Бюджетный профицит и механизм его распределения.

Превышение доходов над расходами – профицит бюджета.

Сокращение профицита бюджета осуществляется в следующей последовательности:

- сокращение привлеченя доходов от продажи гос или муниц собственности (для фед бюджета - сократить привлечение доходов от реализации гос запасов и резервов);,

- предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств,

- увеличить расходы бюджета по наиболее важным направлениям, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней,

Если вышеперечисленные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое закон-во РФ.

С 2004 г. профицит фед бюджета направляется в Стабилизационный фонд РФ – это часть средств фед бюджета, образовавшаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть. С февраля 2008 г. был реформирован и преобразован:

Резервный фонд предназначен для обеспечения расходных обязательств в случае снижения цены на нефть (размер - 10% от объема ВВП).

Фонд национального благосостояния – предназначен для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и обеспечения сбалансированности баланса ПФР.

 


36. Основы планирования доходов бюджетной системы.

Планирование доходов предполагает определение параметров поступающих в бюджет налоговых и неналоговых платежей на очередной финансовый год по видам платежей. Определение возможных поступлений доходов связано с изучением факторов, которые влияют на каждый платеж:

1 группа - общеэкон и соц-полит факторы - включают учет изменения цен и ценовой политики гос-ва, конъюнктуры внутр и внеш рынка. На основе изменения этих факторов опред важнейшие макроэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых и неналоговых платежей. Эти показатели фиксируются в прогнозе соц-экон развития РФ (изменение ВВП, уровень инфляции, доходы от экспорта и др). Определение показателей осуществляется МинЭкономРазвития и торговли, совместно с МинФином.

2 группа - факторы, кот учитываются при опред-ии конкрет видов доходов, связаны с изменением порядка взимания отдельных платежей, в первую очередь налогов, а также с изменением налогового закон-ва РФ

- данные экон анализа исполнения доходов бюджетов в прошлом и в текущем году,

- тенденции развития доходов в целом и по каждому отдельному источнику,

- изменение состава налогоплательщиков, количества объектов налогообложения, размера налоговой базы, ставок и льгот по налогам.

За общий объем поступлений и за распределение налоговых и неналоговых платежей м/у бюджетами отвечает Минфин, регион и местные финансовые органы.

Минфин определяет ожидаемое исполнение фед бюджета на текущий год. Территор финансовые органы осуществляют ту же работу, но в рамках регион и местных бюджетов.

Минфин определяет поступления по каждому виду налоговых и неналоговых платежей. Расчеты налоговых поступлений основаны на планировании налоговой базы, ставок налогов и коэффициентов собираемости. После расчета налоговой базы определяется средняя ставка налога на очередной год и на основе всех этих данных составляется проект соответствующего бюджета по доходам с разбивкой доходов по разделам и статьям бюджетной классификации.