ВАСИЛИЙ ГРОССМАН

«Жизнь и судьба»

В 1960-м году он завершил свой роман, а начал печататься в первом номере журнала «Октябрь» в январе 1988 года. Во многом он был созвучен военной прозе той поры: и своей трагической искренностью, и философской мыслью о бессмертии народа, и верой в торжество идеалов свободы. Вместе с тем роман затрагивал такие сложные и противоречивые проблемы государственного устройства и партийного руководства страной, которые делали невозможной публикацию романа в то время.

Действие романа происходит в 1943-м году в его кульминации – Сталинградской битве. Места действия самые разные: осаждённый город на Волге, Москва, Самара, Казань, немецкий концлагерь и т.д. В грохоте сражений писатель прислушивается к тихому слову героев, к скрытым движениям души, считая их не менее достойными своего внимания, чем решение стратегических и тактических задач в штабах фронта, армии или танкового корпуса. И потому противоречия войны он стремился раскрыть в органическом единстве с исследованием противоречий души человеческой. Жизнь в романе представлена в самых разных своих проявлениях и по-особому просматривается в судьбах персонажей, в текучке фронтового бытия или будней тыла. Но это не значит, что писатель всего лишь фиксирует происходящее, не вторгаясь в него авторским словом. Напротив, он определёнен и независим в своих суждениях о государстве и обществе, во взглядах на историю и личность в ней.

Наиболее интересны сцены фронтовой жизни защитников города на Волге, среди которых оказывается один из главных героев романа – Николай Григорьевич Крымов. С его помощью писатель проверяет реакцию людей на мир самого Крымова, а крымовская реакция на людей позволяет Гроссману увидеть главное в человеке. Дело в том, что Николай Григорьевич связан служебными, дружескими и родственными связями со многими людьми в романе. Он фигура страдательная. Основным в его личности было свойственное русскому интеллигенту стремление к просветительству. Он любил выступать с лекциями, объясняя массам политические задачи текущего момента. Мы посвящены писателем в сложный, принципиально важный конфликт в романном мире. Суть конфликта – различие взглядов на саму войну и участников её. В образе капитана Грекова проступают вольнолюбивые мотивы декабристов, настроенность на традиционную для русского офицерства уважительность по отношению к нижним чинам. Всё это было чуждо существовавшему режиму, жертвой которого был Крымов. Аналогичные конфликты между «свободой» и «несвободой» личности и её волеизъявления, происходят и в танковом корпусе Новикова, и в немецком концлагере, где заложником своих убеждений оказывается майор Ершов, и в научном институте, где невыносимо чувствует себя учёный Штрум. И над всем в романе господствует эхо Сталинграда, который был для писателя не просто городом, а душой войны: «Его душой была свобода». Эта же душа двигала пером художника, когда он писал свой роман. И потому-то произведение оказалось насквозь полемично. В нём было ощутимо желание не просто понять, но и разоблачить. Тем самым роман совершенно определённо относится к пятидесятым годам с их страстным желанием постичь правду войны как правду всей нашей жизни. Таков был зов жизни. В противовес представлениям о людях как «винтиках» автор отстаивает необходимость внутренней независимости и свободы духа. В связи с этим не только событийным, но и философским центром произведения является рассказ «о солдатской республике» - дом 6, дробь 1 в Сталинграде, обороной которого руководит капитан Греков. Отношения здесь строятся на принципе подлинного товарищества, здесь умирают в бою за идею свободы. Примером истинного мужества, самостоятельности мышления, совести и чести стали 8 минут из жизни полковника Новикова, когда он, вопреки гневу Сталина и нажиму генералов, задерживает наступление, давая возможность артиллерии подавить сопротивление фашистов и тем самым избежать лишних потерь. Без таких, как Греков и Новиков, без труда, страданий и героизма народа не могло бы быть Победы. Нелёгкий путь духовного прозрения проходят многие герои произведения. Роман заставляет думать, спорить, вырабатывать собственную точку зрения на сложившиеся проблемы 20-го столетия.