогулочной дорожкой.

При близком расположении проезда и пешеходной дорожки лестница может иметь нижний марш, расположенный перпенди­кулярно к линии регулирования, а верхние марши параллельны ей (рис. 2).

В этом случае сход проектируется с подпорными стенками вдоль верхних маршей.

Задняя стенка, расположенная у верхнего проезда, оборудуется ограждением в виде парапета или решетки.

Передняя стенка верхних маршей сопрягается с зеленым от­косом, который расположен между верхним и нижним ярусами.

При большом расстоянии между верхним проездом и нижней прогулочной дорожкой могут быть устроены прямые лестницы с двумя или тремя маршами, ограждаемые массивными парапе­тами небольшой высоты (60—70 см).

На рис. 3 приведена трехмаршевая лестница длиной 21,5 м. Каждый марш состоит из 9 ступеней. Две промежуточные пло­щадки размерами 3,0 X 3,8 м облицованы гранитом чистой тески.

Парапет устраивается из вертикально поставленных камен­ных плит, накрытых карнизной плитой. Верхняя площадка пря­мых лестниц в месте сопряжения с парковым проездомимеетсравнительно небольшие размеры и окаймлена бортовыми камнями криволинейной (в плане) формы. Борта примыкают к торцам парапета и плавно сопрягаются с ближайшим к лестнице бортом паркового проезда верхнего яруса.

Нижняя площадка лестницы в месте сопряжения с прогулоч­ной дорожкойимеет значительно большие размеры и более парадно оформлена. Криволинейная (в плане) часть нижней пло­щадки ограждена подпорной стенкой такого же типа, которой ограждается нижняя пешеходная дорожка на всем протяжении. Профили карниза лестницы и карниза подпорной стенки имеют разное очертание и непосредственно примыкают один к другому в месте сопряжения пара­пета лестницы с подпор­ной стенкой набережной нижнего яруса.

 

 
 

Рис.2. Сход-лестница с подпорной стенкой вдоль верхних маршей (Пушкинская набережная в Москве).

 

 

Основными типами сходов - причалов явля­ются:

1) сход с симметрич­ной лестницей, располо­женной перпендикулярно к линии регулирования типа «Открытой лестни­цы» (рис. 1, схема 2).

Видоизменением этого типа является «открытая лестница» с двумя допол­нительными лестничными маршами, расположенны­ми параллельно линии ре­гулирования (рис.1, схема 3);

 

2) сход в виде двух лестниц,

расположенных вдоль набережной

и треть­ей открытой лестницы,

расположенной перпен­дикулярно линии регули­рования (рис. 1, схе­ма 4);

3) сход симметрично­го типа с лестницами, па­раллельными набережной рис. 1, схема 5);

2. Конфигурация причальной стенки в плане должна быть прямолинейна, без значительных выступов причальной линии в сторону реки относительно линии регулирования набережной.

3. Причальная площадка должна обеспечить удобную и бе­зопасную посадку и высадку пассажиров. Ширина ее должна быть не менее 1,5—2м

Высота причальной площадки над нормальным эксплуата­ционным судоходным горизонтом устанавливается в соответ­ствии с габаритами судов от 0,5 до 1,2 м.

4. Судоходная глубина у схода и на подходах к нему должна составлять не менее 1,5—2,0 м и соответствовать осадке судов.

Сопряжение линии основания судоходной прорези с линией регулирования на подходах к сходу производится под углом не более 15°.

На подходах к сходам-причалам у набережных производится уширение судоходной прорези в сторону набережной до передней причальной площадки.

Рис. 3. Прямая лестница с тремя маршами.
5. Сход-причал должен быть оборудован необходимыми при­чальными и отбойными приспособлениями — причальными тум­бами, отбойными брусьями и т. п., рассчитанными на воздействие судов соответствующего тоннажа. Кроме того, на сходе следует предусмотреть устройство приспособлений для подводки электри­ческого освещения, телефона и водопровода.

6. При проектировании лестничных маршей на сходах при­нимается ширина ступени около 40 см, а высота примерно 15 см. Ширина марша назначается по архитектурным соображениям, но не менее 1,5 м. Норм, устанавливающих число ступеней в марше схода, не существует. Не следует, однако, делать марши слишком длинными и трудными для восхождения.

7. Решение схода должно быть выбрано с учетом возможного воздействия льда, особенно на выступающие элементы схода, для чего они должны быть соответствующим образом укреплены или защищены. Высота набережной над рекой оказывает значитель­ное влияние на композицию сходов. На набережных небольшой высоты (до 2 м) сравнительно просто решаются сходы любого типа (рис. 4, схемы № 1, 2 и 3).

Также удачно могут быть решены сходы на набережных сред­ней высоты от 3 до 4 м над водой, которые устраиваются обычно с двумя лестничными маршами (рис. 4, схемы № 4, 5 и 6).

Значительно осложняется композиция сходов на высоких на­бережных, при высоте стенки над водой 6—7 м. В последнем случае требуется устройство сходов с тремя лестничными мар­шами (рис.4, схемы № 7 и 8).


 

 

Рис.4. Зависимость схемы сходов от их высоты