Булгаков – жизненный и творческий путь; «Собачье сердце», «Роковые яйца» - символизм образов

ЖТП. 1891-1940. родился в Киеве в семье преподавателя духовной академии, знал многие языки. Поступил на мед. Факультет в Киевский университет.

С 1919 начал печататься.

1920 г. – наиболее заметные произведения: «Дъяволиада», «Роковые яйца», «Белая гвардия», «Дни Турбинных», «Зайкина квартира», «Кабала святош», «Бег», «Иван Васильевич меняет профессию».

Творчество развивалось в переломную эпоху. Преданность классике: во всем верность образцам.

«Собачье сердце». Сатирическая повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в

1925 году. В основе повести рискованный эксперимент. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты — это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Ситуация, сложившаяся в первые десятилетия

после Октябрьской революции в обществе, трагична. Люди превращены в серую,

однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях и истинных

чувствах. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность.

Такому обществу противостоят люди неординарные, яркие, мыслящие и

чувствующие. К попыткам создания нового совершенного общества

революционными, не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же

методами нового, свободного человека Булгаков относился крайне скептично.

Последствия такого вмешательства в естественный ход вещей могли оказаться

плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом и

предупреждает Булгаков в своей повести.

Профессор Преображенский в ходе своих научных опытов получил из

собаки человека, пытается воспитывать это существо, и у него есть основания

рассчитывать на успех. Но «очеловеченный» бродячий пес Шарик, ставший

Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, фактически стал воплощением того

человека, мозг которого послужил донорским материалом при операции. От

пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего

«пролетарского» происхождения со всеми соответствующими социальными

правами, и полную бездуховность. С этим событием жизнь в доме профессора

Преображенского и в городе становится с ног на голову. По Москве ходят

самые нелепые слухи о марсианах, якобы приземлившихся в Обуховском

переулке, недалеко от дома профессора, о новорожденном ребенке, играющем на

скрипке. В процессе воспитания Шарикова возникает конфликт высокообразованного

интеллигента профессора Преображенского с представителем новой жизни

Швондером. И воспитание Швондера оказалось намного

результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то

облагородить созданное ими чудовище. По совету Швондера Шариков выбирает

себе имя Полиграф Полиграфович. Этого имени он не только не стыдится, но

даже гордится своим «удачным» выбором. Детали его костюма бросаются в

глаза, раздражая зрение всякого нормального человека: «Пиджак порван под

левой мышкой, усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а

на левой выпачканы лиловой краской. На шее... был повязан ядовито-небесного

цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был

настолько бросок, что время от времени, закрывая утомленные глаза, Филипп

Филиппович в полной тьме то на потолке, то на стене видел пылающий факел с

голубым венцом. Открывая их, слеп вновь, так как с полу, разбрызгивая веера

света, бросались в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами». Поведение и

логика примитивных, задавленных советской системой людей также убоги.

Настоящие, реальные, большие чувства в их жизни подменены жалкими и

уродливыми. Герои Булгакова потрясают не только своей тупостью, серостью,

бездуховностью. Люди ограниченные очень часто имеют необоснованные амбиции.

Это люди с большой претензией, и масштаб их амбиций огромен. Шариков

настоятельно требует для себя документов, жилой площади. Он позволяет себе

самые наглые выходки и при этом не испытывает стыда. Он делает заявления в

отношении переписки Энгельса с Каутским, не поняв сути дела. Его наставник

Швондер считает себя полноправным представителем революционных масс,

вершителем справедливости. Из мерзкого чувства зависти он пишет донос на

Преображенского, называя таких, как он, «псевдоученой буржуазией».

Профессор Преображенский — ученый с мировым именем, у Швондера —

таинственный человек. Швондер — заносчивый председатель домоуправления,

крайне самоуверенный. Швондеров, больших и маленьких, автор повести

безжалостно высек сатирическими розгами. Задатки бездомного, вечно

голодного и унижаемого пса соединились с задатками уголовника и алкоголика.

Так и получился Шариков — существо, по природе своей агрессивно наглое и

жестокое. Только одного ему и недоставало: известного революционного

лозунга — «кто был ничем, тот станет всем». Принципы социализма настолько

близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от

донора, что он довольно быстро находит свое место в советской системе.

Швондер, узнав о таинственном исчезновении Шарикова, является домой к

Преображенскому, но совсем не затем, чтобы узнать что-нибудь о судьбе

Шарикова, а чтобы предъявить обвинение в убийстве Преображенскому и

Борменталю. Более того, ему выгодно, чтобы в квартире профессора обнаружили

труп Шарикова. Такая логика просто ненормальна. По глубокому убеждению

профессора, именно такая логика свойственна умственно недоразвитым людям,

которые и стали источником разрухи, царящей вокруг. V «Новый» социально-

бытовой миропорядок изображается автором в стиле сатирического памфлета.

Используя прием гротеска, Булгаков показывает примитивность и тупость

серого общества, противопоставляя ему духовно богатых и ярких личностей.

При всей фантастичности повести, она отличается удивительным

правдоподобием, что говорит о величии и неповторимости мастерства

Булгакова.

«Роковые яйца». Фантастическая повесть М.Булгакова Роковые яйца состоит их двенадцати глав. Главный герой повести – профессор зоологического института Владимир Персиков. Основное его занятие – препарирование лягушек, жаб, ужей.

В первой главе автор описывает внешность Персикова, его судьбу и работу. Когда-то у Персикова была жена, но, так и не родив ему детей, сбежала с тенором оперы, оставив записку о том, что невыносимую дрожь отвращения вызывали в ней его лягушки. Дела в институте идут все хуже и хуже. Институт прекращают финансировать, лягушки и жабы в террариумах гибнут, что очень огорчает профессора. Проходит около трех лет и благодаря тому, что институт начинают вновь финансировать, Персиков с еще большим рвением принимается за свои опыты на лягушках, жабах, амебах. Вторая глава повести повествует о том, как в один из весенних будничных дней Персиков рассматривал в микроскоп свежих амеб. В этот момент Персикова отозвал ассистент, а когда профессор вернулся к своему микроскопу – он обнаружил, что амебы вдруг стали резко размножаться, да в таком количестве, что поедали друг друга, сами увеличиваясь в размерах. Так был открыт уникальный красный луч, способный вызвать размножение любого организма, попадающего под его свет. О изобретении очень скоро узнает весь город, Персикова начинают посещать надоедливые репортеры, требующие от него рассказать о своем изобретении… Четвертая глава повествует о попадье Дроздовой, в хозяйстве которой случился мор – и все куры начинают гибнуть. Мор начинается по всей стране – об этом пишут все газеты, а люди, которые едят яйца, тоже заболевают. Страна шокирована, в Советском Союзе не остается ни одной птицы. Тогда некто Рокк – автор даже фамилию его делает символом – обращается к Персикову с просьбой отдать ему один из аппаратов, активирующих действие луча. Рокку красный луч нужен для того, чтобы из яиц, полученных из-за рубежа, вывести цыплят, чтобы вновь пополнить запасы птиц. Первоначально Персиков не хочет отдавать аппараты Рокку, но некий звонок по телефону заставляет Персикова послушаться Рокка. Но он предупреждает, что Рокк может получить неудачу.

Глава восьмая носит название история в совхозе и повествует о произошедшей ужасной истории в совхозе Красный луч… Александр Семенович Рокк собирает аппараты и вкладывает в них яйца, полученные из-за границы. В тоже время профессор Персиков сокрушается – его заказ на яйца змей никак не везут, а Рокку заказ привезли сразу… Вскоре в яйцах что-то начинает шевелится и попискивать но … из яиц вылупляются не цыплята, гигантские змеи, одна из которых заживо съедает жену Рокка, Маню. Гады в огромном количестве расползаются по всему совхозу, поедая людей. Глава одиннадцатая носит название Бой и смерть и именно в ней М.Булгаков описывает читателю смерть Персикова, которого убивает разъяренная толпа. В самой же стране – шок и ужас, ведь на борьбу с расползшимися гадами брошена армия, но это мало помогает. Спасенье приходит от природы - неожиданно упал неслыханный мороз. Из-за этого мороза и гибнут змеи. Но еще долго гнили необозримые пространства земли от бесчисленных трупов крокодилов и змей. К весне Москва оживает, все возвращается на круги своя, кто-то из ученых пытается создать тот самый луч профессора Персикова, но секрет утерян безвозвратно. Так завершается фантастическая повесть М.Булгакова Роковые яйца.