КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СХОДЫ-ЛЕСТНИЦЫ И СХОДЫ-ПРИЧАЛЫ
На городских набережных различают сходы-лестницы и сходы-причалы.
Сходы-лестницы, имеющие сравнительно небольшую ширину (2—3м), устраивают обычно в местах сопряжения набережные различного типа, в местах примыкания к мостам и на парковых участках (рис. 1, схема 1).
В парковых набережных сходы-лестницы часто устраивают двухъярусного типа и многоярусные, где они связывают парковый проезд верхнего яруса с нижней прогулочной дорожкой вдоль реки.
Длина таких сходов зависит от расстояния в плане междупарковым проездом и прогулочной дорожкой.
При близком расположении проезда и пешеходной дорожки лестница может иметь нижний марш, расположенный перпендикулярно к линии регулирования, а верхние марши параллельны ей (рис. 2).
В этом случае сход проектируется с подпорными стенками вдоль верхних маршей.
Задняя стенка, расположенная у верхнего проезда, оборудуется ограждением в виде парапета или решетки.
Передняя стенка верхних маршей сопрягается с зеленым откосом, который расположен между верхним и нижним ярусами.
При большом расстоянии между верхним проездом и нижней прогулочной дорожкой могут быть устроены прямые лестницы с двумя или тремя маршами, ограждаемые массивными парапетами небольшой высоты (60—70 см).
На рис. 3 приведена трехмаршевая лестница длиной 21,5 м. Каждый марш состоит из 9 ступеней. Две промежуточные площадки размерами 3,0 X 3,8 м облицованы гранитом чистой тески.
Парапет устраивается из вертикально поставленных каменных плит, накрытых карнизной плитой. Верхняя площадка прямых лестниц в месте сопряжения с парковым проездомимеетсравнительно небольшие размеры и окаймлена бортовыми камнями криволинейной (в плане) формы. Борта примыкают к торцам парапета и плавно сопрягаются с ближайшим к лестнице бортом паркового проезда верхнего яруса.
Нижняя площадка лестницы в месте сопряжения с прогулочной дорожкойимеет значительно большие размеры и более парадно оформлена. Криволинейная (в плане) часть нижней площадки ограждена подпорной стенкой такого же типа, которой ограждается нижняя пешеходная дорожка на всем протяжении. Профили карниза лестницы и карниза подпорной стенки имеют разное очертание и непосредственно примыкают один к другому в месте сопряжения парапета лестницы с подпорной стенкой набережной нижнего яруса.
Рис.2. Сход-лестница с подпорной стенкой вдоль верхних маршей (Пушкинская набережная в Москве).
Основными типами сходов - причалов являются:
1) сход с симметричной лестницей, расположенной перпендикулярно к линии регулирования типа «Открытой лестницы» (рис. 1, схема 2).
Видоизменением этого типа является «открытая лестница» с двумя дополнительными лестничными маршами, расположенными параллельно линии регулирования (рис.1, схема 3);
2) сход в виде двух лестниц,
расположенных вдоль набережной
и третьей открытой лестницы,
расположенной перпендикулярно линии регулирования (рис. 1, схема 4);
3) сход симметричного типа с лестницами, параллельными набережной рис. 1, схема 5);
2. Конфигурация причальной стенки в плане должна быть прямолинейна, без значительных выступов причальной линии в сторону реки относительно линии регулирования набережной.
3. Причальная площадка должна обеспечить удобную и безопасную посадку и высадку пассажиров. Ширина ее должна быть не менее 1,5—2м
Высота причальной площадки над нормальным эксплуатационным судоходным горизонтом устанавливается в соответствии с габаритами судов от 0,5 до 1,2 м.
4. Судоходная глубина у схода и на подходах к нему должна составлять не менее 1,5—2,0 м и соответствовать осадке судов.
Сопряжение линии основания судоходной прорези с линией регулирования на подходах к сходу производится под углом не более 15°.
На подходах к сходам-причалам у набережных производится уширение судоходной прорези в сторону набережной до передней причальной площадки.
|
6. При проектировании лестничных маршей на сходах принимается ширина ступени около 40 см, а высота примерно 15 см. Ширина марша назначается по архитектурным соображениям, но не менее 1,5 м. Норм, устанавливающих число ступеней в марше схода, не существует. Не следует, однако, делать марши слишком длинными и трудными для восхождения.
7. Решение схода должно быть выбрано с учетом возможного воздействия льда, особенно на выступающие элементы схода, для чего они должны быть соответствующим образом укреплены или защищены. Высота набережной над рекой оказывает значительное влияние на композицию сходов. На набережных небольшой высоты (до 2 м) сравнительно просто решаются сходы любого типа (рис. 4, схемы № 1, 2 и 3).
Также удачно могут быть решены сходы на набережных средней высоты от 3 до 4 м над водой, которые устраиваются обычно с двумя лестничными маршами (рис. 4, схемы № 4, 5 и 6).
Значительно осложняется композиция сходов на высоких набережных, при высоте стенки над водой 6—7 м. В последнем случае требуется устройство сходов с тремя лестничными маршами (рис.4, схемы № 7 и 8).
Рис.4. Зависимость схемы сходов от их высоты