Техника проведения экскурсий

Включает ряд организационных аспектов. Главная задача вступления – привлечь внимание группы к теме экскурсии и установить психологический контакт с аудиторией. Вступление включает две части: организационная и информационная.

Организационная: экскурсовод должен поздороваться, представиться, назвать экскурсионное учреждение представить водителей автобуса, назвать марку и номер автобуса (повторять перед выходом), напомнить о правилах поведения в автобусе (нельзя вставать, ходить во время движения, высовываться из окон автобуса), указать режим санитарных остановок. Информационная: сказать тему и маршрут экскурсии, его протяженность и продолжительность, сказать несколько объектов, где предусматривается выход группы из автобуса, указать первую остановку с выходом из автобуса.

Кроме того нужно в организационной части определить порядок ответов на вопросы. Следует помнить, что контакт экскурсовода с группой во многом определяется первым впечатлением от знакомства. Ни в коем случае нельзя опаздывать. В случае вынужденного опоздания – извиниться. Обязательным для экскурсовода является хорошее настроение, жизнерадостный тон проведения экскурсии, увлеченное отношение к предмету своего рассказа. В случае проблемных ситуаций (плохая погода, опоздание автобуса) надо постараться снять напряжение с группы (шутка и т.д.). Представляя группе маршрут следует обратить внимание на его сильные стороны. Вступление должно быть кратким (5-10 минут), образным, эмоциональным, при возможности предоставить экскурсантам ксерокопию маршрута.

Место экскурсовода в автобусе: должно обеспечивать ему хороший обзор и, по мере необходимости, зрительный контакт с экскурсантами..Выход группы из автобуса: на остановках, где предусматривается выход для показа объектов, экскурсовод должен обратить внимание группы на соблюдение правил дорожного движения применительно к ситуации, напомнить номер автобуса, сказать время отправления. Экскурсовод первым выходит из автобуса, указывает направление движения к объекту, идет первым во главе группы. Если остановка без показа объектов (санитарная, питание и т.п.), экскурсовод должен предупредить о ПДД, назвать четко время отправления (не говоря фразы через 15 минут), объяснить группе о невозможности задержек; при опозданиях выяснить личности опаздывающих, разыскать.Темп движения группы:- зависит от состава группы, от природных условий местности, от вида экскурсии

- экскурсовод должен постоянно контролировать и поддерживать динамичный темп движения группы, следить за тем,чтобы группа не растягивалась- после возвращения, осмотрев объект, в зависимости от ситуации, экскурсовод может похвалить группу за организованность либо предупредить о том, что потери времени приведут к сокращению программы.Основные схемы расположения группы: - полукругом- в два-три ряда (на склонах холма, на лестнице и т.д.)- вокруг объекта- по очереди- При одновременном осмотре объекта несколькими группами следует помнить об экскурсионной этике (не мешать друг другу)Возвращение группы в автобус:

- экскурсовод как правило, приглашает группу занять свои места в автобусе, сам входит последним

- обязательно нужно убедиться в том, что все экскурсанты заняли свои места в автобусе, только затем начинать движение

Использование индивидуального текста в ходе экскурсии рекомендуется составить специальные карточки с краткой информацией по основным объектам и вопросам экскурсии. Эти карточки нумеруются в соответствии с порядком показа объектов. Читать содержание карточек не рекомендуется, за исключением объемных цитат.Соблюдение времени в экскурсии: в технологической карте указано точное время, необходимое для показа каждого объекта, но умение четко распределить время на маршруте приходит с опытом, требует практики + обязателен хронометраж времени. При контрольном объезде маршрута нужно быть готовым к возможному сокращению времени экскурсии из-за опозданий, дорожных пробок и т.д.; в этой ситуации нужно сократить время осмотра каждого объекта, исключив второстепенные факторы.Ответы на вопросы экскурсантов: порядок ответов на вопросы нужно определить во вступлении. Лучше всего отвечать на вопросы по конкретным объектам после их осмотра, ответы на вопросы общего характера лучше давать по окончании экскурсии (по пути домой). Если экскурсовод не знает точного ответа на вопрос, не следует придумывать ответ на ходу, важнее подсказать экскурсанту, где он может найти интересующую информацию. Экскурсоводу следует анализировать поступающие вопросы и по мере необходимости, вносить дополнения в рассказ. Каким бы ни был вопрос нужно уважительно относиться к задавшему его экскурсанту.Паузы в рассказе экскурсовода: экскурсовод не должен говорить непрерывно, паузы позволяют экскурсантам усвоить полученную информацию, сформировать собственное мнение и отношение к предмету экскурсии, сформулировать возможные вопросы к экскурсоводу – смысловые функции пауз. Установлено, что через каждые 15-20 минут у слушателей наступают «кризисы внимания», следовательно в экскурсии должны быть периодические паузы + длительные паузы для покупки сувениров, питания и т.д.

В некоторых ситуациях на тематических экскурсиях перед посещением объектов надо предупредить группу об особых требованиях к поведению, одежде и т.д. (посещение действующих храмов и монастырей, природных территорий).

заключительная часть экскурсии: экскурсовод должен подвести итоги, сформулировать основные выводы, т.е. привести в систему впечатления группы от поездки; нужно ответить на вопросы экскурсантов; поблагодарить группу за внимание, организованность и т.д.; поблагодарить водителей; предложить экскурсантам принять участие в экскурсиях схожей тематики.

 

68.Тур-это основной продукт деятельности тур. оператора в виде услуг или их комплекса, предназначенный для продажи на рынке.Это может быть отдельные услуги туристического характера(проживание в гостинице) или их комплекс, предоставляемый потребителю в виде тур. путешествия с определенными целями и по определенному маршруту. Составными тура является туристический пакет и комплекс услуг на маршруте, которые клиент просит включить в обязательную программу и платит за них заранее.
Различают два основных вида тура: пекидж и нклюзив-тур.Дополнительные туристическо-экскурсионные услуги – это услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой и доводятся до потребителя в режиме его свободного выбора. Тур. продукт несет в себе следующие основные потребительские свойства: обоснованность, надежность, эффективность, целостность, простота гибкость, полезность. Особенности тур продукта: неосязаемость,не способность к хранению,неотделимость от предоставляемой услуги,изменчивость в качестве.