ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ разработки социально ориентированных проектов
Рассматриваемые в этом разделе проекты носят ярко выраженную социальную
направленность (т.е. имеют социально-педагогический, адаптационный,
реабилитационный характер).
Проект такого типа предполагает оптимизацию социальных и социально-
психологических условий существования человека, группы. Целевой ориентацией
проекта может выступать: содействие разрешению, минимизации или профилактики
проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности
человека (группы); создание условий для успешной самореализации личности.
Задачи-средства социально-ориентированных проектов можно свести к трем группам:
— оптимизация образа жизни человека (помощь в освоении культурных технологий,
например, овладение новой профессией, новыми средствами коммуникации, видом
культурно-досуговой или художественной деятельности и т.д.);
— изменение в социально-культурной среде и в основных сферах
жизнедеятельности личности;
— оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со средой.
Социально-ориентированные проекты имеют различный характер: художественно-
творческая адаптация и реабилитация; социально-психологическая адаптация;
духовной реабилитация; профессиональная ориентация и реабилитация;
физическая реабилитация.
Специфика разработки такого типа проектов:
1. “Точкой отсчета” здесь является аудитория. Первый шаг в общей логике
формирования проекта — характеристика всей совокупности проблем (и прежде
всего личностных), носителем которых является конкретная социальная группа —
реальная или потенциальная аудитория проекта. Характер личностных проблем
определяется тем, что они возникают в системе “человек — среда” — лишь
решение такого рода проблем делает проект социально-адаптирующим.
Социально-культурные проблемы здесь вторичны, их анализ необходим для
доказательства социальной значимости проекта (особенно на этапе “упаковки”
проекта в форме заявки на финансирование).
В то же время содержательная часть проекта может быть связана с самыми разными
сферами и областями проектирования, что определяется содержанием
социально-культурных проблем, но главное — возможностями того или иного вида
социально-культурной деятельности разрешить трудности и противоречия, возникшие
в процессе жизнедеятельности человека, социальной группы
[81].
Схема разработки целевого проекта второго типа:
Аудитория проекта (социальная категория или группа населения) | Характеристика личностных (социально-психологических) проблем | |
Характеристика социально-культурных проблем | Цели и задачи проекта | |
Направления и содержание деятельности | Форма реализации проекта |
В технологии разработки проектов (особенно второго типа) весьма существенным
является четкое определение аудитории проекта и ее соответствующая
характеристика. Как показывает опыт, процесс и результат проектирования гораздо
продуктивнее в том случае, если мы не опрашиваем абстрактную “аудиторию”, а
изначально знаем типичные проблемы, потребности и интересы устойчивых
социальных групп и социально-культурных общностей, умеем использовать эту
информацию при разработке и реализации социально-культурных программ.
В этой связи возникают две взаимосвязанные задачи:
Во-первых, поиск критериев классификации и дифференциации социальных групп и
общностей, которые позволили бы представить социальное «поле» проектирования
как определенное и устойчивое множество групп и общностей (т.е. тех групп, в
которые включен человек в силу ряда жизненных обстоятельств и социальных
ролей).
Во-вторых, определение для каждой социальной группы круга типичных жизненных
проблем, которые отличают ее от других групп, т.е. выступают в качестве
дифференцирующего признака.
Критериями классификации в данном случае могут выступать различные социально-
демографические и социально-культурные признаки, в частности, такие как:
— Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие
группы: дети; подростки; молодежь; люди зрелого возраста; пожилые люди.
Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица
пожилого возраста.
— Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы:
многодетные семьи; неполные семьи; одинокие люди.
— Степень социальной адаптированности. По этому критерию особой остротой
проблематики отличаются инвалиды, мигранты (беженцы); лица некоренной
национальности; бывшие военнослужащие; лица, вышедшие из мест заключения и др.
— Сходство интересов и ценностных ориентаций (различные объединения,
группы, клубы по интересам).
Дополнительными критериями характеристики аудитории проекта могут служить
пол, уровень доходов, психологические особенности личности и т.д.
В качестве примера характеристики проблемного поля проекта рассмотрим типичные
проблемы вынужденных мигрантов — лиц, в силу ряда обстоятельств
сменивших место жительства. Значительная часть их имеет невысокую
профессиональную квалификацию, характеризуется отчужденностью от местных
проблем, культурным и бытовым аутсайдерством, бесперспективностью социального,
личного и бытового устройства. Все это вызывает потерю личностного достоинства
и самоуважения, духовную деградацию, которая является следствием утраченной
связи с культурными традициями, родиной. Отсутствие чувства хозяина,
отчужденность от местных политических структур и форм общественной жизни
порождает разрушающие личность формы проведения свободного времени,
враждебность и вандализм по отношению к окружающей среде, которая чужда
ценностно и недоступна материально. Разработка и реализация
социально-адаптирующих программ для этой категории населения представляет
особую актуальность, ибо свободное время в данном случае играет, скорее, роль
отрицательного фактора — пустота субъективно-личностного пространства,
экзистенциальный вакуум часто заполняется алкоголизмом, наркоманией,
преступностью.
Особой поддержки и внимания заслуживают целевые проекты, формой реализации
которых является та или иная форма самодеятельной общности. Дело в том, что
культура становится условием формирования и самореализации личности в том
случае, если основой социокультурного поведения человека станет его
творческая активность, внутренне детерминированная самодеятельность. Перевод
общественных ценностей в личные невозможен без свободной самодеятельности
человека, его “встречной” активности по усвоению общественных норм и идеалов.
Лишь творческая индивидуальность гарантирует накопление культурных ценностей,
их развитие и сохранение. И здесь роль самодеятельной общности трудно
переоценить.
Есть и более формальный аргумент в пользу поддержки проектов социально-
творческого характера — учитывая ограниченные материальные ресурсы и
финансовые возможности культуры, сегодня целесообразнее вкладывать деньги в
создание условий, стимулирующих образование различных самодеятельных
объединений (национально-культурных центров, политических клубов, коллективов
художественной самодеятельности и т.п.). В таком случае поддерживаемые
социокультурные образования сами становятся инициаторами и исполнителями
общественно значимых проектов и программ.
Структура и содержание разделов социально ориентированного проекта.
Предпочтение данному типу целевого проекта (и соответствующей логике
разработки) отдается в том случае, если определен носитель социально-
культурных проблем — вполне конкретная социальная группа, и при
характеристике данной аудитории преобладает личностная проблематика.
1 раздел — название проекта.
2 раздел — аудитория. В этом разделе дается
характеристика проблем, потребностей, интересов, особенностей той категории или
социальной группы, которой адресована программа. Причем, в данном типе проектов
определяющим является характер социально-психологических проблем.
Изучение интересов и потребностей потенциальной аудитории проекта имеет смысл
при разработке программ, финансируемых самим населением (платные мероприятия,
услуги и пр.), т.е. коммерческих программ. По сути это предполагает зондаж
потенциального рынка (а точнее – изучение спроса как готовности людей оплатить
те или иные услуги), где будут реализованы те или иные виды товаров и услуг в
сфере досуга.
Кроме анализа ведущих проблем и нереализованных потребностей, дополнительными
характеристиками аудитории проекта являются: возраст, доход, семейное
положение, профессия, образование, ценности, признаваемые этой группой как
престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова, референтные личности
(в культуре, политике, искусстве и т.д.). На характер социально-культурных и
личностных проблем оказывает влияние социальный статус человека, его семья,
друзья, религиозные убеждения, уровень образования и другие факторы, которые
формируют культуру человека, определяют его ближайшее социальное окружение.
3 раздел — сфера проектирования — характеристика группы
социально-культурных проблем и определение на этой основе приоритетных
направлений и видов социально-культурной деятельности. Здесь необходимо
учитывать, что одна и та же группа личностных проблем может разрешаться с
помощью различных по форме и содержанию видов социально-культурной деятельности
— последние определяются по критерию значимости социально-культурной
проблематики (значимости с позиции проектировщика, субъекта социальной
педагогики, культурной политики и т.д.), носителем которой является аудитория
проекта.
4 раздел — цели и задачи проекта, которые формулируются на
основе анализа личностных и социально-культурных проблем.
Например, проект, адресованный семье и объединяющий родителей, испытывающих
потребность в новых методах творческого развития личности ребенка, может быть
направлен на повышение их педагогической культуры, кооперацию воспитательные
усилий и возможностей семьи, создание условий для обмена педагогическим
опытом, организацию воспитывающей и развивающей социокультурной среды.
Задачами проектов, аудиторией которых являются лица, нуждающиеся в социальной
адаптации, могут быть: содействие социально-психологической адаптации
человека; помощь в решении социально-психологических проблем, обретении
социального статуса и чувства личностной значимости; укрепление социальных и
межличностных связей, поддержка чувства социальной полноценности и
причастности к жизни и делам района, города; социальная реабилитация
инвалидов средствами искусства (за счет использования терапевтических
возможностей различных видов и жанров искусства); создание условий для
самореализации детей-инвалидов в сфере досуга; изменение отношений учреждений
и властей к проблеме инвалидов; формирование оптимального общественного
климата, создающего атмосферу психологического комфорта и благоприятного
самочувствия; содействие средствами искусства процессу социальной
реабилитации детей и подростков, имеющих личностные проблемы; обучение детей
и взрослых навыкам социальной работы, искусству помогать людям.
Мы видим, что большинство задач проектов, адресованных группам населения,
нуждающимся в социально-психологической адаптации, соответствует наиболее
актуальным проблемам двух областей социокультурного проектирования:
социально-психологической и духовно-нравственной.
5 раздел — форма реализации проекта. Как и в первом
типе, формой реализации проекта может быть, во-первых, та или иная форма
самодеятельной общности (общественное объединение, фонд, клуб, ассоциация и
т.д.). Но есть и специфические формы реализации, которые могут быть обусловлены
спецификой аудитории и характером решаемых задач. Например, для лиц,
нуждающихся в социальной адаптации, в частности, для детей
родителей-переселенцев, проекты могут осуществляться в форме организации
социально-адаптационных программ, включающих психологический тренинг,
социально-педагогические игры, спортивно-оздоровительную и коррекционную
гимнастику и др. Инвалидам могут быть адресованы такие проекты как “Библиотека
на дому”; ”Клуб социальной помощи”; Школа детского милосердия ”Надежда”;
”Телефон доверия”, “Мы все можем” (фестиваль искусств детей-инвалидов); “Дом
без одиночества” (в рамках этого проекта здоровые дети проводят занятия с
детьми-инвалидами дома — помогают освоить школьную программу, обучают ремеслам
и т.д.).
6 раздел — содержание деятельности. Его можно
оформить по такой же схеме, как и в проектах первого типа:
Направления деятельности | Содержание деятельности | База реализации | Исполнители и соисполнители | Сроки реализации |
Конкретизируя содержательную часть проекта, следует помнить, что она
определяется, преимущественно, характером социально-психологических проблем
(в отличие от проектов первого типа, где определяющим является социально-
культурная проблематика).
Приведем пример взаимосвязи проблемно-целевого и содержательного разделов
проекта “Интеграция”, адресованного детям-инвалидам
[82]. Целевая направленность данного проекта — изменение установки детей и
подростков по отношению к инвалидам, а его задачи заключается в том, чтобы
научить принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками,
передать убеждение, что человек с дефектом имеет право быть принятым в общество
таким, какой он есть.
В соответствии с данными целями и задачи содержательная часть проекта
“Интеграция” реализуется в рамках таких направлений деятельности, как
кураторство над учащимися из спецшкол и интернатов; организация кукольных
театров (и спектаклей), где среди персонажей будут как здоровые, так и
“герои” с физическими недостатками; специальный тренинг для инвалидов
(оптимальный выход из конфликтной ситуации, тренинг общения и т.д.);
проведение уроков добра (воспитание способности стать на место человеку,
которому плохо).
В рамках программы развития культуры Нефтеюганского района авторами данного
пособия был предусмотрен проект, адресованный представителям коренных
национальностей Севера, который предполагал социокультурную, социально-
психологическую и профессиональную подготовку детей хантов, профилактику
психогенного алкоголизма и девиантного поведения с помощью адаптационно-
психологических технологий и путем приобщения их к массовым профессиям.
7 раздел — бюджет проекта.
8 раздел — источники финансирования.
Несмотря на выраженную специфику социально-педагогического и
оргпроектирвования, можно отметить единый алгоритм формирования
соответствующих проектов:
– дается характеристика проблем (социально-культурных, отраслевых или
личностных, носителем которых является определенная общность, группа или
категории населения, локализованная на предприятии, по месту учебы,
жительства, в культурно-досуговом учреждении;
– формулируются цели и основные задачи проекта;
– определяются приоритетные направления и виды социально-культурной
деятельности;
– разрабатываются конкретные мероприятия (с учетом имеющихся ресурсов,
педагогически целесообразного соотношения информационно-просветительных и
творческих видов деятельности);
— определяется база реализации проекта, его исполнители;
– производится оценка затрат и просчитываются возможные источники
финансирования проекта.