Масляная система нагнетателя

Нагнетатель имеет свою отдельную от газовой турбины маслосистему.

Система маслоснабжения нагнетателя предназначена для обеспечения смазки подшипников, создания гидравлического уплотнения, а также для гидравлической разгрузки упорного подшипника при пуске и останове.

В системе маслоснабжения применяется масло марки 22 (турбинное "Л") ГОСТ 32-53: кратность циркуляции масла в маслобаке за час составляет 7. В систему смазки нагнетателя входит следующее основное оборудование:

Масляный бак

Главный масляный насос

Пусковой насос с электродвигателем переменного тока

Аварийный насос с электродвигателем постоянного тока

Маслоохладитель

Инжектор маслоохладителя

Инжектор главного маслонасоса.

Во время пуска и останова нагнетателя масло на уплотнение и смазку подшипников подается пусковым электронасосом, расположенным на маслобаке. Напорная труба пускового насоса подведена к сдвоенному обратному клапану, расположенному также в маслобаке. При пуске пускового насоса (14 кг/см2 в количестве около 400 л/мин) обратный клапан давлением масла поднимается вверх, закрывая при этом напорную линию главного маслонасоса и открывая окна в буксе, через которые масло поступает в систему раздачи. С увеличением числа оборотов ротора нагнетателя (свыше 4600 об/мин) давление, развиваемое главным маслонасосом становится выше давления пускового насоса, обратный клапан перемещается вниз и перекрывает напорную линию пускового насоса, при этом пусковой насос останавливается.

После главного маслонасоса напорное масло давлением 14-25 кг/см2 в количестве около 400 л/мин через сдвоенный обратный клапан подается в систему раздачи. Часть из него (170 л/мин) идет в опорный подшипник, который одновременно является гидравлическим уплотнением газа между камерой отбора газа из уплотнений и картером подшипника. Остальная часть силового масла (230 л/мин) подается к соплам инжектора маслоохладителя и инжектора главного маслонасоса.

Смазка опорно-упорного подшипника при работе нагнетателя производится автоматически от главного маслонасоса; последний расположен в полости подшипника.

Слив масла из картера подшипника происходит в грязный горячий отсек масляного бака.

Слив масла, насыщенного газом из поплавковой камеры нагнетателя происходит через два поплавковых клапана в газоотделитель и далее в грязный отсек маслобака.

Для облегчения работы упорного подшипника нагнетателя при пуске и останове предусмотрено разгрузочное устройство. Частичная разгрузка упорного подшипника осуществляется маслом от пускового насоса с давлением выше 10 кг/см2, подаваемого в специальное устройство. Включение и выключение разгрузки осуществляется автоматически клапаном разгрузочной камеры, расположенным в масляном баке. Для включения разгрузки необходимо наличие давления в поплавковой камере нагнетателя свыше 2 кг/см2.

В случае останова нагнетателя при неработающем пусковом насосе (отсутствие электроэнергии, поломка насоса и т.п.) при понижении давления ниже 6 кг/см2 автоматически включается аварийный электронасос с электродвигателем постоянного тока, подающий масло через свой обратный клапан в маслосистему.

Масло на уплотнение и смазку опорного вкладыша, в этом случае подается из аккумулятора.

На всас главного маслонасоса (во избежание срыва) масло подается инжектором с некоторым избыточным давлением (около 0,3-0,5 кг/см2). При падении Рсмазки < 12,5 – включается ПМН нагнетателя. При Рсмазки > 15 кг/см2 – работает ГМН нагнетателя.

Для охлаждения масла предусматривается маслоохладитель, расположенный в "чистом холодном" отсеке масляного бака. С помощью инжектора маслоохладителя масло засасывается из "чистого горячего" отсека и прогоняется через маслоохладитель. Слив масла из маслоохладителя происходит непосредственно в чистый холодный отсек.

Масляный бак нагнетателя

Маслобак представляет собой блок, в котором смонтированы: маслоохладитель, пусковой насос, аварийный насос, инжектор маслоохладителя, инжектор главного маслонасоса, газоотделитель, масляные фильтры, сдвоенный обратный клапан пускового насоса Ду 50, клапан разгрузочной камеры, внутренние маслопроводы, трубопроводы системы подогрева масла. Емкость масляного бака составляет ок. 3,4 м3. Корпус бака сварен из стальных листов. Стенки и дно бака для жесткости оребрены. Днище выполнено двухскатным для собирания отстоя, шлака и воды. В днище расположены фланцы для слива отстоя и отработанного масла. Для слива масла из полостей газоотделителя и «грязного горячего» отсека предусмотрены две бонки со специальными болтами М24. Отворачиванием болта М24 на несколько витков откроется отверстие между отсеками для слива масла. Бак разделен перегородками на три отсека: «грязный горячий», «чистый горячий» и «чистый холодный». Слив масла из подшипников осуществляется в «грязный горячий» отсек. Затем масло проходя через сетчатые фильтры попадает в "чистый горячий" отсек. Из «чистого горячего» отсека масло засасывается инжектором и прогоняется через маслоохладитель в «чистый холодный» отсек. Перегородка, установленная между «чистым горячим» и «чистым холодным» отсеками в верхней части имеет окно для перелива масла при переполнении одного из отсеков.

При крышке бака выполнены фланцы для установки пускового и аварийного маслонасосов, маслоохладителя, инжекторов, газоотделителя, фланец для выхода вентиляционного воздуха на свечу. Подвод вентиляционного воздуха осуществляется через бонки. На крышке бака имеются также лючки, обеспечивающие доступ к оборудованию, находящемуся внутри бака. Над «грязным горячим» отсеком имеется лючок с ситом для ручной заливки масла в бак.

На стенках маслобака имеются фланцы для присоединения внешних маслопроводов.

Маслоохладитель, поверхностью теплообмена 33,8 м2 и аварийный насос унифицированы с подобным оборудованием газовой турбины (см. описание рамы-маслобака ГТ-6-750).

Инжектор маслоохладителя и инжектор главного маслонасоса унифицированы между собой. Инжекторы устанавливаются своими приемными камерами под уровень масла в баке на 200 мм ниже предельного уровня, вследствие этого срывы подачи масла инжекторами исключены. К соплу каждого инжектора (ø 7 мм) подводится силовое масло в количестве около 115 л/мин давлением 12 кг/см2. При этом производительность инжектора составляет 400 л/мин, с развиваемым напором около 0,7 кг/см2.

Пусковой масляный насос шестеренчатый вертикального типа, производительностью около 400 л/мин, давлением 14 кг/см2. Корпус насоса опущен в маслобак ниже уровня масла. Мощность электродвигателя переменного тока 28 кВт, число оборотов 1460 об/мин. Насос состоит из одной ведущей шестерни и двух ведомых. Ведущая центральная шестерня соединена с валом с помощью шлицевой втулки. Вал насоса соединяется с электродвигателем муфтой с текстолитовым сухарем. Для более эластичной работы текстолитового сухаря предусмотрена его смазка. Набивка густой смазки производится через четыре отверстия М8. Корпус насоса состоит из приставки, соответствующей высоте шестерен и двух крышек. Корпус крепится к каркасу, который имеет фланец для крепления к крышке масляного бака. Наверх каркаса ставится и крепится электродвигатель.

Вал насоса имеет подшипник с баббитовой заливкой. Смазка этого подшипника осуществляется напорным маслом через отверстие винта М8 и трубу. С целью предохранения насоса от повышения давления предусмотрен предохранительный клапан, настраиваемый в заводе на давление 14,5 кг/см2.

Газоотделитель предназначен для отделения природного газа из масла, сливаемого из уплотнения нагнетателя. В газоотделителе масло течет тонким слоем по листам, установленным наклонно. Толщина слоя масла не более 5 мм.

При пленочном течении из масла с поверхности оделяется содержащийся в нем природный газ и сбрасывается в атмосферу через свечу. Масло, скопившееся в нижней части газоотделителя, через гидрозатвор отводится во вторую камеру, откуда также производится вывод воздуха на свечу (в атмосферу). Из этой камеры через вторую ступень гидрозатвора масло поступает в «грязный горячий» отсек масляного бака.

Масляные сетчатые фильтры представляют собой латунную сетку № 028, натянутую на стальной каркас. Два фильтра вставляются в пазы перегородки последовательно и образуют двойной ряд фильтрации, что позволяет один из фильтров вынимать для чистки во время работы нагнетателя.

Сдвоенный обратный клапан Ду50 предназначен для подключения попеременно напорных линий пускового и главного масляных насосов. Клапан состоит из сварного корпуса, буксы и золотника, В буксе выполнены окна для отвода масла. Масло после насосов, подводится к торцам буксы. Золотник перемещается внутри буксы за счет разницы давлений масла, закрывая подвод к клапану от насоса создающего меньшее давление.

Клапан разгрузочной камеры состоит из сварного корпуса буксы, золотника и пружины. В буксе имеются окна, соединенные с разными полостями корпуса. Сверху между крышкой и золотником установлена пружина, удерживающая золотник в нижнем положении, при этом окна в буксе закрыты. При повышении давления в поплавковой камере золотник поднимается вверх и открывает окна в буксе, соединяя напорную линию пускового насоса с разгрузочной камерой нагнетателя. Система подогрева масла поверхностного типа состоит из трубы Ду50 и расположена в "чистом холодном" отсеке маслобака. Поверхность теплообмена составляет 0,86 м2.В систему подогрева должна подаваться горячая вода с температурой не более 70-80 °С (желательно из отопительной системы или другая химоочищенная) в количестве около 4,5 м3/час.

Описание главного масляного насоса (описание опорно-упорного вкладыша нагнетателя).