ДОСТАВКА РУДЫ ИЗ ЗАБОЯ

ОБОСНОВАНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

 

Применение самоходного транспортного оборудования является важнейшим техническим направлением в работе горнорудных предприятий. Применение его позволяет увеличить производительность труда в несколько раз, увеличить интенсивность разработки и соответственно снизить себестоимость очистной выемки руды.

Основным оборудованием цеха Рудник СКРУ-3 ОАО «Сильвинит» является подземный комбайновый комплекс, который состоит из комбайна типа «Урал 20А», самоходного вагона 5ВС-15М и бункера-перегружателя БП-14А.

Сегодня в цехе функционирует 14 комбайновых комплексов. Шахтные самоходные вагоны, которые предназначены для приема руды от комбайна, временного ее накопления и доставки от забоя до мест перегрузки на участковые или общерудничные средства транспорта, имеют грузоподъемность 15 тонн.

Смысл данного проекта заключается в вводе шахтных унифицированных самоходных вагонов ВС-25Э и бункера-перегружателя БП-22 грузоподъемностью 25 тонн, что приведет к увеличению производительности и сокращению комбайновых комплексов до 12 штук. Уменьшатся амортизационные отчисления, затраты на электроэнергию. Сократится численность персонала, фонд оплаты труда работающих, что приведет к снижению полной себестоимости единицы продукции и полной себестоимости всего выпуска продукции.

Все вышесказанное является экономическим эффектом от внедрения новшества. Но результатом внедрения данного проекта одновременно является и развитие моральной заинтересованности работников. Внедрение новой техники улучшит условия труда работников, послужит стимулом развития их личной заинтересованности, инициативы и совершенствования деятельности, улучшит психологический климат в коллективе. Высвободившиеся работники могут пройти переподготовку и обучение по другим специальностям, повысить квалификацию, что приведет к повышению не только моральной, но и материальной заинтересованности. Они могут быть востребованы в различных структурных подразделениях общества.

 

ДОСТАВКА РУДЫ ИЗ ЗАБОЯ

 

Недостаточно высокая нагрузка на очистной забой, многооперационность, большой объём механизированных операций при буровзрывной отбойке обусловили перспективность механизированной выемки калийных руд с помощью комбайнов.

Первоначально на калийных рудниках наибольшее распространение получил комплекс из комбайна и скреперной установки «Калий-4». Концевой блок скреперной установки закрепляли на комбайне, и руду из отвала за комбайном ковшом скреперной лебёдки перемещали до конвейера на выемочном штреке.

Достоинство такого комплекса – возможность промежуточной бункеризации руды в выработке. При неполадках в транспортной системе рудника и остановке конвейера комбайн и скреперная установка продолжали некоторое время работать. Когда конвейер опять начинал работать, скреперной установкой, обладающей при малом расстоянии транспортирования высокой производительностью, руду быстро перегружали на конвейер.

Однако такой комплекс имел существенный недостаток: с увеличением расстояния доставки увеличилась продолжительность рабочего и холостого хода ковша. Скреперная установка не успевала убирать всю руду, отбитую комбайном, и комбайн простаивал. Кроме того, при движении ковша скреперной установки тяговое усилие лебёдки через концевой блок передавалось на комбайн, снижая его напорное усилие и тем самым его производительность. Также перед отгоном комбайна из камеры необходимо было зачищать почву выработки от руды, оставляемой ковшом у стенок.

В настоящее время скреперные установки в комбайновом комплексе заменены самоходными вагонами, которые имея ёмкость, во много раз превосходящую ёмкость ковша скреперной установки, и высокую скорость транспортирования, обеспечивают более высокую производительность.

Для приёма руды с комбайна в период движения и разгрузки самоходного вагона в комплексе используется бункер перегружатель. Бункер имеет примерно одинаковую ёмкость с самоходным вагоном .

После заполнения бункера и подачи под его разгрузочную часть самоходного вагона включается донный конвейер. Периодическим включением донного конвейера самоходного вагона обеспечивается полная загрузка. На время разгрузки бункера – перегружателя комбайн, как правило останавливают. Это объясняется стремлением рационально заполнить бункер – перегружатель: разгружается бункер–перегружатель значительно быстрее чем загружается.

Самоходный вагон разгружается непосредственно через рудоспуск на участковый конвейер. Порожний самоходный вагон возвращается к комбайну.

Основной недостаток такого комплекса – невозможность бункеризации руды в камере в случае остановки магистрального транспорта и зависимость производительности самоходного вагона от расстояния доставки. Очевидно, что наибольшая производительность комплекса достигается при условии возвращения вагона до окончания загрузки бункера – перегружателя. В этом случае производительность комплекса определяется только комбайном.

Кроме расстояния доставки производительность комплекса определяет параметры оборудования, его конструктивные особенности, длительность необходимых вспомогательных операций, надёжность оборудования, входящего в комплекс, уровень организации труда и т. п.

 

 

Рис. 4.1. Технологическая схема доставки руды из забоя

 

 

 

1 – Пункт разгрузки руды (рудоспуск);

2 – Самоходный вагон;

3 – Бункер – перегружатель;

4 – Комбайн.