Конструктивная (пассивная) противопожарная защита судна.

Конструктивная противопожарная защита судна предназначена:

-для предотвращения возникновения пожаров и взрывов на судне при аварийных повреждениях;

-ограничения распространения пожара по судну при его возникновении;

-создания рубежей борьбы с пожаром, а также путей эвакуации личного состава.

Состав комплекса мер конструктивной ПП и ПВ защиты зависит от класса судна, особенностей его архитектурного типа и компоновки, условий эксплуатации.

Конструктивная ПП и ПВЗ в отличие от активных средств не требует энергозатрат и находится всегда в готовности к выполнению своего назначения. В то же время она в значительной степени влияет на количественный и качественный состав активных средств борьбы с пожарами и определяет принципиальные напрвления по разработке и совершенствованию тактики их использования. При наличии КПП и ПВЗ появляется возможность сокращения комплекса средств и систем активной противопожарной и противовзрывной защиты.

В настоящее время рассматривают следующие направления обеспечения конструктивной противопожарной защиты:

-разделение судна на противопожарные зоны;

-разделение больших помещений на меньшие объемы (зоны помещения);

-рациональная компоновка помещений судна, исключающая опасное и нежелательное соседство;

-рациональное размещение оборудования в самих помещениях;

-обеспечение герметичности отсеков и помещений;

-применение негорючих материалов;

использование пожаробезопасных изделий и оборудования или принятие мер по повышению их безопасности.

Одним из наиболее эффективных средств конструктивной противопожарной защиты следует считать разделение помещений на изолированные отсеки с разнесением опасных объемов друг от друга, т. е. создание местных противопожарных зон. Часто водонепроницаемые отсеки являются одновременно противопожарными зонами, локализирующие пожар в своих пределах. Переборки и палубы являются, как правило, границами рубежей обороны по борьбе с пожаром.

Все перекрытия делятся на три основных типа.

Тип А – огнестойкие перекрытия, изготовленные из стали или равноценного материала, усиленные элементами жесткости, должны отвечать следующим требованиям:

-предотвращать проникновение дыма и пламени при испытании на огнестойкость в течение 60 мин;

-не допускать повышения температуры на стороне, противоположной воздействию, больше 139 град. С по сравнению с первоначальной;

-время испытаний для перекрытий А-60, А-30, А-15, А-0 – соответственно 60, 30, 15 и 0 мин.

На судах с горизонтальным способом погрузки вместо огнестойких переборок устанавливают системы, обеспечивающие создание мощных водяных завес, препятствующих распространению огня.

Тип В – огнезащитные перекрытия, изготовленные из негорючих материалов, должны отвечать следующим требованиям:

-предотвращать проникновение пламени в течение 30 мин;

-не допускать повышения температуры на стороне, противоположной нагреву, больше 139 град. С по сравнению с первоначальной;

-не допускать повышения температуры более чем на 225 град. С по сравнению с первоначальной при действии пламени с любой стороны.

Перекрытия В-15 выдерживают испытания в течение 15 мин, В-0 – соответственно 0 мин.

Тип С – перекрытия, изготовленные из негорючих материалов, к которым не предъявляются требования по непроницаемости дыма и пламени и перепаду температур.

Двери в противопожарных переборках должны быть самозакрывающегося типа, с автоматическим закрытием при повышении температуры до 70-80 град. С, с демпфирующим устройством, предотвращающим ушибы и травмы людей. Класс двери должен соответствовать классу переборки.